Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7252) 23 - 29 ноября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеХвост ящерицы"Эдит Пиаф" в Театре Романа Виктюка ТЕАТРАлександр СМОЛЬЯКОВ
"Этого спектакля ждали..." Неправда. "Роман Виктюк поставил нечто сенсационное!.." Снова неверно. "Эдит Пиаф" открыла Москве..." Ничего не открыла. Точнее всего будет так: в Театре Романа Виктюка состоялась очередная премьера. Да, Роман Виктюк давно уже перестал эпатировать публику. Или просто изменилось время? Ну разве можно сравнить резонанс от "Заводного апельсина" - самой скандальной премьеры Виктюка последнего времени - с тем шоком, который произвел на видавших виды театралов спектакль "М. Баттерфляй"? Сейчас Виктюку сопутствует стабильный успех, на редких московских показах "Саломеи", "Рогатки" или "Антонио фон Эльба" - неизменные аншлаги. Мужчины, объясняющиеся друг другу в любви, давно никого не смущают, костюмы из шелка и перьев стали привычными. Спектакли Виктюка сделаны уверенной рукой - это немало по нынешним временам. Но этого мало для привычно громкой славы режиссера. Итак, на сцене пьеса молодого драматурга Ксении Драгунской "Мой легионер", посвященная судьбе великой Эдит Пиаф. О драматургических достоинствах сего опуса судить трудно, поскольку Виктюк, как всегда, очень вольно обошелся с текстом, и уж наверняка в пьесе "Мой легионер" отсутствует фраза "Фарик, скажи что-нибудь по-персидски!". Виктюк в очередной раз решает спектакль с помощью любимого им приема "театра в театре", когда артисты разыгрывают перед зрителем сюжет, не особенно заботясь о целостности сценической иллюзии. Напротив, нарушение этой иллюзии всячески подчеркивается, давая простор для актерского отстранения. Так были сделаны "Служанки", где вся история о несостоявшемся убийстве Мадам представлялась четырьмя танцорами, пришедшими в репетиционный зал. Этот же ход изящно завершал первый акт в "Антонио фон Эльба". В новом спектакле Виктюк придумывает следующий сюжет: молодая талантливая певица Нуца приходит в студию, чтобы записать песню "Мой легионер", но у нее что-то не получается. Тогда Коля (артист Добрынин) и Фарик (артист Махмудов) предлагают ей перевоплотиться в Эдит Пиаф и вспомнить предысторию этой песни. Что и происходит на глазах у изумленной, а затем восторженной публики. Художник Владимир Боер привычно одевает сцену в некрашеную фанеру, заставляя вспомнить и "Мистерию о нерожденном ребенке...", и "Путан", и другие постановки Виктюка с аналогичным решением сценического пространства. В качестве эксклюзивной детали использован фанерный аэроплан (в натуральную величину?), который обозначает род войск легионера: он летчик. Герои то разгуливают по фюзеляжу аэроплана, то сидят на авансцене в летных креслах, вспоминая-рассказывая-разыгрывая знакомство никому не известной девчонки с парнем из ВВС. Вот, собственно говоря, и все. Никто из мужчин не ходит в юбках, у легионера нет никакого друга, нет самоубийств, убийств и садистских экспериментов. Есть замечательная актерская работа Николая Добрынина, который даже на этом скудном драматургическом материале ухитрился сыграть и любовь, и боль, и обреченный протест против войны. Есть красивый голос Нуцы, которая, безусловно, может петь песни Пиаф, давая им новое, жесткое и одновременно пронзительное звучание. И есть, наконец, реакция публики, которая устала от убийств, от нетрадиционно ориентированных "друзей". И Бог с ними, с театральными новациями! Виктюк угадал желания публики и дал ей желаемое. Поставил на самом деле абсолютно не характерный для себя спектакль - спектакль-концерт, обреченный на успех, не задействовав при этом никого из суперзвезд ранга Образцовой или Фрейндлих. Чем будем удивлять? Тем, что удивлять не будем! Каламбур очень в его духе. В одном из своих монологов легионер упоминает ящерицу, в целях защиты сбрасывающую собственный хвост. Какой остроумный способ получить передышку! У каждого из нас свои опасности и свои "хвосты". Умение "сбросить хвост" очень важно: появляется время зализать раны, обдумать, что делать дальше. Уверен, что для многих людей, которые пришли в зрительный зал, поход на премьеру Виктюка (весьма чувствительный в материальном отношении) и был такой передышкой. Также в рубрике:
|