Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31-32 (7338) 8 - 14 августа 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрТраектория свободного полетаИтоги антрепризного сезона Ирина АЛПАТОВА
Само слово "антреприза" с каждым годом требует все более широкого толкования. И одновременно норовит исчезнуть из театральной лексики. Во всяком случае, антреприза, понимаемая как наскоро сколоченная компания из двух-трех звезд, нацеленная на провинциальный "чес" и вооруженная непритязательной западной комедией, постепенно сходит на нет. Такие разовые объединения возникают сегодня редко и спонтанно, как огня боятся внимания столичной критики, а потому сразу же устремляются в места отдаленные, обходя стороной Москву и Петербург. Говорить о них вряд ли стоит, потому что сами актеры честно признаются: это - халтура, нужная лишь для поправки материального положения. С другой стороны, за последние годы в столице наметилось несколько крупных и достаточно серьезных продюсерских компаний, действующих на антрепризной основе, которые стремятся к весьма серьезной цели - стать свободным репертуарным театром. Но без постоянной труппы. А тон им по-прежнему задает весьма солидный частный Театр Антона Чехова, возглавляемый Л.Трушкиным и имеющий обширный репертуар. Не отстают "Арт-партнер XXI" Л.Робермана, "Независимый театральный проект" Э.Мамедова, "Фабрика театральных событий" М.Горевого, петербургский "Театрон-Н" Н.Петровой, а компания "Независимая антреприза" Ю.Малакянца и вовсе недавно поменяла свое название на Открытый театр. Ставка делается не на разовые контакты, а на перспективную и непрерывную творческую деятельность. Спектакли, которые здесь именуются коммерческими или свободными проектами, идут годами, хотя исполнительский состав порой меняется.
К тому же число продюсерских компаний (а их у нас на сегодня в одной Москве около 40) постоянно растет. За их организацию берутся люди самых разных профессий, причем не всегда творческих. В минувшем сезоне о себе заявили актерские "Театральное братство Оксаны Мысиной" и "Театральное дело Гольданскихъ"; центр "Акта сакраменталис", возглавляемый переводчиком и педагогом Евгенией Нечаевой; агентство бизнесмена Петра Шелехова "Театральные проекты Шелехов и Ко"; постановкой спектаклей занялись Театрально-концертное агентство "Доронин и Ко" и Центр творческих проектов "Арт +"; возник Театр "Кофе Амбассадор". Причем названы только те, которые пытаются привлечь к себе внимание, активно налаживают контакты с прессой, а значит, претендуют оставаться на плаву в течение длительного времени. Кстати, из вечно дискутируемой проблемы "свободных площадок", кажется, наметился один реальный выход. Из постоянно, активно и весьма успешно действующих можно назвать Центр драматургии и режиссуры под руководством А.Казанцева и М.Рощина, Центр имени Мейерхольда, Театр Наций и Театр эстрады. Хотя, естественно, функции названных организаций этим далеко не ограничиваются. Но именно там получили путевку в жизнь такие заметные проекты, как "Облом off", "Арто и его двойник", "Борис Годунов", "Прощай, Марлен, здравствуй". Так что пока в Комитете по культуре Москвы и прочих официальных органах ищутся пути решения этой проблемы, реальная театральная жизнь делает встречные шаги, что выглядит достаточно оптимистично. ...и умениемЗакон перехода количества в качество на антрепризном поприще действует не всегда. Имея достаточно большой опыт и отлаженный механизм работы, можно выдать шокирующий "перл", как это случилось с "Трактирщицей" в "Независимом театральном проекте", несмотря на присутствие режиссера Виктора Шамирова и звездную компанию актеров. А дебютируя, показать весьма любопытное, хотя и не слишком притязательное действо: например, "Кихот и Санчо" в постановке Оксаны Мысиной. Эволюция антрепризы происходит медленно, и порой один ее компонент не поспевает за другим. Взять хотя бы драматургическую основу и ее сценическое воплощение. Самый большой антрепризный прорыв - это отказ от пустышек-однодневок, положенных в основу проекта. Стремление к большой литературе и классической драматургии возникло не сегодня. Хорошо то, что сегодня оно не сошло на нет. В минувшем сезоне антрепризную афишу украшали имена Пушкина и Гоголя, Гольдони и Островского, Сартра и Уильямса, Пинтера и Саймона, а также Шекспира, Ростана и Дюма в одном проекте "Точка чести". Не меньший плюс - давать путевку в жизнь пьесам современных отечественных авторов. Кстати, именно такие проекты лидируют с большим отрывом. Причем среди авторов присутствуют как классики современной драматургии в лице Л.Петрушевской или покойного Г.Горина, достаточно известные мастера - Е.Гришковец, В.Коркия, О.Данилов, М.Угаров, А.Максимов, Ю.Поляков, так и дебютанты на этом поприще - Т.Егорова, В.Семеновский, Д.Минченок, А.Гольданская. Согласитесь, многие имена впечатляют. С другой стороны, мы наконец-то начинаем понимать, что театр - это не столько искусство драмы, сколько актерско-режиссерская вотчина. И Шекспир или Пушкин сами по себе погоды не делают. Что же касается режиссерского уровня антрепризных проектов, то здесь либо по-прежнему правит бал дилетантизм, либо и опытные режиссеры позволяют себе работать "левой ногой". Возьмите хотя бы Дмитрия Астрахана, превратившего пьесу своего вечного соратника О.Данилова "Путники в ночи" в предмет многоразового использования. Сначала поставил одноименный спектакль в Пушкинском театре, затем снял фильм "Подари мне лунный свет", потом, еще раз изменив название на "Все проходит", практически скалькировал спектакль для "Антрепризы Александра Абдулова". Виктор Шамиров, не столь давно считавшийся одним из перспективных режиссеров нового поколения, насадил агрессивную и развесистую клюкву в упомянутой "Трактирщице". Борис Юхананов, известный своими авангардно-подвальными опытами, выйдя на большую сцену с "Подсолнухами", выглядел человеком, оказавшимся там достаточно случайно. За скобки стоит вынести разве Валерия Фокина ("Арто и его двойник"), Леонида Трушкина ("Шалопаи, или Кин IV") и Владимира Мирзоева ("Любовник"), оставшихся равными самим себе. Поэтому что уж тут говорить о дилетантах по определению - актерах, шоуменах, журналистах или бизнесменах на режиссерском поприще. Кого бы ни ставила Татьяна Догилева, малоизвестного М.Полищука ("Не отрекаются, любя") или А.Островского ("Московские страсти"), все равно претендует на роль "разводящей" и не более того. И у Олега Меньшикова третья постановка ("Игроки") напоминает скорее забавную игру для избранных, нежели полноценный спектакль. Амалия Гольданская ("Самая, самая, самая") и вовсе представила нечто хаотично-невразумительное. Рвущийся в театр Андрей Максимов не смог дать адекватного воплощения даже собственной пьесе "Любовь в двух действиях". Бизнесмен Петр Шелехов увлекся внешним декором изысканной пьесы Т.Егоровой "Пипаркукас" и не сумел уловить ее суть. Хотя дилетантизм - понятие достаточно условное. Станиславский с Мейерхольдом искусству режиссуры тоже нигде не обучались, а поди ж ты, стали гениями. Видимо, дело все-таки в таланте, а еще в верном чутье и честной работе. Смог же актер Андрей Рыклин выстроить энергетически-заразительное и весьма оригинальное действо "Точка чести", составленное из дуэльных сцен классических произведений. А опытный чтец и актер Юрий Авшаров - синтезировать пушкинскую "букву" и сценический "дух" в "Борисе Годунове". Молодой актер и начинающий режиссер Сергей Глазков - по-новому перевести Сартра на театральный язык ("Закрытый процесс"). Или возьмите Евгения Гришковца, который парадоксальным образом делает дилетантизм предметом искусства. Выпавшие из гнездаМесяца два назад очень известная актриса, одна из первых пустившаяся в свободный полет, изрядно удивила. В некой телепередаче с весьма искренней тоской в интонациях говорила, что и рада бы вернуться "под крышу", да не зовут. И впрямь, еще не столь давно это было модно и вызывающе: добровольно выпасть из насиженного гнезда и положиться на собственные творческие и организационные способности. А вышло-то, как оказалось, боком. Свободные актеры либо пропадают из поля зрения, либо пребывают в ненужной суете и выглядят жалко. Ну не замечательным ли актером был некогда Валерий Гаркалин, звезда Театра сатиры? Петруччо, Мастер, Хлестаков... Сегодня же - это самодостаточный представитель откровенной театральной халтуры. Донельзя заштампованный, предсказуемый, заэксплуатировавший свой некогда честно заработанный "имидж" до тупика. В более мягких выражениях, но, по сути, то же самое можно сказать о Владимире Стеклове, Татьяне Васильевой, Любови Полищук. А ведь, будучи в штате и под надзором таких мастеров, как М.Захаров, А.Гончаров или М.Левитин, они походили на художников. Театр практически потерял Аллу Демидову и Татьяну Догилеву, Александра Балуева и Амалию Гольданскую, Ирину Апексимову и Александра Феклистова. Хорошо, Демидова успела многое сделать до своего ухода, а Балуев с Феклистовым востребованы кино. Догилева же перебивается на ниве не свойственной ей режиссуры и столь же бледно в своих спектаклях играет. Апексимова занялась продюсированием достаточно старой постановки Р.Виктюка "Наш Декамерон", но там у нее - единственная роль. Гольданская, решив "воспарить", в самостоятельной работе просто рухнула. Неумелая девочка-абитуриентка ничем не напоминала ленкомовскую звезду и лауреата Государственной премии России. Что же касается Олега Меньшикова, который по инерции считается "актером № 1", то многие театралы до сих пор интересуются: а в России ли он? И если отбросить спасительный кинематограф, то можно с искренним сожалением констатировать, что в театре он давным-давно утратил свой авторитет и на культового актера не тянет. Боже сохрани призывать кого-то вернуться домой, распевая гимны отечественной стационарной театральной системе. Каждый живет, как может и, главное, как хочет. К тому же упомянутые стационары переполнены разновозрастной вечной "массовкой", где единственным достижением многих может стать сакраментальное "Кушать подано!". Но и "свобода" не только не создала ни одного актера, но кое-кого попросту сгубила. Нет ежедневного тренинга, нет опытной руки мастера, нет художественного контроля - и все, пиши пропало. При том, что все упомянутые артисты действительно весьма одарены. С годами, впрочем, приходит мудрость. И многие "вольные хлебопашцы" пересматривают свои недавние радикальные взгляды. И норовят пристать хоть к какому-нибудь берегу - к Школе современной пьесы, например, или к Театру Луны, работающим на сочетании штатной труппы и постоянных приглашений. Или частенько ходят в гости, не забывая о доме. Как актер Театра на Таганке Валерий Золотухин - к Трушкину, ленкомовка Елена Шанина и мхатовец Борис Щербаков - в коммерческие проекты. Это, кстати, сегодня весьма распространенный образ жизни, поскольку редкий столичный театр обходится возможностями исключительно своей труппы. Практически перемешаны актеры Чеховского МХАТа и Табакерки, около десятка приглашенных работают в Пушкинском театре. Светлана Крючкова регулярно ездит из БДТ к С.Яшину, Ольга Кабо играет Роксану в Театре имени Моссовета, Алена Яковлева - Лулу у А.Житинкина, Леонид Кулагин навещает Театр имени Маяковского. И поверьте, они умеют сохранить лицо, да и чувствуют себя, по их собственным высказываниям, куда более защищенно. Кстати, контрактная система, не менее активно обсуждаемая, чем "свободные площадки", также начинает вводиться во многих столичных театрах. Да, конечно, можно всплакнуть о том, куда деваться никому не нужному безработному актеру. Но почему-то этих плачей, по крайней мере публичных, куда меньше в том случае, если закрывается какое-нибудь крупное промышленное предприятие. А рынок есть рынок, хотим мы того или нет. Когда-то Марк Захаров был подвергнут остракизму за статью "Зачем Москве 200 театров?" Нужны ли ей несметные тысячи актеров? Вот в чем вопрос... Также в рубрике:
|