Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 48 (7355) 28 ноября - 4 декабря 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираИгра на чужом полеБандитское клише на нашем лике Александра ТУРГАН Берлинский Арт-форум проводился уже в седьмой раз. 150 галерей из 25 стран стали участниками самой молодой Международной ярмарки актуального искусства. Однако судьба форума по-прежнему достаточно неопределенна.
С одной стороны, все в Берлине хотят, чтобы Арт-форум существовал. С другой - банки не очень охотно вкладывают деньги в это перспективное, но пока убыточное предприятие. Ведь тратить средства на раскручивание неизвестных имен - дело рискованное и долгое. Продаются картины на Арт-форуме плохо, и потому проведение его не возмещает устроителям затрат. По этой причине Берлин каждый год ищет новых инвесторов и попечителей Арт-форума. И каждый год его проведение находится под угрозой срыва. А экономические проблемы германской столицы не дают ее властям возможности надежно опекать свое бедное, но любимое дитя. Тем не менее за семь лет своего существования Арт-форум сумел приучить всех к мысли, что новизна и поиск актуальных форм изобразительного искусства проявляются с особым размахом только в Берлине. Потому как Арт-форум даже при низком уровне продаж - единственная ярмарка современного искусства, способная открывать и вводить в мировой художественный контекст новые имена. Солидные же - Базельская и Арт-колонь - занимаются удержанием покупательского спроса за счет проверенных временем имен и рисковать не намерены.
Собственно, Арт-форум, как международная "площадка молодняка", и был организован в пику Арт-колонь - ярмарке, которая из-за ухудшившейся рыночной ситуации последних лет совсем перестала выставлять новейшее искусство. Специалисты воспринимают Арт-форум как поле новомодных идей, а не как рынок товаров. Тем не менее привезенные в Берлин работы активно обсуждает пресса, вниманием здесь никто не обделен, и мнение о художниках формируется четкое. Можно сказать, что Арт-форум дает хороший старт в международное изобразительное пространство. Российские галереи участвуют в нем уже пять лет. Первой приехала "Айдан-галерея", продающая не только русских, но и иностранцев. За ней последовали "XL", галерея Марата Гельмана, в прошлом году приезжала владивостокская "АРКА", а в этом - питерская "Д 137" и московские "Улица ОГИ" и "VIP". Наше изобразительное искусство на Западе воспринимается пока сложно. Русский бум, устроенный "Сотби" в 1989 году, в действительности очень навредил репутации России на Западе. Цены на картины российских художников вздувались на волне ажиотажа вокруг перестройки: полотна уходили за безумные деньги. А потом цены катастрофически обвалились. Сейчас в принципе весь мир покупает только "верняки" - проверенные временем, выдержанные, словно хорошие вина, имена. Новичкам же крайне сложно играть на таком поле. Нас на Западе вообще знают плохо. Участие соотечественников в международных ярмарках только начинается. При этом российское государство (в отличие, ну скажем, от Испании, активно помогающей своим художникам выйти на международный уровень) не ощущает потребности вкладывать средства в поддержание новейших форм искусства. Совершать же на Западе прорыв в одиночку сложно. Однако наше недолгое присутствие на берлинском Арт-форуме уже сделало свое дело. Кое-кого из российских художников признали и покупают. Хотя в целом ситуация остается сложной: у россиян, в том числе и у художников, имидж, надо признаться, неаппетитный. В начале этого года, например, в Берлин привезли огромный российский проект "Давай - Давай!", который очень долго готовился немецкими специалистами совместно с российскими ведущими галеристами. В результате же немецкие устроители поместили на рекламные щиты ощеренного дядю в ушанке, с мобильником и намешали компот из всего им предложенного. Московские галеристы возмутились не на шутку. И хотя посетителей на выставке было много, иные наши художники жалели потом, что участвовали в таком действе. Что же касается умения продвигать свой товар на Западе, то и это пока не самое сильное наше место. Москва оживилась: банки с помощью галеристов и кураторов стали собирать коллекции и платить художникам хорошие деньги. Но на Западе мы - гости, и новичкам на Арт-форуме назначают малую цену. Таков закон рынка. Со временем цена на "товар" должна неуклонно расти - как показатель стабильности имени. Наших же художников такой подход возмущает: они не хотят дешево продаваться в Берлине. Они ощутили вкус других денег. Но не следует забывать, что ощутили дома! А на Западе они еще остаются мало кому известными именами. В прошлом сезоне россиян уже начали покупать музеи и коллекционеры. В нынешнем - пока полный провал. Год и так выдался трудным для продаж: из-за наводнения Германии в принципе не до искусства. И тем не менее немецкие галереи сумели хорошо заработать! Потому что имеют постоянных клиентов и грамотно продвигают свой товар. Можно сколько угодно спорить о работах соотечественников, тем не менее они были заметны в пространстве ярмарки. Эмоциональны, энергетичны. Ни на кого не похожи. И это здорово. К нам есть интерес. Но много и претензий: говорят, мы мало развиваемся, из года в год представляем одни и те же имена. И главный парадокс: делаясь узнаваемыми и понятными, перестаем быть неожиданными и рискованными! А здесь в Берлине надо постоянно удивлять. Ведь это в первую очередь рынок идей - интеллектуальных и эмоциональных. Поэтому наш человек Олег Кулик, еще недавно потрясавший Берлин своими перформансами, не интересен сегодня немцам. Они называют его работы "форматом ширпотреба для новых русских". Также в рубрике:
|