Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7380) 29 мая - 4 июня 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Жизнь с идиотом полна неожиданностей

Опера Альфреда Шнитке в Новосибирске

Елена ТРЕТЬЯКОВА
Фото Евгения ИВАНОВА


А.Лебедев - Я

Похоже, оперный театр устал от классики. Режиссура попробовала на ней все - стилизацию, минимализм, традицию, постмодернизм... Сыграли классику во все времена - но особенно в двадцатом веке... Чайковского прочли через Чехова, Верди проверили цирком и шоу, Мусоргского провели через "безумный, безумный мир"... Все было, было, было...

Потребовались новые театральные идеи. Потребовалась музыка двадцатого века, чтобы их породить и опробовать. За последний год на сценах появились "Лулу" А.Берга (Геликон), "Похождения повесы" Стравинского (Большой театр), "Лолита" Щедрина (Пермский театр оперы и балета), "Жизнь с идиотом" Шнитке (Новосибирск)...

Спектакли разнообразной театральной лексики... Но лишь в одном из них воплощен единый режиссерский метод, редкий вообще, а на оперной сцене тем более - гротеск. Это спектакль Новосибирского театра оперы и балета "Жизнь с идиотом" в постановке польского режиссера Генриха Барановского, оформлении Давида Боровского. В самой музыке Шнитке заложено гротескное сопоставление текстов вербального и музыкального (либретто по собственному рассказу написал Виктор Ерофеев). К ним прибавился сценический текст, образуя многослойную структуру, когда смешно и страшно одновременно - в каждую минуту действия. "Жизнь с идиотом полна неожиданностей" распевает напыщенно хор в арестантских или больничных одеждах. На столах жестяные миски, ложки, кружки, по первому плану в сопровождении кремлевского караула, тянущего высоко поднятые носки сапог, проползает железная пружинная кровать с пьяной парочкой бомжей. Потом пройдет Жена в пурпурном платье с книгой любимого Марселя Пруста и сам он, напомаженный, с двумя девами-ангелами в панталончиках и на шпильках. А стены сценической выгородки оклеены газетой "Правда", и в пробитых редких окнах виден зал новосибирского театра - античные фигуры на фоне малинового бархата. Публике отведено место на подмостках как участнице этого театра абсурда.

Рассказ написан от первого лица. Поэтому и в опере действуют герой Я, его Жена и сумасшедший Вова, восклицающий "Эх" на разные лады... Главные герои не ведут диалога, а повествуют о себе. В Прологе все события уже свершились - в жизнь Я вошел Вова и убил Жену - отрезал ей голову секатором. Затем все раскручивается сначала - Я выбирает Вову в дурдоме, сначала Вова ведет себя тихо, потом громит холодильник и, извините, делает кучу на ковре. Потом интимно уединяется с Женой, но вскоре изгоняет ее за то, что сделала аборт, и начинает счастливую жизнь с Я, к которой присоединяется Марсель Пруст. Жену за нежелание расстаться с Вовой бьют два раза и, наконец, лишают головы. Под конец Вова утаскивает обезглавленный труп и исчезает навсегда, а Я описывает произошедшее, сидя все в том же дурдоме.

Сюжет вполне аллюзионный, особенно если учесть, что на премьере 1992 года в Амстердаме на Вове была маска Ленина. Для оперы сюжет шокирующий, особенно когда звучит ненормативная лексика. Сценический текст нынешнего спектакля - это мир реально существующего абсурда, мир осязаемый, вещественный, подробный. В нем живут все одновременно - сумасшедшие, семья Я, власть, забивающая головы газетами (голову Жены завернут в этот образец современной печати), и головы властителей. В один прекрасный момент обитатели тюремно-лечебного заведения образуют зловещий забор - на березовые поленья поставят головы Ленина, Гитлера, Сталина, Кастро, Хусейна, Арафата, Буша, а в другой раз народ будут приветствовать Брежнев и Ярузельский. Периодически начинает казаться, что подобный социальный пафос устарел или запоздал, что вся история - о прошлом, хотя и недавнем, что все ушло и не вернется... Но половина политических фигур живы и правят, и страх - в менталитете не только нашем, но европейском. И частная жизнь всегда, в любую минуту может перестать быть частной, когда в нее вторгаются идиоты. И легко можно остаться одному как "во поле береза" (этой тихой, намеренно фальшиво спетой песней завершается спектакль). В кратком пересказе сценическое решение легко превратить в схему, но оно многослойно, художественно и политическими темами не исчерпывается. Здесь еще танцуют эротическое танго со столами (прекрасная работа хореографа Сергея Грицая). Здесь начинает дымиться стеклянная труба, реализуя сексуальные Вовины желания, по той же трубе поднимется и лопнет красный воздушный шарик, когда Жена сделает аборт, здесь варит суп Марсель Пруст, а его ангелицы любовно оглаживают друг друга. Здесь много остроумного, ироничного и противного одновременно, потому что мастерская, талантливая режиссура. Причем не на уровне одной-двух находок, а бесконечно фантазийная, не выдыхающаяся на протяжении действия, придуманного детально.

Труппа работает истово, с колоссальной отдачей - от солистов до каждого участника хора, каждый - герой. Какие штампы, какая рутина?! Их нет и в помине. И даже дирижер - Евгений Волынский, проявивший истинное понимание непростой лексики Шнитке, с удовольствием носит холщовый мешковатый фрак и раздает оркестрантам газету "Правда" новосибирского театра...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;