Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 49 (7356) 5 -- 11 декабря 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Проекция оптимизма

По следам выставки Эдо Муртича

Наталья ЗЛЫДНЕВА


"Осязаемый страх". 1983 г.

Недавно в Новом Манеже проходила выставка, которая не могла не оставить след в жизни столицы. В ноябре - начале декабря здесь демонстрировались произведения хорватского художника Эдо Муртича - яркого представителя беспредметной живописи.

Искусство 81-летнего маэстро в первый раз было явлено России, между тем в мире оно уже давно заслужило репутацию классики ХХ века. Муртич снискал славу мастера, стоящего на одной ступени с крупнейшими новаторами современности. Его полотна представлены во многих музеях и галереях Европы и Америки, включая такие престижные коллекции, как лондонская Tate Gallery, Нью-Йоркский музей современного искусства, Музей Гуггенхайма, Музей современного искусства в Париже. Темпераментная живопись Муртича заставляет вспомнить полотна Матисса, Ван Гога, Марке, а также американца Поллока - отца экспрессивной абстракции послевоенного времени, с которым мастер был знаком в юности во время своего длительного пребывания в США. Безупречный колористический слух и размашистая откровенность мазка Муртича сродни искусству Гончаровой, к которой наряду с другими художниками русского авангарда мастер всегда испытывал интерес. Вспоминалась и экзистенциальная абстракция Френсиса Бэкона, выставка которого произвела фурор в начале перестройки - в те времена, когда искусство еще способно было будоражить воображение соотечественников. Но былые времена прошли...

Вот и бывшая Югославия - этот уникальный в истории Европы конгломерат народов и культур - ушла под воду, подобно легендарной Атлантиде, так и не успев стать знакомой российскому человеку. Туристическим китчем сейчас звучат слова о том, что древние земли Хорватии и ее побережья - Далмации - хранят память о тысячелетиях цивилизации: наследие греков и римлян, итальянского Возрождения, рафинированной культуры Австро-Венгрии сплелись здесь в насыщенном пространстве памятников-знаков. Живопись Муртича - живой свидетель этих хитросплетений европейской судьбы и ее нынешних коллизий.

Послевоенная Югославия, отмежевавшаяся от Сталина и социалистического лагеря, кипела противоречиями, распятая между политическим Востоком и Западом. Однако было одно несомненное достоинство: лишенные цензуры искусство и литература на равных вошли в контекст мирового художественного процесса. Эдо Муртич принадлежит к тому поколению, которое еще в довоенной Югославии прониклось духом социальной справедливости, а позже с оружием в руках боролось за нее. Он - из разряда личностей такого масштаба и дарования, которые смогли шагнуть за границы локальной традиции, сломать стереотипы "лагерных" предубеждений и уже в 50-х способствовать тому, что место Югославии в интернациональной художественной семье стало фактом реальности.

Мощный сноп лучезарного цвета, неистовая раскованность мазка. Свобода и воля собственного "я", невероятная креативность - вот то, чем захватывает эта живопись. Драматический оптимизм, проекция разбушевавшейся стихии цвета и жеста, элегантность и страсть. Спонтанность, забранная в рамки высочайшей живописной культуры, точность размашистого жеста, доскональность тона, взрывчатая энергия композиции. Полотна прессуют время. Они вонзаются в окружающую среду у нас на глазах, разрывая привычные связи, подчиняя внешний мир своему бешеному напору - части холста в этом стремительном порыве так и остаются непокрытыми краской. Прессуется и пространство, вовлеченное в стихию круговорота цветовых пятен, брызг, полос.

Муртич стал Муртичем практически сразу. Были годы учения в академии, годы войны, годы странствий. От выразительной графики и колористических пейзажей начальных этапов через эмоционально насыщенную "живопись действия" 70-х к своеобразной абстрактной фигурации последних десятилетий пройден большой путь. Однако мастер всегда оставался собой - преданный рыцарь открытого цвета и смелого жеста. Вместе с развитием личности росло внутреннее напряжение, нарастал драматизм. Черный контур и широкие темные полосы перекрывают мир ликующей цветности. "Глаза страха" - так называется одна из серий мастера. Картины покоряют своим огромным размером - исполинский масштаб разрушает обывательскую физику, отрывает от земли, внушает языческий ужас. Зритель вступает в телесное сопереживание мощных движений руки мастера, словно участвуя в вихре буйной пляски. Крылья, кресты, молнии, гигантские треугольники - все эти знаки насыщают полотна скрытым значением величественного действа, происходящего на наших глазах. А история? Ужасы войн на обломках послетитовской Югославии не могут не приходить на ум. Но при всем экзистенциальном накале живописи, при всей значимости зловещих ассоциаций эти полотна бесконечно медитеранские по духу и честные по преданности их создателя глубинным основам живописности. Не только пейзажи, но и вся живопись проникнута пафосом жизнелюбия. И потому черные всполохи на его полотнах искрятся светом, а красный цвет звучит как вызов рутине, как гимн на пиру чувств в этой симфонии моря, неба, гор.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;