Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7380) 29 мая - 4 июня 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаЖизнь с идиотом полна неожиданностейОпера Альфреда Шнитке в Новосибирске Елена ТРЕТЬЯКОВА
Похоже, оперный театр устал от классики. Режиссура попробовала на ней все - стилизацию, минимализм, традицию, постмодернизм... Сыграли классику во все времена - но особенно в двадцатом веке... Чайковского прочли через Чехова, Верди проверили цирком и шоу, Мусоргского провели через "безумный, безумный мир"... Все было, было, было... Потребовались новые театральные идеи. Потребовалась музыка двадцатого века, чтобы их породить и опробовать. За последний год на сценах появились "Лулу" А.Берга (Геликон), "Похождения повесы" Стравинского (Большой театр), "Лолита" Щедрина (Пермский театр оперы и балета), "Жизнь с идиотом" Шнитке (Новосибирск)... Спектакли разнообразной театральной лексики... Но лишь в одном из них воплощен единый режиссерский метод, редкий вообще, а на оперной сцене тем более - гротеск. Это спектакль Новосибирского театра оперы и балета "Жизнь с идиотом" в постановке польского режиссера Генриха Барановского, оформлении Давида Боровского. В самой музыке Шнитке заложено гротескное сопоставление текстов вербального и музыкального (либретто по собственному рассказу написал Виктор Ерофеев). К ним прибавился сценический текст, образуя многослойную структуру, когда смешно и страшно одновременно - в каждую минуту действия. "Жизнь с идиотом полна неожиданностей" распевает напыщенно хор в арестантских или больничных одеждах. На столах жестяные миски, ложки, кружки, по первому плану в сопровождении кремлевского караула, тянущего высоко поднятые носки сапог, проползает железная пружинная кровать с пьяной парочкой бомжей. Потом пройдет Жена в пурпурном платье с книгой любимого Марселя Пруста и сам он, напомаженный, с двумя девами-ангелами в панталончиках и на шпильках. А стены сценической выгородки оклеены газетой "Правда", и в пробитых редких окнах виден зал новосибирского театра - античные фигуры на фоне малинового бархата. Публике отведено место на подмостках как участнице этого театра абсурда. Рассказ написан от первого лица. Поэтому и в опере действуют герой Я, его Жена и сумасшедший Вова, восклицающий "Эх" на разные лады... Главные герои не ведут диалога, а повествуют о себе. В Прологе все события уже свершились - в жизнь Я вошел Вова и убил Жену - отрезал ей голову секатором. Затем все раскручивается сначала - Я выбирает Вову в дурдоме, сначала Вова ведет себя тихо, потом громит холодильник и, извините, делает кучу на ковре. Потом интимно уединяется с Женой, но вскоре изгоняет ее за то, что сделала аборт, и начинает счастливую жизнь с Я, к которой присоединяется Марсель Пруст. Жену за нежелание расстаться с Вовой бьют два раза и, наконец, лишают головы. Под конец Вова утаскивает обезглавленный труп и исчезает навсегда, а Я описывает произошедшее, сидя все в том же дурдоме. Сюжет вполне аллюзионный, особенно если учесть, что на премьере 1992 года в Амстердаме на Вове была маска Ленина. Для оперы сюжет шокирующий, особенно когда звучит ненормативная лексика. Сценический текст нынешнего спектакля - это мир реально существующего абсурда, мир осязаемый, вещественный, подробный. В нем живут все одновременно - сумасшедшие, семья Я, власть, забивающая головы газетами (голову Жены завернут в этот образец современной печати), и головы властителей. В один прекрасный момент обитатели тюремно-лечебного заведения образуют зловещий забор - на березовые поленья поставят головы Ленина, Гитлера, Сталина, Кастро, Хусейна, Арафата, Буша, а в другой раз народ будут приветствовать Брежнев и Ярузельский. Периодически начинает казаться, что подобный социальный пафос устарел или запоздал, что вся история - о прошлом, хотя и недавнем, что все ушло и не вернется... Но половина политических фигур живы и правят, и страх - в менталитете не только нашем, но европейском. И частная жизнь всегда, в любую минуту может перестать быть частной, когда в нее вторгаются идиоты. И легко можно остаться одному как "во поле береза" (этой тихой, намеренно фальшиво спетой песней завершается спектакль). В кратком пересказе сценическое решение легко превратить в схему, но оно многослойно, художественно и политическими темами не исчерпывается. Здесь еще танцуют эротическое танго со столами (прекрасная работа хореографа Сергея Грицая). Здесь начинает дымиться стеклянная труба, реализуя сексуальные Вовины желания, по той же трубе поднимется и лопнет красный воздушный шарик, когда Жена сделает аборт, здесь варит суп Марсель Пруст, а его ангелицы любовно оглаживают друг друга. Здесь много остроумного, ироничного и противного одновременно, потому что мастерская, талантливая режиссура. Причем не на уровне одной-двух находок, а бесконечно фантазийная, не выдыхающаяся на протяжении действия, придуманного детально. Труппа работает истово, с колоссальной отдачей - от солистов до каждого участника хора, каждый - герой. Какие штампы, какая рутина?! Их нет и в помине. И даже дирижер - Евгений Волынский, проявивший истинное понимание непростой лексики Шнитке, с удовольствием носит холщовый мешковатый фрак и раздает оркестрантам газету "Правда" новосибирского театра... Также в рубрике:
|