Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 52 (7359) 26 декабря - 15 января 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноМАРК РУДИНШТЕЙН: "Фильм о любви мужчины и женщины - норма!"Беседу вела Татьяна ИСКАНЦЕВА
Международный кинофестиваль "Лики любви" учрежден группой компаний "Кинотавр". В Москве он пройдет в восьмой раз. С 13 по 23 января 2003 года в кинотеатрах "Мир Кинотавра", "Ролан" и в Доме кино СК России можно будет увидеть самые разные истории любви, собранные со всего мира. Рассказывает президент группы компаний "Кинотавр" Марк РУДИНШТЕЙН:
- Марк Григорьевич, каковы особенности нынешних "Ликов любви"? - Особенностей никаких. Задача одна: опять показать людям красивые фильмы о любви. Другое дело, исполняются ли мои пожелания. Постоянно шучу, что очень прошу не брать на этот фестиваль картины о любви искалеченной войной девочки к разбитому параличом мальчику. Высоколобое кино можно смотреть и на больших фестивалях, а наш - праздничный, новогодний.
- Вы всегда подчеркивали, что на фестиваль допускаются только фильмы о любви мужчины и женщины. Эта концепция неизменна? - Она не изменится, во всяком случае, на моем веку. И в этом плане я становлюсь все нетерпимее, потому что сама ситуация ухудшается. Тут недавно увидел по телевизору очень романтическую передачу о любви Бориса Моисеева и французского певца. Я бы понял, если бы речь шла об их творчестве, но это... И что делать: бить в колокола, кричать, рвать на себе волосы? Просто иронизировать? Ладно, людей моего поколения уже не сломаешь. Но есть же молодые ребята, которые только вступают в отношения с девушками, им надо любить друг друга, детей заводить. А с экрана на них буквально прет вызывающая агрессия. И потом сами же удивляемся, что наша молодежь уходит в гомосексуализм, наркотики и прочие чудовищные вещи. Согласитесь, стыдно же говорить о том, что наличие на фестивале фильмов о любви мужчины и женщины - концепция. Да это просто норма!
- Одно время вы обещали подарить "Лики любви" какому-нибудь городу - Ялте, например. Теперь такие мысли в голову не приходят? - Разговоры идут по сей день, но не о Ялте. Приезжают мэры разных городов, обсуждаем с ними эту тему. В Москве громких фестивалей достаточно. И если бы власти какого-нибудь крупного российского города взялись за обеспечение "Ликов любви", почему бы и нет? В Москве-то мы сами его делаем, нам никто денег не дает.
- Как, по-вашему, фестиваль вписался в московский контекст? - Вписался очень хорошо. Это первый в году фестиваль, начинается он в день, когда отмечают старый Новый год, еще идут всполохи Нового года, Рождества. Он - целиком наш, уютный, никто на него не влияет. И пока пусть все идет так, как идет. Хотя если бы Москва не выдрючивалась и не выдумывала очередные бесполезные и тут же гибнущие фестивали, на базе "Ликов любви" вполне можно было бы создать по-настоящему большой красивый зимний кинопраздник.
- Будут ли в программе фестиваля российские фильмы? - Да. "Небо. Самолет. Девушка" Веры Сторожевой.
- А почему у нас любовные киноистории обычно в дефиците? - Я так не считаю. У нас за последнее время появилось несколько красивых фильмов о любви. Я, к примеру, с удовольствием посмотрел и "Любовника", и "Кукушку". Просто мы заряжены на негативную информацию. А вот если бы я был журналистом и пришел брать интервью у Рудинштейна, я бы спросил: "Марк Григорьевич, вышла такая-то картина, такая-то... Скажите, почему в российском кино - всплеск фильмов о любви?" Ведь какая замечательная любовная сцена в том же "Олигархе"! Да все у нас есть, просто своего предпочитаем не замечать.
- И все же кинематографисты какой страны, на ваш взгляд, преуспели на этом поприще? - Франции, безусловно. Там делается очень много фильмов о любви, есть некий ореол вокруг этой темы. Ну слово "ореол", может, и громкое, однако такая тенденция есть. Я смотрю их телеканал М-6, который постоянно "крутит" короткие эротические истории. И наличие этой вот "средней", довольно качественной кинопродукции очень показательно. Ведь для чего такие фильмы предназначены? Чтобы зрители - и молодые, и старые - захотели потянуться друг к другу. А мы называем подобное кино низкопробным! Хотя погоду в искусстве делают не только картины, которые демонстрируются на больших международных фестивалях, а и те, что для ежедневного пользования. И красивая эротика в том числе.
- Были ли трудности в формировании нынешней фестивальной программы? - Знаю, что месяца за два все вроде бы было уже готово. Мы же не гоняемся за суперколоссами, как другие фестивали. Да и не нуждаются сейчас значительные фильмы в фестивалях, как мне кажется. Их гораздо раньше раскручивают через Интернет.
- Назовите самые заметные фильмы "Ликов любви-2003". - Сам я, кроме картины "Небо. Самолет. Девушка", ничего не видел. Но наш программный директор Сергей Лаврентьев уверяет, что нынешняя конкурсная программа, возможно, будет самой сильной. В нее вошли картины, которые у всех на слуху, главные хиты сезона, сенсации Венецианского фестиваля, Торонто. Среди них - "Вдали от рая" (США), "Оазис" (Южная Корея), "Смех чайки" (Исландия), "Благословенно ваш" (Таиланд - Франция). Об этих фильмах мировая пресса не прекращает писать до сих пор. Российской публике они будут показаны впервые, некоторые потом выйдут в прокат, а некоторые - нет. Откроет фестиваль картина "Разница во времени" (Франция). Идут переговоры о приезде в Москву исполнительницы главной роли - французской звезды Жюльетт Бинош. Надеемся на приезд замечательной американской актрисы Фэй Данауэй, которая у нас собирается отметить свой день рождения. Намерены хорошо его отпраздновать в Доме кино, а еще - показать превосходную картину Стэнли Крамера "Оклахома как она есть" с участием Данауэй. Под рубрикой "Специальное событие" у нас хоть и не вошедшие в конкурс, но тоже шумные фильмы: "Паук" Дэвида Кроненберга, "Куклы" Такеши Китано и роскошный польский постановочный "Шопен. Жажда любви" - о любви Шопена к Жорж Санд. Его режиссер - Ежи Антчак, знаменитый польский мастер, ныне проживающий в Америке, - будет у нас председателем жюри. А его супруга, актриса Ядвига Бараньска - членом жюри. Когда-то они вместе поставили картину "Графиня Коссель", у нас необыкновенно популярную, которая тоже будет показана на фестивале. Дело в том, что в программе "Ликов любви" - две архивные ретроспективы, названные строчками из популярных песен: "Ах, какой был мужчина!" и "Ах, какая женщина!" Туда вошли фильмы с участием былых необыкновенных красавцев и красавиц мирового кино.
- Кто станет фестивальной "президентской" парой? - Супружеская пара Сергей Безруков - Ирина Ливанова.
- Марк Григорьевич, как, на ваш взгляд, трансформировалось само понятие "любовь" в современном мире. И как оно трансформировалось на экране? - Вопрос такой, что надо диссертацию писать. Я - консерватор по природе. И считаю, что ничего нового публично тут не придумать. У себя дома, в личных отношениях, можно что-то трансформировать. Но пусть о слабостях и привычках каждой семьи никто не знает. Я бы только хотел, чтобы проблему любви мужчины и женщины не надо было защищать фестивалем. Пусть это будет старо, как мир: пришли, увидели, разделись и родили ребенка.
- Это в жизни. А в кино? - А что такое кино? Не жизнь, что ли? Кино никогда не учило жить, оно жизнь отражало. И в то же время у кино всегда была задача сделать жизнь чуть-чуть лучше. Хотя бы на экране. Человек приходит в темный кинозал со своими мечтами, иллюзиями, фантазиями и подсознательно ждет от кино сказки. В первое десятилетие нашего российского перестроечного существования в кино все пытались делать еще хуже, чем в жизни. И добились того, что зрителей приходится завоевывать заново. Человек, который видит грязь у себя в подъезде, драку на улице, вовсе не хочет прийти в кино и получить то же самое. Повторяю, о приукрашивании жизни речи нет. Просто кино должно давать надежду. И пусть человек, посмотрев фильм, придет домой и скажет, как в известном анекдоте: "А жизнь постепенно налаживается!"
- Есть ли у нас на экране "герои-любовники" и "суперженщины"? - Есть, безусловно. Просто и у нас, и на Западе в кино происходит эволюция типажей. В американском кино, скажем, - от Шварценеггера к Дастину Хоффману. В нашем - от красавца Кирилла Столярова к Калягину или Куравлеву, к примеру. Конечно, помечтать в кино можно. Но каждый маленький человек хочет найти в фильме подтверждение, что и он может рассчитывать на счастье и удачу, как и большой красавец, тоже может завоевать роскошную женщину. Хотя в этой области все происходит какими-то наплывами. В нашем кино было время Калягина, Брондукова, Куравлева, Никулина, то есть героев, не блиставших красотой. А теперь что-то снова замелькали мускулы.
- Вам какой типаж ближе? - Моя героиня - Чулпан Хаматова. И в жизни я не ищу богатых и обеспеченных. Мне ближе женщины, которых хочется защитить, обогреть, спрятать - и видеть в ответ большие благодарные глаза. Из героев мне нравится на экране романтичный Сергей Безруков - может, потому, что в юности сам по характеру был таким. А вообще, люблю в кино умных мужчин. Точнее, люблю женщин, которые любят умных мужчин.
- Что значит любовь в вашей личной жизни? - Любовь - моя мускулатура. У мужчины, даже влюбленного и счастливого, должно оставаться желание еще и еще раз влюбляться, волноваться, ждать. Верить, что даже счастье, которым он обладает сейчас, - не последнее. Замечательно, когда ты счастлив и влюблен. Но чтобы что-то совершить в жизни, рождать гениальные идеи, создавать талантливые проекты, нужен кто-то, ради кого хочется это делать. Нужна та женщина, во имя которой тобой все и совершается.
- В свое время вы учредили премию "Золотой Овен". А потом отдали ее на откуп кинокритике и кинопрессе. С Гильдией киноведов и кинокритиков есть у вас взаимопонимание? - Взаимосуществуем мы, скорее, как кошка с собакой. Естественно, не загрызаем друг друга, но... Просто их решения отражают состояние общества. Сначала эту премию присуждал Президентский совет "Кинотавра". Но когда лет через пять я увидел, что награды даются своим, сказал: все, ребята, эту семейную лавочку я закрываю, хотя в состав совета и входили всеми уважаемые люди. И все, как в случае с "Золотым глобусом" в Америке, стали решать пресса и критики. А в результате мы пришли к тому, с чего и начали. Решение берет на себя ограниченное число специалистов. Почему их именно сорок? Или двадцать? Или пятнадцать? Я этого понять не могу. Так же как не могу понять, почему в списке основных номинантов на нынешнюю премию оказалась Кира Муратова. Я к ней очень хорошо отношусь, но ее "Чеховские мотивы" - картина целиком украинская, без участия наших актеров и финансов. А вот фильм "Любовник", отмеченный на фестивале в Сан-Себастьяне, в эти номинации не попал. Еще один скандал: Сокуров отказался получать "Золотой Овен". Сам я считаю, что художник вправе отказаться получать премию, но не вправе мешать другим судить его творчество. Но на сегодняшний день я по договору - только организатор церемонии вручения "Золотого Овна".
- Какими вам видятся отношения между "Кинотавром" и гильдией в идеале? - Есть простой способ. Определить круг тех, кто голосует, человек в двести пятьдесят. Все те, кто пишет о кино, по всем номинациям присылают свои предложения. Все это совершенно открыто подсчитывается. А после церемонии, в которой предполагается загадка, интрига, все анкеты обнародуются в печати за подписями голосовавших. Вот и все! Зато никаких секретов - все мнения высказываются в открытую.
- Ваши новогодние пожелания читателям "Культуры". - Дай Бог вам половину того, что я желаю себе. Также в рубрике:
|