Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7252) 23 - 29 ноября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраВ печальном веселии встречаю веснуК 100-летию со дня рождения Татьяны Мавриной Александр ШЕЛУДЧЕНКО
Она четыре года не дожила до этой даты - умерла 14 августа 1996 года. Родилась в Нижнем Новгороде. В автобиографии Т.А.Маврина разделила свою жизнь на три периода, на три жизни. Первая жизнь - Нижний Новгород, от рождения до Вхутемаса. Семья интеллигентов: отец - педагог, литератор, в двадцатые годы руководитель отдела Наркомпроса; мать - преподаватель реального училища. В семье было четверо детей: три дочери и сын - будущий академик С.А.Лебедев, основоположник отечественной кибернетики, создатель первой советской ЭВМ. Татьяна Маврина вспоминает: "Система воспитания детей в семье была основана на фольклоре, да еще обучали музыке и языкам (французскому и немецкому). Было много чтения, много мыслей, много всего кругом". Вторая жизнь началась в Москве, куда семья переехала весной 1921 года. Это время учебы во Вхутемасе, где преподавали Р.Фальк, Н.Синезубов, Г.Федоров, Н.Крымов. Безоглядное увлечение живописью, цветом. Учились в основном в двух галереях французских художников - в Щукинской и Морозовской.
После окончания Вхутемаса в 1928 году Маврина входила в объединение художников-графиков "Группа 13", где познакомилась со своим будущим мужем Н.В.Кузьминым. С 1943 года начинается третий период жизни Татьяны Алексеевны в ее собственной классификации. Она увлеклась рисованием архитектурных пейзажей - сначала Москвы, а потом Сергиева Посада и других старинных русских городов. "В войну, проезжая на автобусе по Сретенке, увидала за домами собор ХVII века, поразилась его вековой красоте и испугалась, что все это может пропасть от бомбежек", - так писала об этом Маврина. Она исходила всю Москву пешком от Кремля до самых окраин и рисовала незаметно, иногда в кармане пальто. В 1941 - 1942 годах любой человек с блокнотом и карандашом на улице в Москве воспринимался как шпион. Только в 1943 году в МОСХе стали давать разрешение властей на право рисовать на улицах города, но и тогда частенько художница попадала в милицию. По зарисовкам и по памяти она уже дома писала красками пейзажи города на серо-голубой бумаге, на которую хорошо ложились акварель и гуашь. Лето 1942 года Татьяна Алексеевна и Николай Васильевич Кузьмин провели в Загорске. Маврина с упоением рисовала. Многие из этих рисунков вошли в один из лучших ее альбомов "Загорск", изданный в 1968 году. С этого времени, можно считать, и началась мавринская летопись чудо-городов России. Приведу цитату, мавринский текст о Загорске, ныне опять Сергиевом Посаде, который раскрывает ее творческий процесс и восприятие окружающего мира: "Загорск - это Древняя Русь. Одна церковка вклинилась в другую, все сплотилось в гармонический круг. Лавра отовсюду издалека хорошо видна, с какой бы стороны ни приближаться к холму. Она лежит, как остров в море "загорских" домиков - остров Буян из пушкинской "Сказки о царе Салтане". Строения лавры производят впечатление чего-то языческого, народного. Все здесь меня настраивает на радостный лад. ...В свои зарисовки Загорска я люблю включать дома, улицы, заборы, яркие голубые киоски или такие же невыносимо голубые машины, которые развозят хлеб, а также всех людей с их сумками. Каждый торопится куда-нибудь, каждый что-нибудь несет. Для меня эти люди, достойные любви, связанные с землей своей родины, хозяйственные, добродушные, мудрые. Они интересуют меня больше, чем блеск столиц..." В послевоенные годы Маврина много путешествовала по ближнему и дальнему Подмосковью. Из всех путешествий Татьяна Алексеевна привозила блокноты с рисунками и зарисовками - кроки, как она их называла, делала она их молниеносно карандашом, шариковой ручкой, иногда пером и тут же подробно аннотировала, готовилась к последующему композиционному и цветовому решению графических листов. Увлечение фольклором, старинной архитектурой привело Маврину к иллюстрированию русских народных сказок и, конечно, сказок А.С. Пушкина. Впервые над этой темой она начала работать в 1949 году, когда совместно с режиссером Цехановским сделала мультфильм "Сказка о рыбаке и рыбке". В этом же году в издательстве Росгизместпрома вышла "Сказка о мертвой царевне", оформленная Мавриной. К сказкам Пушкина Маврина возвращалась многократно. Венцом тридцатилетнего труда стало издание всех сказок отдельной книгой в издательстве "Детская литература" в 1977 году. Убежденность Мавриной в том, что главное в сказочных произведениях Пушкина - их связь с миром народного творчества, привела ее к созданию особого стиля в иллюстрации. Ее иллюстрации пылают ярким цветом, они живописны и красочны, несут ощущение радости и полноты жизни, создают праздничный аккомпанемент пушкинским стихам. За свою жизнь Маврина проиллюстрировала, создала и оформила более ста книг. Ее труд отмечен многочисленными наградами. Татьяна Алексеевна - единственный в России художник - обладатель золотой медали Международной премии Г.Х. Андерсена (1976). Она - заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР (1975), неоднократно награждалась медалями и премиями на международных выставках. В 1987 году награждена золотой медалью Академии художеств СССР, а в 1998 году, уже после смерти, почетным дипломом Международного совета по детской литературе - "За вклад в российскую литературу, книжную культуру для детей и юношества". И это закономерно, поскольку книги, созданные замечательной художницей, продолжают жить и радовать людей. Также в рубрике:
|