Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7392) 28 августа - 3 сентября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительГотовы ждать, сколько потребуетсяЮбилей Алексея Германа на ТВ НАБЛЮДЕНИЕАлексей СИВОВ
Если считать по гамбургскому счету, в России только два режиссера борются вне ковра - Александр Сокуров и Алексей Герман. Все остальные работают на ковре, в разных весовых категориях. А вот два петербуржца, два режиссера с "Ленфильма" находятся за пределами достижений иных российских режиссеров. А между ними конкуренции никакой не наблюдается, во всяком случае, внешне - и тот, и другой громко восхищаются талантом друг друга. В прессе так уж точно. Впрочем, какое может быть состязание, когда Герман уже третий год снимает "Трудно быть богом", а за это время Сокуров выпустил ленты "Телец", "Русский ковчег" и "Отец и сын", а также получил несколько призов, в том числе и в Канне, а также провел довольно мощную PR-компанию по продвижению "Ковчега" в массы. А в это время на съемочной площадке "Трудно быть богом" в сотый раз звучит германовское: "Стоп! Нехорошо. Надо переснять". Несомненно, такой художник, как Герман, имеет полное право снимать кино, как он считает нужным и сколько надо, но именно про съемки его фильмов, уже со времен "Хрусталева", вполголоса рассказывают анекдот. Вполголоса, поскольку прослыть подсмеивающимся над Германом в Петербурге означает стать персоной нон-грата. Никто работы не предложит хорошей, если прямо в лицо не наплюют. Но мы все же рискнем. "Подводят к Герману паренька лет четырнадцати. Герман говорит: кого это вы мне привели? Алексей Юрьевич, так он же у вас в главной роли снимается. В какой такой главной роли? Моему герою девять лет!" Анекдоты не есть насмешка. Хуже, когда создателя иных миров, каким, без сомнения, является Герман, окутывает беспросветная занавесь молчания. Как окружала она его в семидесятых - восьмидесятых годах. Как опутывала она его вплоть до 65-летнего юбилея, который по традиции Герман провел на съемочной площадке. Юбилей, который был замечен, собственно, только одним телеканалом - "Культура". А что удивляться? Если в день памяти Высоцкого по всем метровым каналам не было показано ни одного фильма с его участием. Лишь один ТВЦ прокрутил некую программу, посвященную Владимиру Семеновичу, да и то в полпервого ночи. Телевизионные начальники не сотворяют себе кумиров в своем отечестве, притом вплоть до отрицания существования таковых в принципе. Но вернемся к неделе Германа на канале "Культура". Она включала два документальных фильма о режиссере и практически всю ретроспективу творчества мастера, то есть 5 кинокартин. Перечисляем в обратном порядке: "Хрусталев, машину!" (1998), "Мой друг Иван Лапшин" (1984), "Двадцать дней без войны" (1976), "Проверка на дорогах" (1971). Не был забыт даже практически никем не виденный дебют Германа "Седьмой спутник" 1967 года. С него-то нужно и начать. Был генерал белый, стал красный. Вообще-то российская военно-политическая история насчитывает лишь две подобные относительно удачные метаморфозы. Первая - это генерал Слащев, ставший прототипом Хлудова в булгаковском "Беге". Он действительно вернулся из Константинополя в СССР, был прощен и даже преподавал в академии молодым красным командирам науку побеждать. Пока в 1929 году его не застрелил брат казненного по его приказу человека. И более удачный случай - красный граф Алексей Алексеевич Игнатьев. Впоследствии написавший довольно просоветскую книгу "50 лет в строю". Тысячи же иных случаев закончились трагически - комиссары отстреливали высшее офицерство в первую очередь. Даже тех, которые осознанно перешли на сторону Советской власти и стали военспецами. Герман, несомненно, знал об этом, но, удивительно правдиво рассказывая историю о красном терроре 1918 - 1919 годов, вынужден был перекрасить своего героя из белого в красного. Удивительно, как столь антисоветская история смогла быть пропущена на экран, в те же годы был снят фильм Юлия Карасика "Шестое июля", а немного позже "Комиссар" Аскольдова и "Интервенция" Полоки и Славина (правда, положенные на полку, но отнюдь не "смытые"). Не верится, что "Седьмой спутник" - фильм дебютный. Настолько он выверен, художественно правдив и крепко сделан. В нем уже присутствуют все детали, свойственные кинематографическому миру Германа - размах при филигранной точности. "Двадцать дней без войны" Герман снимал уже в совсем иную эпоху. И хотя фильм довольно широко демонстрировался в кинотеатрах, досталось ему по полной программе. Особую неприязнь вызвал выбор Юрия Никулина на главную роль. В их глазах Никулин представлялся либо Бывалым, либо Семен Семенычем Горбунковым из комедий Гайдая. "Двадцать дней..." не часто, но показывали в канун 9 Мая на ТВ. А до этого была пронзительная "Проверка на дорогах". Точный по стилю и интонации, поразительно правдивый, с филигранной игрой актеров (один только "комик" Ролан Быков чего стоил) фильм был выпущен в разгар брежневского застоя. И, естественно, лег на дальнюю запретную полку. В 1984 году, в годину окончания брежневской эпохи, вышел шедевр Германа "Мой друг Иван Лапшин", где Андрей Миронов показал себя великолепным трагиком. Этот фильм, по нашему мнению, явился вершиной творчества Германа. Все качества германовской стилистики находятся в нем в равновесии. В идеально гармоничном сочетании, которое выводит Германа на уровень Тарковского, Бергмана, Бертолуччи. В "Лапшине..." еще нет того страшного хаоса смысла, изображения и звука, что царит в "Хрусталев, машину!", картине, снимавшейся Германом за рекордное для мирового и отечественного кинематографа время. В сравнении с киномиром Германа документалистика о нем выглядит добротно, но бледно. Оба фильма - "Трудно быть Германом" и "Герман. Ленфильм" схожи, хотя и сняты разными режиссерами. В одном - Герман более язвителен и откровенен, в другом - выглядит утомленным. Но везде он говорит большей частью о "Трудно быть богом". Интересно было увидеть даже не самого режиссера, а исполнителя главной роли Руматы - Леонида Ярмольника. Этот известный шоумен, не снимавшийся в кино уже много лет, с обожанием глядел на Германа. Он готов ждать выхода фильма на экран еще много-много лет. Да, честно говоря, и мы готовы ждать, сколько потребуется. Ведь Герман есть Герман. Также в рубрике:
|