Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 44 (7252) 23 - 29 ноября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноТерритория нежности и смертиМозговой, Сокуров, Ленин и другие Светлана ХОХРЯКОВА
Как мы уже сообщали, в Нью-Йорке в конце октября проходил фестиваль российских фильмов. Одной из его составляющих стала ретроспектива фильмов Александра Сокурова. Она привлекла внимание не одних только бывших наших соотечественников, но и американцев. Сам Сокуров на фестиваль не приехал. Общеизвестно, что он не любитель подобных мероприятий и уж тем более никогда не променяет возможность работать на фестивальную суету. Сокуров только что закончил свой новый фильм "Телец". Московская премьера ожидается в декабре - январе. Главным героем фильма на сей раз стал Владимир Ленин. Великие диктаторы - это та тема, которая волнует Сокурова сегодня. Вслед за Гитлером (картина "Молох") и Лениным появятся новые герои. Какие? Пока секрет, которым между прочим владеет актер Сокурова Леонид Мозговой, но хранит в глубочайшей тайне. Именно Леонид Мозговой, которого коллеги иной раз в шутку величают Адольфом Ильичем Чеховым за то, что сыграл в фильмах Сокурова Чехова, Гитлера и Ленина, и был уполномочен представлять вышеназванную ретроспективу в Америке. Делал он это чрезвычайно интеллигентно, деликатно и ответственно. Совершая с актером пешие прогулки по Нью-Йорку, я расспрашивала Леонида Павловича о его новом герое - Ленине: какой он - больной, деморализованный, сильный или слабый? Получала сдержанные ответы, а все больше определения "разный", "сложный". Не хотел до выхода картины артист разглашать тайну. А вот название "Телец" возникло оттого в первую очередь, что вождь наш, рожденный во второй половине апреля, - Телец по гороскопу. Сам Мозговой ассоциируется лично у меня с Чеховым - настоящий российский интеллигент, умница. Каким-то будет его Ильич? Доживем - увидим. Леонид Мозговой по-прежнему остается фигурой загадочной для нашей публики, несмотря на выпавший на его долю успех после роли Гитлера. Живет он в Питере. Учился когда-то там же, в театральном институте, на одном курсе с Натальей Теняковой и Львом Додиным у знаменитого Зона. И фактически просуществовал в своей профессии одиночкой. Играл главным образом в моноспектаклях. И только девять лет назад был замечен Сокуровым - случайно: второй режиссер Сокурова позвала его на встречу с режиссером, искавшим исполнителя на роль Чехова. Встретились, проговорили не один час, с той поры жизнь изменилась. Мозговому всякий раз выпадают сложные работы, связанные с гримом. В Чехова превращался часов по шесть. Кстати, в "Тельце", Ленин Лениным и не зовется, будто бы речь идет о неком абстрактном человеке, но при этом грим-то портретный. В Нью-Йорке показали и недавнюю картину Сокурова "Дольче", которую в России почти никто не видел. Как-то обещали привезти ее на фестиваль "Золотой витязь". Но буквально за несколько часов до премьеры стало известно, что Сокуров фильм отозвал и отправил в Венецию на фестиваль. Так что в Нью-Йорке была уникальная возможность его посмотреть. Вот уже несколько последних лет Сокуров увлечен Японией, а она - им. И деньги там находятся на его кино. Созерцательность японцев, тяга к локальности, метафоричности и объемности символа - объединяющие в данном случае начала. "Дольче" - по сути, монофильм, как бывают, скажем, моноспектакли. На экране мы видим лицо одной только японской женщины, немолодой и печальной. Она рассказывает о своей родственной связи (и это голос крови) с родителями, с матерью прежде всего, а потом и с собственной дочерью, которой довелось перенести немалые физические страдания. Тема ухода, смерти волнует Сокурова давно и настойчиво. Территория эта для творца опасная, чреватая мистическими проекциями на его собственную судьбу. И как сказал однажды сам А.Сокуров, под парусами в ту сторону не ходят. Один из прежних его фильмов назывался "Мать и сын". "Дольче" можно было бы назвать "Мать и дочь". Комната в японском доме, вид из окна и женское лицо, а за всем этим мы словно бы слышим внутренний голос самого Сокурова - одинокий голос человека. Подобного рода кинематограф многие не приемлют, в том числе и собратья по цеху, подвергающие сомнению все то, что делает Сокуров. Другие называют его феномен весьма специфическим. Каждому - свое. Также в рубрике:
|