Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 49 (7356) 5 -- 11 декабря 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаСвобода самовыраженияФестиваль памяти Олега Кагана Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ
Вероятно, главное, что отличает фестиваль от концертной афиши, составленной по хронологическому принципу, - присутствие доминирующей "сквозной" идеи и атмосфера. Первое есть практически на каждом хорошем фестивале, а вот хорошей аурой, каким-то особым настроем, объединяющим и публику, и музыкантов, обладает далеко не каждый. Произросший несколько лет назад в камерных залах консерватории фестиваль "Посвящение Олегу Кагану" создал свою атмосферу с какой-то удивительной легкостью - может, благодаря той памяти о замечательном музыканте, объединяющей многих сидящих на сцене и в зале; а может, благодаря той заразительной энергии, которую в период фестиваля источает Наталья Гутман. Поскольку мой разговор с Гутман состоялся еще до начала форума, то я имел возможность воочию убедиться в том, что "Посвящение Олегу Кагану" - событие особенное не только для нее, друзей и коллег ее мужа. На концертах - огромное количество студентов, гроздьями свисающих чуть ли не с люстр, когда все места заняты. Возрастная разница между исполнителями - среди которых такие мэтры, как Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Коля Блахер, Эдуард Бруннер и молодежью - почти нивелируется. Нужный эмоциональный настрой с первых же минут фестиваля привнесли двое прекрасных духовиков из Франции - флейтистка Яна Томсен и гобоист Франсуа Леле, сыграв (вместе с "Солистами Москвы" под управлением Юрия Башмета) двойной концерт Чимарозы с таким задором и насытив партитуру такими яркими красками, что даже самые заядлые ипохондрики вмиг бы избавились от своей хандры. Конечно, на фестивале звучала и серьезная, даже трагическая музыка - особо запомнилось Струнное трио Шнитке в исполнении Святослава Мороза (скрипка), Даниэля Райскина (альт) и Натальи Гутман, в котором исполнители нашли какие-то новые гармонические краски и особую проникновенную интонацию. После чего последовал другой Шнитке ("Серенада" для кларнета, скрипки, контрабаса, фортепиано и ударных 1968 года) - ерничающий, засыпающий слушателя цитатами из Чайковского и других русских классиков, нарочито неуклюжий: пестрая компания исполнителей включала Владимира Сканави, Марка Пекарского, Эдуарда Бруннера, Рустема Габдуллина и - к слову о диалоге разных поколений - Марию Каган, одолевшую заковыристую скрипичную партию. То, что импонирует музыкантам на фестивале "Посвящение Олегу Кагану" - свобода самовыражения, отсутствие формализма и официоза: каждый играет свою любимую музыку, делясь впечатлениями со своими сценическими партнерами и с публикой. Наверное, поэтому столь непредсказуем и ироничен был Эдуард Бруннер - великолепный кларнетист, чье живое дыхание и импровизаторский дар ощущались в каждом произведении; поэтому столь непосредственна, а иногда и эксцентрична была Элисо Вирсаладзе на концерте-закрытии - честно говоря, такой выразительной пластики фразы, таких остроумных ритмических находок, какие пианистка обнаружила в бетховенском Трио для кларнета, виолончели и фортепиано, ранее мне не доводилось слышать ни от одного пианиста в камерном репертуаре. Как-то тихо и незаметно фестиваль Натальи Гутман и ее друзей стал неотъемлемой частью московского фестивального ландшафта - и пока на свете есть камерная музыка, теплые человеческие отношения и память об Олеге Кагане, которая эти отношения создает, фестиваль будет продолжаться, а публика вновь и вновь будет наполнять залы. Также в рубрике:
|