Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7355) 28 ноября - 4 декабря 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноАквариум с водкой и Ленин-грибЧистый индепендент Александра Баширова Евгения ПЛЯШКЕВИЧ В Санкт-Петербурге прошел пятый "Дебошир Фильм Фестиваль - Чистые грезы". Пять лет для малобюджетного фестиваля, декларирующего независимость кинематографа, - срок уже немалый. Сменившие три площадки и обосновавшиеся на этот раз в Ленинградском доме молодежи, "Чистые грезы", начинавшие свой путь как неформальная акция Александра Баширова и его ближайших друзей, за годы существования не только приобрели статус международного фестиваля, но сумели привлечь на свои экраны ленты всемирно признанных классиков. Среди мастеров в программе этого года значились Дзига Вертов, заявленный как "главный противовес главному ревизионисту" российского кино - Сергею Эйзенштейну; знаменитый литовец Шарунас Бартас, Кира Муратова и Жан-Люк Годар. Концепция форума, сформулированная ее создателем Александром Башировым, уже пятый год остается неизменной: "Фестиваль ставит перед собой цель - собрать энтузиастов, беззаветно преданных идее индепендент-кино. Кино, не зависящего от политического, финансового и государственного давления на творческий акт художественного отображения современности. Существующее во всем мире кино молодых режиссеров, не зависящих от потребности удовлетворять невзыскательную массовую культуру, обезличивающую и нивелирующую сложность современного человека". Для участников фестиваля кино - это действующий авангард, поднявший (или ухвативший) знамя всемирных революций - от коммунистических до гендерных. Открытие фестиваля проходило по уже проверенному сценарию - показали фильм Сергея Эйзенштейна "Стачка", звуковой ряд к которому воссоздан известной питерской музыкальной группой "Tequillajazzz", и презентовали наполненный водкой аквариум, ставший уже символом "Чистых грез". Главное слово для "Дебошир Фестиваля" - "неформат". Ни о какой стилевой выдержанности кинопрограмм говорить не приходится. На экранах двух залов ЛДМ друг друга сменяли такие ленты, как "Познавая белый свет" Киры Муратовой, "Хорошие руки" Пеэтера Симма, "Небо. Самолет. Девушка" Веры Сторожевой, "Домашнее алко и порно" Андрюши Сильвестрова, идеолога студии "Видеодом", известной своими акциями в московском культурном центре "ДОМ", или "Убитые молнией" Евгения Юфита - очередное "новое слово" некрореализма в кино. Обширная программа финского кинематографа также стала традиционной. И пусть на этот раз не приехали ни Аки, ни даже Мика Каурисмяки, любители "северного кино" не остались разочарованными. Одним из центральных событий фестиваля стали ленты Яри Халонена. Его последний фильм "Рождественская вечеринка" - про неудавшееся ограбление банка - впервые был показан в финской тюрьме для тамошних обитателей. Но больший фурор произвела картина этого же режиссера "Назад в СССР" - мрачноватый сюр о вожде мирового пролетариата, очень почитаемом в современной Финляндии, кино, сравнимое с теорией Курехина, про происхождение В.И.Ленина (о том, что Ленин был грибом). История про Владимира Ильича, который не умер в 1924 году, а уехал в Трансильванию по приглашению Рейма Ело, финского сталиниста. Мистический сюжет, родившийся в Трансильвании, известен всем: дедушка Ленин также не избежал участи графа Дракулы, и теперешняя его жизнь - бесконечное странствие по временам и странам в поисках исцеления от напасти. "Дебошир Фильм Фестиваль" - это не только кинопоказы. В его рамках проводятся ежедневные концерты "Rock-дебош", на которых представлены как питерские музыканты, так и зарубежные группы (преимущественно опять-таки из Финляндии). Также на фестивале прошла презентация "Гендерной интервенции" - спецпоказы и обсуждение фильмов из программы Института "Открытое общество" - "Гендерная политика и СМИ" и акция "Арт-дебош" - видеоинсталляции, социальные спектакли и выставки картин. "Дебошир Фильм Фестиваль" имеет еще одну особенность, выгодно отличающую его от студенческих и молодежных кинофорумов, где очень часто небрежность, неряшливость и отсутствие мастерства преподносятся как особый художественный прием. Стоит отдать должное гостям Баширова, которые творят андеграундное искусство без пренебрежения профессиональными приемами. И своеобразным манифестом этого "профессионального андеграунда" стал фильм Дмитрия Эльяшева "Осенний бал" - супермалобюджетная картина (стоила она гораздо меньше многих вгиковских короткометражек), выполненная на очень высоком уровне. Фильм, снятый на DVD специально для показа на экранах "домашних кинозалов", представляет собой 40-минутную историю, которую придирчивый критик-ханжа мог бы обозначить так - "пропаганда легких наркотиков". Но можно посмотреть на этот фильм совсем с иной точки зрения - не зря в центре сюжета оказывается "марихуанная вечеринка": экранизация картинок "измененного сознания" и реальные, не прописанные дотошным сценаристом диалоги составляют совершенную по звуку и изображению картину, которая иллюстрирует высочайшие возможности кино компьютерного. Также в рубрике:
|