Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31-32 (7338) 8 - 14 августа 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПутешествие древних боговМексиканское искусство в Эрмитаже Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
В дневниках Сергея Эйзенштейна есть упоминание о любопытном факте его биографии: узоры и сложные геометрические орнаменты, виденные им в полубреду во время болезни (они возникали слепящими кругами и цепочками за его сомкнутыми веками), ему довелось наблюдать гораздо позже воочию - в декоре старинных мексиканских ваз. Эйзенштейновское открытие при всей его мимолетности исполнено глубочайшего значения. Ибо приоткрывает завесу, скрывающую таинственные связи между бессознательным и его материализованным воплощением в артефактах, доказывает, что существуют некие первичные матрицы сознания, могущие быть запечатленными в формах древнего искусства. Действительно, по первому впечатлению каждый экспонат обширной выставки, открытой в Николаевском зале Эрмитажа и посвященной древнему искусству ацтеков, майя и ольмеков - всего более десятка древних племен, являет собою пластический слепок архаического сознания; некую мыслеформу, понятийный субстрат, овеществленный в камне либо терракоте. Мощная магическая сила, заключенная в предметах культа, фигурках богов, людей и животных, даже бытовой утвари, не выветрилась за тысячелетия, прошедшие со времени возникновения, расцвета и упадка величайшей цивилизации Западного полушария. Цивилизация ацтеков не знала колеса, но, судя по сохранившимся свидетельствам, находилась на полпути к метафизическому познанию параллельных миров и даже пыталась отчасти управлять ими. Многочисленные племена, населявшие Месоамерику, оставили великолепные образчики первобытного искусства, хотя это определение к ним применимо лишь отчасти. Представленные на выставке предметы и фигурки - это оболочки, в которых живет могучий дух того или иного божества. И порождены эти предметы не специфической художественной деятельностью в европейском понимании, но синкретическим, насквозь мифологизированным бытием человека, для которого картина мира складывалась как сложная система разнонаправленных и страшных в своей непреложности мистических сил. То, что Эрмитажу удалось спустя 40 лет после первой мексиканской выставки, имевшей огромный культурный резонанс, организовать вторую, ничуть не менее представительную - это поистине прорыв в область, доселе известную широкой публике лишь опосредованно: через откровения кастанедовского Дона Хуана и фундаментальные труды Леви-Брюля. На выставке - около 270 экспонатов из 16 музеев Мексики, Эрмитажа и Национального музея этнографии в Лейдене (Голландия). Артефакты манифестируют мистику, как бы разлитую по поверхности мирового тела. Притом предметы не просто символизируют некий дух, божество или понятие (что для архаичного человека одно и то же). Они сами и есть - "обиталища души оригинала" (определение де Гроота). Человек, украсивший головной убор орлиными перьями, не просто обретает орлиную зоркость, он сам становится орлом; любой предмет - скала, дерево, части тела, равно как и явления природы - для архаического человека есть часть тотема или сам тотем, осуществляющий связь всего со всем. Для такого человека пластические изображения существ, писанные красками, гравированные или изваянные, столь же реальны, как и сами изображаемые существа: боги огня, дождя, солнца, подземного мира, цветов. В этом смысле сокровища, привезенные в Петербург, поистине уникальны. Фактически Эрмитаж согласился принять у себя делегацию древних богов Мексики, жрецов и правителей, воинов и женщин, сопровождаемую предметами священных культов и жертвоприношений. Выставка называется "Путешествие в страну богов". На самом же деле это боги Мексики совершили далекое путешествие на берега Невы. У бога огня - "очень старый бог" Уэуэтеотль - морщинистое лицо старика и острая бородка. Бог ветра Ээкатль снабжен длинным птичьим клювом, рождающим ветер, а тело его представляет собою гибрид обезьяны с раздутым от вихря животом и змеи-хвоста, который он кокетливо перекинул через спину. Фигура бога смерти Коки Бешелашо (Миктлантекутли) имеет вид скелета, только кисти рук и стопы облечены плотью, что "отражает дуализм восприятия жизни и смерти". Очевидно, что все без исключения предметы на выставке - даже чаши и блюда, украшенные растительным орнаментом, - создавались в так называемом "измененном состоянии сознания", порождаемом галлюциногенными снадобьями, применяемыми во многих случаях социальной жизни. Древние ацтеки и ольмеки не различали явь и сон; для них не существовало грани, разделявшей миры; они культивировали духовные практики, которые со временем, возможно, открыли бы человечеству новые горизонты познания. Цивилизация ацтеков и майя была уничтожена испанской политикой "огня и меча", по жестокости мало чем отличавшейся от кровавых ритуалов аборигенов. Изысканные ювелирные изделия из золота отправлены в переплавку. Тем ценнее экспонат, выставленный из фондов Эрмитажа: золотая пектораль-бубенец в виде воина-орла (полое тулово грушевидной формы, внутри - медная бусина, звенящая при ходьбе). Открывает экспозицию огромная шеститонная каменная голова гиганта, установленная в вестибюле, у подножия главной лестницы: портрет древнего правителя ольмеков. К настоящему времени найдено 17 подобных голов. Вообще Мексика, по выражению одного из кураторов выставки, - это рай для археологов. На ее территории одновременно работают 80 экспедиций. Копать можно везде, и как сказала Сари Бермудес, президент национального Совета по искусству и культуре Мексики, "вы обязательно что-нибудь найдете". Некоторые бесценные экспонаты раскопали в центре Мехико при строительстве метро. Коллекция ритуальных масок из жада обнаружилась, когда река сменила русло и обнажила доселе скрытую в скальной породе нишу. Современная Мексика выросла на богатейших культурных слоях прошлого; иррадиация древнего искусства и мифологии отражается практически во всех сферах жизнедеятельности общества. И сегодня, как сказал Михаил Пиотровский, "мексиканцы помнят о связи с небесными силами и восходят на пирамиды, чтобы в правильное время поймать правильный луч". Также в рубрике:
|