Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7355) 28 ноября - 4 декабря 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеВиртуальное пиратство в Историческом музееОра Ито представил свою продукцию в Москве ВЫСТАВКАЮна ВЕЧЕНА До последнего момента, когда речь заходила о выставках в Историческом музее, мне сразу представлялось что-то серьезное, солидно научное и непременно связанное со славным прошлым нашей родины. А потому уже сам факт экспозиции скандально известного дизайнера времени цифровых технологий в залах ГИМа казался чем-то неожиданно странным и интригующим. Удивлению действительно нашлось место, когда вслед за вереницей не так давно открытых залов с документами и картами, иконами, посмертной маской Петра Великого и царским облачением в темноте дверного проема моему взору открылось неземное голубое свечение. Традиционная экспозиция, казалось бы, оформленная согласно новейшим музейным технологиям, сменилась просто последними технологиями уже без всякого отношения к музею. В сконцентрированном, фосфоресцирующем голубом свете вращающихся фонарей под музыку деловито суетящегося диджея чинно застыли напротив друг друга добрых два десятка мониторов, вмонтированных в специальные стелы. Это и были три зала, отведенные творчеству Ора Ито. О нет! Этот человек, ради которого Исторический музей пошел на отказ от привычных стереотипов, вовсе не японец. Просто пять лет назад никому не известному двадцатилетнему пареньку из Марселя Ито Морабито (таково настоящее имя героя) удалось стать событием номер один в мире дизайна. Он создал виртуальные модели несуществующих предметов и несуществующие модели предметов реальных и на свой страх и риск разместил их в Интернете в качестве новинок крупнейших корпораций индустрии дизайна. Разумеется, завидев космически обтекаемую сумку-рюкзачок от Louis Vuitton или работающую на атомной энергии зажигалку Bic, туфли Roger Vivier или новый вариант ноутбука Macintosh, больше похожий на арсенал героев "звездных войн", нежели обыденного офиса, потенциальные покупатели стали осаждать магазины и сайты торговых представительств, требуя продажи суперразработок. Пока ничего не понимающие менеджеры сходили с ума и обрывали телефоны, обдумывая, стоит ли подавать в суд на неслыханной наглости IT-пирата, Ора Ито замахнулся на самого Gucci, создав проект целой виллы, полностью экипированной вещами с его логотипом. Теперь уже никто не сомневался, что дизайнера-хакера затаскают по судам. Однако вместо этого Ито позвонили из Лувра и предложили устроить персональную выставку. Слыханное ли дело в 21 год? Дальше события развивались по принципу снежного кома: журналисты дружно окрестили самозванца "феноменом нашего времени", "бунтующим буржуа", "великим пиратом рубежа веков", а те самые компании, которым он буквально вчера "подложил свинью", стали искать его помощи и сотрудничества. L'Oreal и Adidas потребовались разработки флаконов для парфюма, Alfa Romeo - лак и помада для рекламной компании их 147-й модели, ориентированной на вдруг открытую маркетологами дамскую аудиторию. Молодое дарование оценил даже Нью-Йоркский музей современного искусства. Теперь уже он выбирал, с кем работать. Ито обзавелся собственным бюро в Париже и сменил сомнительный имидж пирата на обаятельную буржуазную благопристойность. Однако и здесь, имея немалые и вполне реальные заказы, Ито не собирался отказываться от стратегии, некогда принесшей ему мировую славу. По его собственным словам, дизайнер как стремился, так и стремится "создавать вещи, которые будут актуальны не сейчас, а через 20, 30 или 100 лет". Такие актуальные для человечества, как билет на Марс или маленькие термосы вроде одноразовых баночек с колой, содержащие ароматизированный кислород. Что и говорить, до Ора Ито никому и в голову не приходило не только занять, но и вообще приметить эту пустующую художественную нишу. Разумеется, все это не более чем умело поданная и коммерчески успешная шутка, ведь не думает же дизайнер всерьез, что если когда-нибудь кому-нибудь и понадобятся билеты на Марс, то он вспомнит об Ора Ито. Конечно, нет. Это всего лишь игра. Игра с естественным человеческим желанием заглянуть в будущее с футуристической концепцией, с отрывом конструкции от функции не в пространстве, а во времени. И пусть Ора Ито сколько угодно рассказывает, что его дизайн - это не дизайн в духе современных тенденций. Ведь, разглядывая ту самую упрощенную модель первой сумки, запущенную в промышленное производство умелыми китайцами, нельзя не понимать, что его творчество и есть тенденции, мейстрим. Все, что было в Ора Ито личного, - это сама акция беспрецедентного пиратства. Его создания, легко мимикрирующие под любой корпоративный стиль, уже сами по себе внеличностны. Они созданы не художником, а той надындивидуальной силой, которую мы зовем тенденцией времени. Причем в самом что ни на есть чистом виде, так сказать, необезображенном мыслями о технологичности реализации. С этой точки зрения выставка прежде всего и интересна. Посмотреть на цифровой утюг и CD-плеер, напоминающий космическую тарелку, - это все равно что вдохнуть квинтэссенцию электронного процесса современного промышленного дизайна. "Бунтарь буржуа", создавший в пику системе несуществующие предметы, на самом деле оказал ей неоценимую услугу и тем самым лишь упрочил ее. Феномен Ора Ито лишь еще раз доказал, что в нашем мире достаточно всего один раз устроить себе грамотный, пусть и противозаконный PR, "взорвать" представление о сложном механизме кастовой иерархии Великих Брэндов, сотворить собственный миф, чтобы на долгие годы стать признанным художником, чье имя украшает собой вовсе не пособия по экстремальному промоушну, а список крупнейших дизайнеров столетия. Также в рубрике:
|