Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7355) 28 ноября - 4 декабря 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесКак Несчастливцев стал счастливымСемейный подряд Евгения Майхровского Мариам ИГНАТЬЕВА
Такова, видно, природа циркового искусства: всегда, приобщаясь к нему, словно попадаешь в иной мир, на другую планету, многое здесь из области чудес и волшебных превращений. За то мы и любим цирк - он постоянно заставляет удивляться даже людей, которых жизнь давно отучила от этого. Всегда находятся поводы воскликнуть "ах!" - невообразимая сложность трюков, сила, ловкость, мужество, красота. При недавнем знакомстве с новым для меня цирком-шапито "Май", раскинувшим свой "цыганский табор" в одном из спальных районов Москвы, к названным выше поводам для удивления прибавился еще один, пожалуй, самый веский: то, что есть шапито по имени известного клоуна и принадлежит имя целой династии, большой цирковой семье, а Май - Евгений Майхровский - "предводитель". Именно это удивило - судьба человека. Буквально на моих глазах разворачивались события его жизни. По сей день помню выступления студента на учебном манеже в Государственном университете циркового и эстрадного искусства - невысокого роста, крепкого, кряжистого, улыбающегося во весь рот. Второй год тогда он овладевал клоунскими премудростями, а казалось, успел уже все освоить, а учился Женя Майхровский сразу на двух отделениях училища - клоунском и физкультурно-акробатическом.
А когда спустя несколько лет он окончил училище (с отличием!) и на арену большого цирка вышел молодой коверный, приглашенный известным режиссером Марком Местечкиным в свою программу, мне поручили написать первую рецензию на выступление молодого артиста (миссия весьма ответственная - первый отклик: не прозевать талант и не перехвалить). Еще в начале цирковой карьеры, в училище и когда коверный вступил в ряды "регулярной" цирковой армии, мне нравилась сохранившаяся по сю пору мягкость исполнительской манеры. И грим Евгений выбрал легкий, лаконичный: жирная красная точка на кончике курносого носа; обрисованный белым полукружием рот, черная мелкая шляпка-канотье, и широко распахнутые, словно светящиеся глаза. Удивленный и добрый взгляд впервые знакомящегося с окружающим миром маленького человечка. Так задумал артист внешнее обличье и характер своего героя. И остается верен ему по сей день. Мы разговариваем с Евгением Бернардовичем на этот раз после премьеры в его цирке-шапито. И меня ни на минуту не покидает мысль: почета, званий, заслуг, регалий народный артист России Евгений Майхровский накопил предостаточно; и известности, популярности ему не занимать, и солидности. А клоун Май - все тот же: добрый, ласковый, смешливый, умеющий в несмешном находить поводы для заразительного смеха. Выходит он на манеж, как и всегда, с партнером - белой пушистой собачкой Филей. На сей раз они демонстрируют мастерство эквилибра: клоун поднимается с удобно разлегшимся на голове Филей (на шляпке, конечно, ибо и костюм все тот же) по вертикально стоящей лестнице, не укрепленной и не поддерживаемой никем, до самого верха и столь же степенно, размеренно спускается, словно только по таким лестницам привычно им ходить. И мне сразу вспомнилась грустная и одновременно смешная история появления первого четвероногого партнера в сценической биографии артиста. На Птичьем рынке присмотрел подходящую собаку (помесь терьера с карликовым пуделем). Увы, в кармане у студента сумма оказалась в два раза меньше запрошенной хозяином. И сколько ни упрашивал покупатель уступить, ни объяснял, что не забавы ради нужно ему это очаровательное существо, для высокого искусства - продавец и слушать не хотел. Тогда молодой человек решительно сбросил на землю пальто, шапку и прямо на рынке, при всем честном народе стал демонстрировать свои трюки: стояние на руках, сальто, кульбит и прочее. Мог ли хозяин после этого устоять и не принести в жертву истинному искусству свои меркантильные интересы? Так появился на арене знаменитый Филя (полное имя Простофиля) - равноправный коллега и друг Мая (с годами все собачки выступали с клоуном под этим же именем и все были белыми и пушистыми). - По моему твердому убеждению, - говорит Евгений Бернардович, - клоун - это большой ребенок, непосредственный, с открытым сердцем, абсолютно доверчиво и бесхитростно воспринимающий все, что происходит вокруг. Взрывной импульс, мгновенная реакция - определяющие черты характера. Только бы не превратить удачно найденный прием в штамп. Казалось, сам Бог уготовил Маю клоунскую карьеру. Рода он соответствующего: отец Бернард Вильгельмович и мать Антонина Парфентьевна составляли акробатический дуэт, известный своими оригинальными трюками (впоследствии они стали педагогами ГУЦЭИ, а Антонина Парфентьевна и сегодня продолжает там трудиться). Наследовать бы сыну Евгению родительскую профессию. Однако его манило совсем иное: он мечтал о драматической сцене и в школьную пору увлекался чтецким искусством, занимался в театральном кружке. А в такой роли, как Несчастливцев в "Лесе" Островского, снискал поклонников своего актерского таланта. - Видел себя даже Гамлетом, - смеясь, рассказывает Евгений Майхровский. - Окончил школу. Пришло время поступать в вуз, и, естественно, в театральный, как мечталось. Обошел решительно все театральные вузы и училища Москвы, и везде, как только дело доходило до экзаменов по технике речи, педагоги едва ли не в обморок падали: как возможно одновременно сипеть, свистеть, шепелявить и картавить? Самое убийственное - исправить, по их утверждению, это было невозможно. Тогда-то и замаячила мысль о цирковом. Но и здесь история повторилась: в приеме даже в цирковое училище решительно отказали - дикция безнадежно плоха! Характер у меня, как все говорят, мягкий. Но если уж я что-то задумал, я умею добиться цели. Упрашивал, уговаривал, обещал исправиться. Наконец, мои мучители сдались и согласились принять условно на полгода. И через полгода, после первой сессии, я не только стал полноправным студентом, но даже получил повышенную стипендию. "Чудо", свершенное мной, привело в недоумение руководителя и педагогов. Секрет, естественно, в упорстве, в трудолюбии. Массу усилий приложил, пользуясь артикуляционной гимнастикой, часами перед зеркалом строил немыслимые рожи - страшные, смешные; выделывал языком фортели и так развил его подвижность, что научился доставать им кончик своего носа; многие часы отдавал занятиям музыкой, постановке голоса. Между прочим, училище окончил с отличием, однако еще десять лет не бросал уроки. Да, справедлива народная мудрость: не было бы счастья, да несчастье помогло. Мало того, что признанный непригодным к сценической деятельности юноша стал известным, народным артистом, клоуном, прочертившим гастролями всю Россию, всю Среднюю Азию, всю Прибалтику, пять раз ездил в Японию; гастролировал в Южной Америке, Аргентине, Бразилии, Южной Корее; во всех странах Европы знакомы с его творчеством. Именно он, клоун Май, принес славу фамилии Майхровских, заставил узнать и признать эту династию, заявившую себя уже четвертым поколением. Евгений Бернардович "заманил" в клоуны всю большую цирковую семью. Начал с жены Натальи Ивановны, готовившейся к профессии врача. Ультиматум мужа-клоуна, пожелавшего видеть спутницу жизни помощницей, ассистенткой, клоунессой, привел ее в цирк. "Забавная была, уморительная, когда вышла первый раз на арену, - вспоминает муж. - Смешнее ее я никогда никого не видел. Точно угадал предназначение". А дальше следующее поколение - дети: сын Борис, дочь Елена - клоуны-дрессировщики, оба дипломированные цирковые режиссеры. ГИТИС - их научно-теоретическая база, а практическое обучение дома - здесь есть кому дать советы и в клоунаде, и в дрессуре, да и в разных других цирковых жанрах: клоун Май владеет всеми премудростями и тонкостями профессии. Борис и Елена часто придумывают вместе номера семейных представлений и недавно в Париже получили золотую премию "Цирк завтрашнего дня" за номер с дрессированным красным кенгуру. Даже представители следующего поколения, четвертого по счету, - 17-летняя внучка Наталья и 10-летний внук Женя постепенно приобщаются к семейным занятиям. Внучка уже всерьез, потому что она овладела искусством верховой езды и дрессурой (морские львы, пингвины, лошадь - ее подопечные), и она полноправный участник ряда интересных номеров премьеры. Роль десятилетнего Жени пока совсем скромна: он выходит на манеж в музыкально-эксцентрической сценке и должен вовремя ударить в барабан. Итак, глава рода обратил всех в свою веру. И даже тех, кто пришел со стороны и влился в семью, - жену сына, Галину, в прошлом прима-балерину "Цирка на воде", приобщил к клоунской профессии, к дрессуре, жонглированию; а дочь Елена вышла замуж за клоуна Валерия Афанасьева. Так разрослась большая цирковая семья. Упрочилась. Отношения здесь поставлены на деловую ногу. Все проблемы обсуждаются на семейном совете (собрании). И на должность директора - финансово-технически-административную - избирали всей семьей и назначили Бориса Евгеньевича. С ним хотелось поговорить, чтобы поподробнее узнать о коллективном "подряде" Майхровских. - У нас большое и сложное хозяйство. Состав шапито примерно 40 человек; артистов около 20, животных, самых разных, около сорока; бытовки для артистов, помещения для содержания животных, солидный автопарк и прочее, и прочее, и прочее. Мы вкладывали и вкладываем (мы - это семья) много денег, чтобы совершенствовать свой цирк. По-моему, результаты заметны. Сейчас работаем над проектом "Театр морских животных". Когда гастролировали во Франции, в Италии, мы насмотрелись аттракционов с морскими животными. Там и загорелись желанием сделать что-то свое. Стали собирать разные материалы, приспосабливать имеющиеся уже в репертуаре, идущие номера к будущему театру. В этом специфика, принцип нашей работы - не сидим на репетиционном периоде, не просим у Росгосцирка дотаций на подготовку зрелища, а по ходу дела прокатываем в программе то, что удалось уже наработать, и, дополняя новым, постепенно расширяем, формируем репертуар на будущее. Весьма серьезного подхода к животным требует дрессура, поскольку на манеж мы выводим не только традиционных участников представления, но и таких необычных "артистов", как пингвины или красные кенгуру... Однако есть полная уверенность, что проекты Майхровских осуществятся - в семье привыкли добиваться цели. И все относятся к труду не как к скучной обязанности. Эту особенность рода Майхровских красной строкой выделила Елена Евгеньевна - дрессировщица-клоунесса и режиссер-постановщик. - Цирк - моя жизнь, моя страсть. Я люблю животных, дрессуру, люблю веселье, смех, клоунаду. Но активно не приемлю отношение к клоуну как к заготовщику шуток и острот, как к смехопроизводящей машине (такое весьма распространено!). Это досаднейшая ошибка в нашем искусстве. Самоопределяющее в нем - талант, мастерство актера, и в этом я вижу свою цель, жизненную задачу. В этом, добавлю, гарантия успешного будущего оригинального театра династии Майхровских... Вот так Несчастливцев клоуна Мая дожил до счастливой поры. Также в рубрике:
|