Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31-32 (7338) 8 - 14 августа 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ИнформацияНИКИТА ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ: "В страну невозможно ввезти ничего ценного"Беседу вел Виктор ЛЕОНИДОВ Известный коллекционер Никита ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ снова в Москве, в музее Лобановых-Ростовских в Филевском парке. Этот уникальный музей-заповедник дворянской культуры был создан в сентябре 2001 года. Никита Дмитриевич, обладающий одной из лучших коллекций русской театральной живописи и графики, естественно, является главным дарителем музея. Мы встретились с ним в музее во время короткой остановки на пути из Лондона в Киев. С этого и началась наша беседа.
- Никита Дмитриевич, с чем связана ваша поездка на Украину? - Как член Международного выставочного фонда в Вашингтоне я принимаю участие в проекте, связанном с показом в США большой выставки представителей украинского модернизма. Сейчас лечу в Киев, чтобы в музеях и частных коллекциях отобрать работы для выставки в США.
- Недавно прошли очередные "русские торги" аукционного дома "Sothby" в Лондоне. Каковы ваши впечатления? - Довольно грустные. Раньше, в советское время, когда коллекционирование было связано в определенной степени с большой опасностью, были люди масштаба Ильи Зильберштейна или Вишневского, люди огромной культуры. Они не были профессиональными искусствоведами, но прекрасно понимали и любили искусство. Теперь многие собиратели - это люди, сумевшие составить большое состояние, но имеющие абсолютно другие эстетические представления, чем их предшественники. А деньги у них огромные. И в результате цены на "Сотбисе" баснословно растут. Объем торгов составил более четырех миллионов долларов. И это несмотря на то, что аукцион был незначительным. Там было много работ Кустодиева из шаляпинской коллекции, а ведь Кустодиев не часто встречается на аукционах. Кроме того, были материалы из архива Анненкова, в частности, его знаменитая "Книга портретов", которая была предписана к уничтожению советским руководством, так как там встречались портреты деятелей советской власти, впоследствии ставших врагами народа. В том числе были выставлены портрет Троцкого и великолепный портрет Ахматовой. Интересно, что эксперты оценили портрет Ахматовой в 50 тысяч долларов, а куплен он был за 123 тысячи. Портрет Троцкого оценили в 4200 долларов, а продали за 16 с половиной тысяч. И еще значительный интерес вызвали работы из собрания Эмиля Залюса. Он жил в Чехии, где все его собрание было национализировано, а после принятия закона о реституции его наследники получили работы обратно. Были представлены "Зима" и "Неаполитанский залив" И.Айвазовского и "Обнаженная" И.Репина, не самый удачный портрет, оцененный экспертами в 50 тысяч и проданный за 305. А какая-то обычная, ничего по большому счету не представляющая историческая картина неизвестного художника "Святые Кирилл и Мефодий обращают славян в христианство" ушла за 122 тысячи для клиента в Москве, хотя предварительная оценка была на сто тысяч меньше.
И в то же время осталась непроданной графика Ивана Клюни, Любови Поповой из собрания Костаки, а также беспредметные работы Ф.Леже и Ю.Анненкова. На первый взгляд, аукцион прошел более чем удачно, так как большинство лотов проданы. Но настораживает такое изменение вкусов собирателей и столь стремительный и необоснованный рост цен.
- Есть ли какие-нибудь новые поступления в ваш музей? - Тут вообще сложилась фантасмагорическая ситуация. Чтобы ввезти что-то в Россию, превышающее тысячу долларов, надо заплатить 30 процентов продажной стоимости. Подобный абсурд трудно придумать. Москвой создан музей Лобановых-Ростовских, при моем, естественно, участии. И я не могу ввезти ничего ценного, потому что за это надо платить фантастические суммы. Трагедия для российской культуры состоит в том, что власти делают все, чтобы ее культурное наследие не возвращалось. Люди, принявшие такие правила, хотят выглядеть в глазах народа защитниками национальных интересов, а на самом деле уже лишили Россию множества бесценных реликвий и с успехом продолжают это делать. А вот в США все обстоит по-другому. Там ввоз и вывоз произведений искусства совершенно свободный. И результат - страна существует всего 300 лет, а там самое большое накопление произведений мирового искусства. Объем продаж на аукционах в США составил 11,364 миллиарда долларов, в то время как во всей Европе - 10,921. В результате основной рынок искусства перемещается за океан. В тех же Соединенных Штатах, если человек дарит музею какое-то произведение искусства, с него списываются налоги на эту же сумму. В Англии, если готовится к вывозу работа, которую эксперты оценивают как национальное достояние, то государство имеет право задержать ее на 60 - 90 дней, и если не найдется сумма для покупки этого произведения, чтобы оно осталось, то работу выпускают. Человек, ее купивший, не несет никакого ущерба. Что говорить о России, откуда просто невозможно ничего вывезти, и многие просто боятся что-либо сюда ввозить. Мне кажется, настало время серьезно поработать над таможенным законодательством и создать все условия для того, чтобы Россия имела возможность возвращать свое великое наследие. Также в рубрике: |