Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7380) 29 мая - 4 июня 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Междугороднее сообщение

Петербургская графика в галерее "Ковчег"

Анастасия АНТОНОВА


Г.Верейский. "Портрет С.С.Прокофьева". 1927 г.

В галерее "Ковчег" решили выставить петербургскую графику 1910 - 30-х годов из собрания Вологодской областной галереи, объединив, таким образом, три города: Петербург, Вологду и Москву.

Петербургская графика этого времени уже давно воспринимается как цельное явление, несмотря на то, что художники, чье творчество приходится на 1910 - 30-е годы, были приверженцами различных живописных техник и художественных концепций.

Вопреки официальной доктрине и в отсутствие каких-либо объединяющих манифестов петербургская графика на протяжении трех десятилетий сохраняла свои узнаваемые черты: романтизм, интерес к наследию импрессионизма и постимпрессионизма, тонкий стилизм, вживание в петербургское пространство.

Сотрудничество галереи "Ковчег" и вологодского музея продолжается не один год: первая выставка из вологодского собрания была устроена здесь в 2000 году. Целью нынешней экспозиции стало желание показать петербургскую графику как яркое и многообразное явление, изменявшееся на протяжении 1910 - 1930-х годов.

М.Добужинский. "Летний сад зимой". 1922 г.

Основы петербургской графической школы были заложены мастерами Серебряного века: Александром Бенуа, Мстиславом Добужинским, Борисом Кустодиевым, Зинаидой Серебряковой - их работы, представленные на выставке, служат своеобразной точкой отсчета. В 1920 годы художники продолжили разработку классических и импрессионистических традиций. Ощущение безвозвратно утраченной эпохи чувствуется в произведениях Анны Остроумовой-Лебедевой, Всеволода Воинова, Мстислава Добужинского, Николая Тырсы - эти художники наследуют ретроспективные традиции начала века, развивая вневременные интернациональные традиции культуры. К началу 1930-х годов в Петербурге формируется круг молодых художников-графиков, стремящихся найти новые пути в рамках классической профессиональной выучки. Отголоски творческих идей Казимира Малевича и Павла Филонова воплощаются в работах Льва Юдина и Евгения Кибрика. Новая графическая образность последних предвоенных лет нашла свое отражение в представленных на выставке работах Георгия Верейского, Ксении Климентьевой, Елизаветы Кругликовой и ее учеников. В 1920 - 30-е годы все резче расходятся дороги классической петербургской школы и официального идеологического искусства. Художники лишаются возможности выезжать за границу, их обвиняют в космополитизме, сокращают количество заказов, лишают возможности выставляться. Нижним хронологическим рубежом развития петербургской школы стала Великая Отечественная война и блокада: многие художники погибли или были вывезены по Дороге жизни в Вологду, где и скончались вскоре после этого, как, например, Николай Тырса.

Н.Альтман. "Натурщица". 1920-е гг.

Собрание петербургской графики Вологодской областной галереи начало формироваться на рубеже веков и связано с деятельностью Северного Кружка любителей изящных искусств, благодаря которым в Вологду попали работы художников-мирискусников.

Тесные связи с Вологодской картинной галереей, возникшие после Великой Отечественной войны, побудили семьи нескольких художников передать свои коллекции в музей. Так галерея оказалась единственным обладателем коллекции рисунков Алексея Успенского - "русского Дюфи". В 1950 - 60-е годы в музее началась работа по изучению и собиранию петербургской графики, интенсивное комплектование продолжилось в 1970 - 90-е годы. Сегодня по составу и значительности вологодское собрание графики 1910 - 30-х годов уступает только аналогичной коллекции Русского музея. На выставке экспонируются более ста редких рисунков, акварелей и эстампов, гравированные и литографированные альбомы. Среди "хитов" выставки декоративное панно "Смерть" Николая Калмакова, "Натурщица" Натана Альтмана, рисунки Ольги Гильдебрандт.

В "Ковчеге", как обычно, соблюли приличия и выдержали стиль: выставка изысканной петербургской графики как нельзя лучше вписывается в эстетскую концепцию галереи и одновременно выглядит изящным реверансом в сторону 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

АРТ-ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;