Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7380) 29 мая - 4 июня 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраМеждугороднее сообщениеПетербургская графика в галерее "Ковчег" Анастасия АНТОНОВА
В галерее "Ковчег" решили выставить петербургскую графику 1910 - 30-х годов из собрания Вологодской областной галереи, объединив, таким образом, три города: Петербург, Вологду и Москву. Петербургская графика этого времени уже давно воспринимается как цельное явление, несмотря на то, что художники, чье творчество приходится на 1910 - 30-е годы, были приверженцами различных живописных техник и художественных концепций. Вопреки официальной доктрине и в отсутствие каких-либо объединяющих манифестов петербургская графика на протяжении трех десятилетий сохраняла свои узнаваемые черты: романтизм, интерес к наследию импрессионизма и постимпрессионизма, тонкий стилизм, вживание в петербургское пространство. Сотрудничество галереи "Ковчег" и вологодского музея продолжается не один год: первая выставка из вологодского собрания была устроена здесь в 2000 году. Целью нынешней экспозиции стало желание показать петербургскую графику как яркое и многообразное явление, изменявшееся на протяжении 1910 - 1930-х годов.
Основы петербургской графической школы были заложены мастерами Серебряного века: Александром Бенуа, Мстиславом Добужинским, Борисом Кустодиевым, Зинаидой Серебряковой - их работы, представленные на выставке, служат своеобразной точкой отсчета. В 1920 годы художники продолжили разработку классических и импрессионистических традиций. Ощущение безвозвратно утраченной эпохи чувствуется в произведениях Анны Остроумовой-Лебедевой, Всеволода Воинова, Мстислава Добужинского, Николая Тырсы - эти художники наследуют ретроспективные традиции начала века, развивая вневременные интернациональные традиции культуры. К началу 1930-х годов в Петербурге формируется круг молодых художников-графиков, стремящихся найти новые пути в рамках классической профессиональной выучки. Отголоски творческих идей Казимира Малевича и Павла Филонова воплощаются в работах Льва Юдина и Евгения Кибрика. Новая графическая образность последних предвоенных лет нашла свое отражение в представленных на выставке работах Георгия Верейского, Ксении Климентьевой, Елизаветы Кругликовой и ее учеников. В 1920 - 30-е годы все резче расходятся дороги классической петербургской школы и официального идеологического искусства. Художники лишаются возможности выезжать за границу, их обвиняют в космополитизме, сокращают количество заказов, лишают возможности выставляться. Нижним хронологическим рубежом развития петербургской школы стала Великая Отечественная война и блокада: многие художники погибли или были вывезены по Дороге жизни в Вологду, где и скончались вскоре после этого, как, например, Николай Тырса.
Собрание петербургской графики Вологодской областной галереи начало формироваться на рубеже веков и связано с деятельностью Северного Кружка любителей изящных искусств, благодаря которым в Вологду попали работы художников-мирискусников. Тесные связи с Вологодской картинной галереей, возникшие после Великой Отечественной войны, побудили семьи нескольких художников передать свои коллекции в музей. Так галерея оказалась единственным обладателем коллекции рисунков Алексея Успенского - "русского Дюфи". В 1950 - 60-е годы в музее началась работа по изучению и собиранию петербургской графики, интенсивное комплектование продолжилось в 1970 - 90-е годы. Сегодня по составу и значительности вологодское собрание графики 1910 - 30-х годов уступает только аналогичной коллекции Русского музея. На выставке экспонируются более ста редких рисунков, акварелей и эстампов, гравированные и литографированные альбомы. Среди "хитов" выставки декоративное панно "Смерть" Николая Калмакова, "Натурщица" Натана Альтмана, рисунки Ольги Гильдебрандт. В "Ковчеге", как обычно, соблюли приличия и выдержали стиль: выставка изысканной петербургской графики как нельзя лучше вписывается в эстетскую концепцию галереи и одновременно выглядит изящным реверансом в сторону 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. Также в рубрике:
|