Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7380) 29 мая - 4 июня 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительИнформационный "уголек"События + ситуации = новости ОСОБЕННОСТИ ЖАНРАЛюдмила БОГОМАЗОВА Что бы вы сказали о таком занятии, как топить паровозную топку папиросной бумагой? Однако почти тем же самым как раз и занимаются тысячи журналистов, работающих в системе информации. И сравнение это совсем не надуманное, потому что ненасытный монстр под названием "экран" требует ежесекундно новых и новых порций. В его чреве, как в паровозной топке, мгновенно сгорают секунды, отпущенные на события. Чтобы махина двигалась, в нее нужно подкидывать и подкидывать "уголек". Плохо, когда его не хватает. Тогда начинаются муки создания событий или ситуаций, худо-бедно подходящих хотя бы под определение "новости". Вот почему, как бы чудовищно это ни звучало, для информационщиков масштабные катастрофы - просто пиршество, настоящий праздник на их профессиональной улице. Ну в самом деле: если есть глобальная новость, то весь экран подчинен только ей - перекраиваются верстки вещания, прерываются передачи и т. д. А самим журналистам не надо ломать голову, как строить очередной выпуск, что назначить новостью "номер один", чем заинтересовать зрителя. Но тут вступают в силу закономерности, нами до конца не познанные и не осознанные: информация начинает жить и действовать по своим внутренним законам жанра. И становится неясно: информация для нас или мы сами - полигон для информации? Как известно, информационная журналистика стоит на двух китах: факт и подробность. Так вот масштабы планетарных катастроф как бы очищают зерна от всякой шелухи и представляют в чистом виде возможность решения профессиональных задач. Один из последних примеров - война в Ираке. Чуть-чуть истории. Выпуск главной информационной программы ЦТ "Время" четко делился на три части: союзная информация, зарубежная и нечто достаточно разношерстное, куда входили сюжеты о культуре, медицине, юбилеях и прочих событиях. С получением союзной информации было, с одной стороны, тяжело, а с другой - очень просто: Отдел пропаганды ЦК КПСС выдавал и обязательный перечень событий, которыми должен был интересоваться народ, и соответствующую табель о рангах, то есть что идет в начале программы, что потом, чем завершится обзор событий по стране. Пробиться какой-то живой информации было трудно. Зарубежные новости, которые обычно с большим интересом смотрели зрители (ну хоть одним глазком взглянуть, какая там жизнь, какие дома, автобусы, люди на улицах и другое), шли, как правило, под картинку, которую мы тогда получали по каналам BBC. Как известно, информация - это тоже товар, и он имеет свою стоимость. Так, новость первого часа стоит одних денег, третьего часа - других, ну а спустя сутки она практически ничего не стоит. Вот такие почти ничего не стоящие новости мы и вынуждены были брать для своих выпусков. Помимо идеологических оков, которые мешали развиваться информации, были и другие, широкому зрителю неведомые. Это оковы технические. Наша телевизионная техника была столь убогой, что одно это сводило на нет те порой героические усилия, которые предпринимали журналисты. Особенно ярко это стало видно в работе по освещению событий в "горячих" точках. Помните: Карабах, Приднестровье, Таджикистан и т.д.? Телеэкран не успевал за событиями. Вот почему после распада Союза, после упразднения Гостелерадио и образования нескольких ведущих каналов главной заботой каждого стало создание своей информационной службы. По существу, конкуренция между телекомпаниями на первом этапе шла именно по линии информационной насыщенности. Да и сейчас уровень информации - это визитная карточка каждого телеканала. Сегодня "Россия", "Первый канал", "НТВ", "ТВЦ", "ТВС" сформировали вполне профессиональные команды информационщиков, в подавляющем большинстве состоящие из молодых ребят, чье сознание не отягощено идеологическими запретами и которым дана возможность работать в своем жанре лишь с оглядкой на закон. У всех ведущих каналов есть техника, позволяющая выходить с информацией в прямой эфир в режиме реального времени. Телевизионщики былых времен не могли даже в мечтах представить себе, что на какое-то событие можно прислать столько корреспондентов, задействовать столько средств связи, в прямом смысле иметь возможность в любой момент дать самую последнюю информацию о том, что происходит на глазах у журналистов. Ну и что же мы видим? Опыт показывает, что в первый момент яркого события кривая зрительского интереса идет резко вверх: случилось что-то из ряда вон (будь то гибель "Курска", террористический акт 11 сентября в Нью-Йорке, события на Дубровке и т.д.), а затем наступает в графике период, который называется "плато", то есть достаточно высокий, но ровный уровень, который соответствует самому трудному этапу: затяжной ситуации. Информационщики всех стран мира не любят эту фазу развития конфликта, потому что надо всеми силами поддерживать интерес зрителей, а это достаточно трудно, так как не происходит кардинальных изменений. Событие ударило по нервам, а дальше в силу должна вступить классическая схема интриги: завязка, кульминация, развязка. Если в первый день нас не очень раздражало то, что все каналы показывали одно и то же, то по прошествии времени уже становится скучновато слушать про очередной сбитый самолет или еще одно попадание ракеты в резиденцию Хусейна. Кардинальных перемен нет, но надо поддерживать интерес зрителей. И вот нам без устали вполне добротно показывают по многу раз за день страдания местных жителей, акции протеста в мире, бомбежки и сухопутные акции. Если честно, то такие грандиозные усилия, которые предпринимают все ведущие телекомпании мира, совсем не соответствуют достигнутому информационному результату. Зато мы получаем другой чудовищный результат: война, бесконечные страдания людей, жертвы и вообще весь ужас планомерного истребления друг друга эмоционально уходят куда-то в сторону, а приходят безразличие, привычка видеть на экране картинку с очередными взрывами и кровью. Вот так зрителей делают потребителями реалистических "ужастиков". Как ни странно, но современная телевизионная информация не столько обогащает нас сведениями о мире, сколько разрушает нас изнутри, делая менее чувствительными к страданиям людей. Вы спросите: ну и что же делать? А я, информационщик со стажем, отвечу: не знаю. Вернее, знаю способ, который в свое время сформулировал знаменитый булгаковский герой, профессор Преображенский: "не читайте советских газет". В данном случае - берегите себя и не смотрите больше одного раза в сутки выпуск новостей. Причем для этого единственного употребления информации выберите себе того ведущего, облик которого вам наиболее приятен. Возможно, его обаяние компенсирует удары по и без того расшатанной психике. Также в рубрике:
|