Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 52 (7359) 26 декабря - 15 января 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрНигилисты, дилетанты, маэстро и буржуиРейтинг театральных событий
Ведущим обозревателям центральных газет и журналов, а также свободным критикам было предложено вспомнить только что завершившуюся половину сезона 2002/03 и ответить на четыре вопроса: 1. Самое отрадное впечатление (спектакль, роль, сценография, акция, проект, книга и т.д.). 2. Самое скверное впечатление. 3. Тенденция, внушающая оптимизм. 4. Тенденция, внушающая пессимизм. Марина ДАВЫДОВА, "Консерватор"1. Марина Неелова в спектакле Кирилла Серебренникова "Сладкоголосая птица юности". 2. "Александр Пушкин" в Театре им. Ермоловой во всех его составляющих. 3.1. Встреча солидных, в том числе академических, московских театров с молодыми режиссерами нетрадиционной художественной ориентации - Бутусовым, Карбаускисом, Серебренниковым. Иными словами, встреча мейнстрима с "обочиной". 3.2. Появление на московских подмостках качественного буржуазного искусства вроде "Черного принца" Романа Козака. У нас всего было в избытке - и театральных экспериментов, и высоких сценических достижений, и бессовестной халтуры. А вот театра незатейливого, но респектабельного (буржуазного, одним словом) всегда было мало. Есть надежда, что станет больше. 4. Неумолимое и неистребимое сращение театра (да и искусства в целом) с попсой. Всякому, кто осмелится назвать сие явление "постмодернизмом", нужно в качестве наказания прописывать недельное посещение спектаклей, сделанных в жанре "чес". После этой процедуры можно вернуться к разговору о терминах. Роман ДОЛЖАНСКИЙ, "Коммерсантъ"1 - 3. Если говорить о московских впечатлениях, то порадовали прежде всего оба спектакля Кирилла Серебренникова - мхатовский "Терроризм" и "Сладкоголосая птица юности". Марина Неелова сыграла свою лучшую, по-моему, театральную роль за 15 последних лет. Весьма важно, что режиссер "из новых" нашел общий художественный язык с актрисой-звездой. Если удачи Серебренникова можно назвать тенденцией, то она-то и внушает оптимизм. Вообще, надежда на тех, кто заявил о себе в последние полтора - два года (список нет нужды повторять, во-первых, чтобы не сглазить, во-вторых, чтобы злыдни всех титулов и званий лишний раз не скрипели зубами), пока живет. 2 - 4. Иногда создается впечатление, что некоторые центральные театры превратились в проходные дворы и что за репертуар уже давно никто ни перед кем не отвечает. Любой графоман может принести пьесу, любой непрофессионал может предложить свои режиссерские услуги - и им откроют двери, если за спинами дилетантов будет маячить хоть какой-нибудь пиаровский выигрыш. Собственно, призрак этой "тенденции" складывается из скверных впечатлений последних месяцев - вроде "Александра Пушкина" в Ермоловском театре или "Рамок приличий" в Театре Маяковского. Непонятно, какой смысл стенать на каждом углу о великих традициях репертуарного театра, если понятие "репертуарная политика" оборачивается профанацией. Марина ЗАЙОНЦ, "Итоги"1. Спектакль Петра Фоменко "Египетские ночи" и две актерские работы: Николай Волков в "Гамлете" и Марина Неелова в "Сладкоголосой птице юности". 2. О плохом (его, как всегда, гораздо больше) вспоминать не хочется. 3. Оптимизм внушает одно - слава Богу, есть еще таланты, живущие вне тенденций, течений и моды. 4. Жалко, что их (такого рода талантов) мало. А людей, ловко пользующихся моментом (тенденцией, течением или модой), много. Впрочем, так было всегда, а значит - печалиться не о чем. Григорий ЗАСЛАВСКИЙ, "Независимая газета"1. Наверное, "Театр.doc", где в маленьком подвале возвращается студийность, знакомая по театру двадцатилетней давности. Где жизнь находит почти мгновенное отражение в формах, пусть и квазитеатральных, но вполне художественных. Был очень рад выходу книги ленинградского критика Леонида Попова, и счастье, что этот том сумел увидеть за несколько дней до смерти отец Лени. 2. Если не говорить про "Норд-Ост", где жизнь самым грубым образом ворвалась на театральную сцену (но это - худшее впечатление не театра, а именно жизни), то, конечно, разорванный юбилей Олега Ефремова. Прошло так мало времени, а вспоминают его уже порознь, и так выходит, что вспоминают не одного, а двух разных Ефремовых. 3. Пожалуй, самое приятное - для критика, разумеется, - ощущение, что тебя слышат. И что твое критическое мнение в целом разделяется той, противоположной, художественной стороной. Я имею в виду позицию художественного руководителя МХАТа имени Чехова, который искренне ищет взаимопонимания с критикой и который не побоялся пойти "против кассы" и снял "невысокохудожественный" спектакль "Гамлет в остром соусе". И еще: "Ladie's Night" - пример качественной, цивилизованной антрепризы, когда рынок и художественные амбиции сходятся. 4. Роли, сыгранные на пределе мастерства нашими лучшими актерами (Мариной Нееловой, Виктором Гвоздицким), как будто гаснут в окружении, которое этого - предельного - сравнения не выдерживает. Так хочется театра, в котором бы все было прекрасно. Наталья КАЗЬМИНА1. "Моцарт и Сальери" А.Васильева. "Фауст" Ю.Любимова. "Перед киносеансом" Ю.Погребничко. Ю.Беляев в "Белой овце", А.Каравацкая в "Черном молоке" (Театр имени Гоголя), Н.Рожкова в "Перед киносеансом". Оформление "Черного молока" Е.Качелаевой. Костюмы к "Моцарту и Сальери" (идея Васильева, исполнение Попова и В.Ковальчука). 2. "Александр Пушкин" как пьеса и спектакль В.Безрукова. Пушкин как роль С.Безрукова. Проект - "перемена пола" пьесы Т.Уильямса "Сладкоголосая птица юности", проведенный К.Серебренниковым и Н.Садур. Операция частично даже удалась: действие перенеслось-таки в г.Ростов-папу и растеклось по сцене Современника... как пластилин. Но симпатичнее всего в спектакле то, что режиссеру не совсем удалось купировать, - образ и история принцессы Космонополис. 3. Экстравертная режиссура: режиссура как способ видения мира и средство разговора с ним. 4.Интравертная режиссура: режиссура как средство борьбы с комплексами и способ самодемонстрации. Алиса НИКОЛЬСКАЯ1. "Сладкоголосая птица юности" в Современнике. Самый чувственный, горячий и неожиданно жизнеутверждающий спектакль Кирилла Серебренникова и одна из лучших ролей магической Марины Нееловой. 2. "Визит старой дамы" и "Гамлет" в Театре им. Станиславского. Удивительная неразборчивость руководства театра: с завидной регулярностью приглашают на постановки людей, которым противопоказано это занятие. 3. Дамы начинают и снова выигрывают. Лучшие актерские (Марина Неелова в Современнике, Вера Васильева в Театре сатиры, Вера Воронкова в Театре имени Пушкина, Мария Аронова в Вахтанговском, Татьяна Матюхова и Елена Галибина в РАМТе, Анастасия Вертинская в антрепризе, Ирина Гринева в Театре им. Станиславского) и необычные режиссерские (Марина Брусникина, Нина Чусова, Живиле Монтвилайте) работы в текущем сезоне принадлежат дамскому сообществу. Эмансипация, господа. 4. Растущий разгул пошлости, в том числе на прославленных академических подмостках. Павел РУДНЕВ, "Ваш досуг"1. Сильный актерский ансамбль и легкость детективного жанра в "Черном принце" (Театр им. Пушкина, режиссер Роман Козак); "Терроризм" - крепкий стильный спектакль по новаторской пьесе братьев Пресняковых (МХАТ им. Чехова, режиссер Кирилл Серебренников). 2. "Визит старой дамы" (Театр им. Станиславского), "Тот, кто получает пощечины" (МХАТ им. Чехова), "42-я улица" (Бродвей в Москве). 3 - 4. Впечатления от гастролей и фестивалей перевешивают родные, московские. Почти полное отсутствие сколь-нибудь интересных премьер в столице. Александр СОКОЛЯНСКИЙ1. Выступления Рабочего Центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса в "Школе драматического искусства". 2. Нераспроданные билеты на выступления Рабочего Центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса в "Школе драматического искусства". 3. Обилие содержательных и доброкачественных спектаклей в театрах "первой лиги" ("Муж, жена и любовник" в Театре им. Моссовета, "Последняя запись Крэппа" в "Et Сetera", "Черный принц" в Театре им. Пушкина). 4. Скажу словами Пастернака: "Бедствие среднего вкуса". Оно еще не разразилось, но подступило вплотную. А в наших условиях "средний вкус" - это нечто монструозное (смотри, к примеру, "Александра Пушкина" в Театре им. Ермоловой). Артур СОЛОМОНОВ, "Газета"1. Гастроли спектакля Эймунтаса Някрошюса "Радости весны" в Театре "Балтийский дом" в Петербурге. Книга Нелидова "Театральная Москва". Спектакли Кирилла Серебренникова во МХАТе им. Чехова и Современнике - с оговорками, но очень интересно. 2. "Гамлет в остром соусе" во МХАТе им. Чехова. 3. Продолжающаяся прививка молодой режиссуры и современной драматургии нашему театру. 4. Тенденция, существующая не первый день: кому давать ту или иную площадку, с кем продлевать договор в качестве худрука, с кем - разрывать, все это решает или один человек, или некая безымянная комиссия. В этом вопросе все должно быть яснее, должны быть люди, публично несущие ответственность именно за эту область. Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ, "Страстной бульвар, 10"1. Сейчас стало так модно утомленно-пресыщенно констатировать: событий нет, все пресно, скучно, но профессия и привычка требуют отмечаться на премьерах. Настроение к концу года почти естественное. Но когда я пытаюсь вспомнить все, что было в сезоне, понимаю, что яркого было достаточно. Это и не впервые увиденные изумительные спектакли Андрея Борисова "Король Лир" и "Кыыс Дэбилийе", и тонкий, пронзительный моноспектакль Натальи Кузнецовой "Запев мадонны с Пинеги" (Нижний Новгород), и замечательный по точности оценок и современности звучания спектакль Калужского драматического театра "Игроки" (режиссер А.Плетнев), и премьера Театра им. Леси Украинки "В плену страстей", сыгранная в Москве во время гастролей. Московские премьеры так не радовали, хотя были и среди них любопытные. 2. Думаю, что за всю свою жизнь не довелось видеть ничего, что было бы хуже спектакля "Александр Пушкин" в Театре им. Ермоловой. Я убеждена, что этот спектакль нельзя показывать школьникам - не потому, что так называемая "эротика" предстает такой омерзительной, они много чего хуже видят по ТВ, а потому, что нет способа вернее отвратить подростков от поэзии Пушкина. Представить себе, что этот раскрашенный и вертлявый молодой человек слагал гениальные стихи, просто невозможно. Что же касается "откровений", которые несутся со сцены, полагаю, любой учитель средней школы, доведись ему стать консультантом опуса господина Безрукова-старшего, исправил бы ошибки, от которых бросает в дрожь не специалиста, а любого зрителя, понаслышке знакомого с биографией поэта. 3. Оптимизм внушает сама жизнь - она течет себе и течет, словно ничего не происходит, потому что ушло Время Событий: громких имен, личностей, предметного, доказательного спора о спектаклях, жизни в театре и смерти в нем. 4. Пессимизм внушает, как ни смешно, то же самое. Марина ТИМАШЕВА, радио "Свобода"1. Привезенный в Москву на гастроли спустя 27 лет жизни спектакль Тбилисского театра имени Шота Руставели "Кавказский меловой круг", а в нем - автор и хранитель спектакля Роберт Стуруа, композитор - Гия Канчели и бог сцены - Рамаз Чхиквадзе. Как в первый раз... Сильнейшее впечатление - все номера "Петербургского театрального журнала" (особенно 24-го номера "144 страницы про любовь"). Журналу исполнилось 10 лет, я поздравляю коллег и благодарна им за то, что они в течение нескольких лет оставались единственным толстым театральным журналом России и сохранили для истории то, что зовется "театральным процессом". 2. Не было у меня скверных впечатлений, кроме тех, о которых читай в пункте 4-м. Ибо в сравнении с кино, эстрадой или современным изобразительным искусством что в театре ни делается, то к лучшему. 3. Появление в московском театре нескольких имен молодых режиссеров, из коих в первую очередь хотелось бы выделить имя Миндаугаса Карбаускиса, автора спектаклей "Старосветские помещики" и "Лицедей". К этому следует прибавить и явление на московской сцене петербургских режиссеров. 4. Явление на "главных" театрах Москвы так называемой "современной драматургии". Во-первых, эти опусы трудно назвать драматургией, во-вторых, слово "современный" хочется заменить на "актуальный". Тогда и ассоциации будут соответствующими: "актуальными художниками" называют тех, что какают в картинных галереях, а "актуальными драматургами" следует признать жалких конъюнктурщиков-копиистов, чья писанина не может считаться бледной копией даже седобородого "панк-рока", тех, кто считает, что "все в мире - дерьмо", не делая исключения даже для мочи. Татьяна ШАХ-АЗИЗОВА1. Молодые актеры в современных пьесах. Алла Каравацкая в роли Шуры в "Черном молоке" Василия Сигарева, Театр им. Гоголя. С запозданием (из прошлого сезона), но родственное явление: Антон Кузичев в "Пластилине" того же Сигарева, Центр драматургии и режиссуры. Глубина и подлинность проживания, подтекст, второй план, нюансы - весь арсенал классического русского психологизма. Плюс удивительная человечность. Плюс то бесстрашие, которого требует новейшая "крутая" драматургия. 2. На сцене пока, слава Богу, не было - может быть, оттого, что мало смотрю. Скверные впечатления от театральных нравов, пробиваются ли они в критике, или в очередном скандале на Малой Бронной, или... да где угодно. 3 - 4 (разом!). Прорыв новой драматургии и новой режиссуры во все пространство театра. Так сказать, на большую землю. Этого ждали, это (по природе вещей) необходимо, многое здесь радует. Но и пугает - по нашим стойким привычкам кидаемся в другую крайность. Сразу пошел поток. Неокрепшие еще режиссеры ставят запоем, одновременно или подряд, в разных театрах. Волна новых пьес грозит смахнуть со сцены классику, словно берет реванш за долгое ее господство, и уже слышны лозунги: Чехова, мол, на полку. Но главная тревога в другом: что нового этот прорыв принесет? Пока не видно. Елена ЯМПОЛЬСКАЯ, "Новые известия"1. "Сладкоголосая птица юности" в Современнике целиком и работа Марины Нееловой прежде всего. Дорогой бриллиант в стильной оправе. "Ladie's Night" Независимого театрального проекта. Очень смешная комедия. Полезно для зрительского здоровья. Мария Аронова в вахтанговской "Царской охоте". Без пяти минут великая актриса. 2. "Александр Пушкин". Невежество с патриотическими претензиями. Празднование 75-летия Олега Ефремова в чеховском МХАТе. Потасовка на костях. "Венус" в антрепризе Сергея Виноградова. Искренне жаль Светлану Хоркину, Виноградов ее просто подставил. "Гамлет" Дмитрия Крымова в Театре им. Станиславского и "На всякого мудреца" Аркадия Каца в Театре У Никитских ворот. Зачем ставить и без того изнасилованную классику, если не можешь сказать ничего нового? 3. Затрудняюсь ответить. По-моему, сезон в целом неудачный. Во всяком случае, гораздо беднее предыдущего. 4. Все более ненормальные отношения между творцами и критиками. К ненормальности я отношу и постоянные обвинения в продажности (если кого-то купили, пусть назовут, кого именно), и неуклюжую попытку Олега Меньшикова действительно ввести для журналистов маленький материальный стимул. Как и следовало ожидать, рекордсменом успеха у критиков явилось весомое участие молодой режиссуры в жизни современной сцены. Отмечаются и тенденция, и отдельные имена, и отдельные спектакли. Лидирует Кирилл Серебренников, его "Терроризм" во МХАТе им. А.П.Чехова и "Сладкоголосая птица юности" в Современнике. Следом идут Миндаугас Карбаускис, Нина Чусова со спектаклями во МХАТе им. Чехова, Табакерке, РАМТе и Сатириконе. В тесной связи с новой режиссурой приветствуется новая драма: проект "Документальный театр", в первую очередь. Однако в единичных случаях именно те же режиссура и драматургия вызывают резкое неприятие - за отсутствие связи со зрителем, мастерства и глубины мышления. В сумме именно "за" и "против" на одну и ту же тему свидетельствуют о том, что это - действительно тема сезона, причем, весьма острая и перспективная. Параметры качества также занимают солидное место в ответах наших коллег по критическому цеху. Редкий из респондентов не обратил внимание на актерские работы. Лидер успеха - Марина Неелова в "Сладкоголосой птице юности" Театра Современник, отмечаются также Мария Аронова в "Царской охоте" Театра им. Евг.Вахтангова, Вера Васильева в "Талантах и поклонниках" Театра сатиры, Анастасия Вертинская в спектакле "Имаго", Татьяна Матюхова и Елена Галибина в "Сотворившей чудо" РАМТа и др. Внимание обращено и на крепкие актерские ансамбли в нескольких постановках, в первую очередь в "Черном принце" режиссера Р.Козака (Театр им. А.С.Пушкина). Слаженная, профессиональная игра представляется достоинством даже в том случае, когда сам спектакль респондент считает образчиком либо "буржуазного театра", либо просто "доброкачественной продукции". Вероятно, тоска по качеству идет от обилия его отсутствия на многих московских сценах. Рекордсмен в этой связи - спектакль "Александр Пушкин" Театра им. М.Н.Ермоловой. Досталось при этом едва ли не каждой его составляющей - и автору пьесы В.Безрукову, и исполнителю заглавной роли С.Безрукову, и самому театру - за неразборчивость в выборе. Последнее соображение - также, похоже, становится темой сезона. Упоминаются постыдный в драматургическом и режиссерском отношении "Гамлет в остром соусе" МХАТа им. Чехова, дилетантский "Гамлет" Театра им. К.С.Станиславского и даже позиция Комитета по культуре Москвы, упорно вверяющая директору Театра на Малой Бронной право избавляться от главных режиссеров. Впрочем, здесь возникает еще более интересная тема: нравственный климат на современной театральной территории. Неоднократное упоминание "двойного", "разорванного" юбилея Олега Ефремова доказывает, что нашего брата критика волнуют далеко не только собственные взгляды на ту или иную премьеру. Спасибо всем, кто принял участие в этом интересном разговоре. С Новым годом, уважаемые коллеги! И - удачной нам с вами второй половины сезона!
Ирина АЛПАТОВА, Наталия КАМИНСКАЯ Также в рубрике:
|