Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7392) 28 августа - 3 сентября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПовеса на берегу Светлого ручьяКритики об итогах сезона
Завершился театральный сезон 2002 /2003 года, финишировали летние музыкальные фестивали. Накануне нового сезона в оперно-балетных театрах страны мы обратились к обозревателям центральных изданий и свободным критикам с просьбой рассказать о том, чего ждут они от наступающего концертного года и как оценивают события прошлого. Мы предложили им ответить на следующие вопросы: 1. Самое яркое впечатление (спектакль или отдельные работы). 2. Самое негативное впечатление. 3. Самые запомнившиеся фестивали. 4. Наиболее характерные тенденции сезона. 5. Чего вы ждете от грядущего сезона? Результаты рейтинга предлагаем вниманию читателей.
Екатерина БИРЮКОВА ("Известия") 1. "Похождения повесы" Чернякова. 2. "Руслан и Людмила" Крамера. 3. Пасхальный фестиваль. 4. В репертуаре, в том числе оперном, становится больше музыки ХХ века. 5. Жду несколько интересных постановок, в первую очередь - Конвичного в Большом театре.
Михаил БЯЛИК 1. "Кольцо нибелунга" в Мариинском театре - музыкальная часть (Валерий Гергиев). Анна Нетребко в "Травиате". Спектакли и концертные программы дирижера Инго Метцмахера в Гамбурге, среди них "Диалоги кармелиток" Пуленка, "Катя Кабанова" и Глаголическая месса Яначека. 2. "Зигфрид" и "Гибель богов" в Мариинском - режиссура (Владимир Мирзоев). 3. Грандиозный гергиевский фестиваль "Звезды белых ночей", Международный музыкальный фестиваль "Киссингенское лето" (Бад Киссинген, Германия), в нынешнем году посвященный 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. 4. Если говорить об опере - стремление к новизне во всем: в формировании афиши, в музыкальной и сценической трактовке известных произведений, в привлечении свежих исполнительских сил. Конечно, это положительная тенденция, но порой желание быть оригинальным во что бы то ни стало оборачивается попросту дуростью. 5. Хочу верить, что появится наконец новая опера, которая пойдет не на одной, а на многих сценах и заслуженно на них задержится.
Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ("Известия") 1. Среди ярких впечатлений - спектакли Жозефа Наджа на фестивале NET, "Майерлинг" Кеннета Макмиллана на гастролях Ковент-Гарден, спектакли Мориса Бежара, выступление Хосе Мартинеса на Benois de la danse. Очень обрадовало веселое легкомыслие звезд Большого в спектакле Алексея Ратманского "Светлый ручей". 2. Негативных воспоминаний о прошлом сезоне гораздо меньше. Наиболее часто огорчали отечественные танцтеатры. Почему-то наш contemporary danse с каждым годом становится все беспомощнее. Исключение - всегда стабильные екатеринбургские "Провинциальные танцы". 3. Практически на каждом московском фестивале (NET, ЦЕХ, "Золотая Маска", Чеховский) были отдельные интересные хореографические спектакли. Если говорить о программах в целом, то наиболее цельно и концептуально выглядел маленький танц-раздел фестиваля NET. 4. На мой взгляд, прошедший хореографический сезон был крайне пестрым, нелогичным и абсолютно нетенденциозным. 5. Надеюсь, что предстоящий театральный год будет разнообразным и неутомительным.
Наталья ЗИМЯНИНА ("Вечерняя Москва") 1. Во-первых, что-то и ожидалось как хорошее. Второй концерт Шопена с солисткой Беллой Давидович, а затем и ее клавирабенд в БЗК в октябре. Дирижер Роджер Норрингтон с оркестром "Musica Viva" в БЗК в ноябре. Клавирабенд Михаила Плетнева (особенно "школьные" пьески Грига) в БЗК в феврале. Пять фортепианных Концертов Прокофьева - дирижер Геннадий Рождественский, солистка Виктория Постникова - в БЗК в марте. Военные песни в исполнении Дмитрия Хворостовского в Кремлевском дворце в апреле. А во-вторых, еще больше люблю нечаянную радость. Вот что это было. Мастер-класс Ростроповича в МЗК в сентябре. Незнакомая опера Гретри "Петр Великий", остроумно поставленная Дмитрием Бертманом в "Геликоне". Медитации Гайдна "Семь слов Спасителя на кресте" в исполнении ансамбля "Opus Posth" Татьяны Гринденко в центре "Дом" в обрамлении 13 полотен художницы Татьяны Ян - на Пасху. Концерт французского органиста Жана Гийю в Зале им. Чайковского. Серенада Бриттена в исполнении Дмитрия Корчака и "Виртуозов Москвы" под управлением Теодора Курентзиса в июне. Участие Брандауэра в "Песнях Гурре" на Новой сцене Большого театра. Как ни смешно - недавний концерт Бьорк в "Олимпийском". Это не эстрада, не попса - это все-таки что-то другое. 2. Провал "Снегурочки" на открытии Новой сцены Большого театра, с треском. Взаимный полив Михаила Плетнева и Владимира Спивакова из-за их конфликта в Российском национальном оркестре: такие люди великие такими словами бросаются! 3. По размаху и разнообразию - Пасхальный фестиваль Гергиева, если бы не некоторая "языческая" безвкусица программ самого Маэстро. Надо все-таки искать компромиссный вариант. Без дикостей. 4. Все большее обветшание филармонии. Хамство пиарщиков крепнущих концертных агентств по отношению к журналистам. Из хорошего - слава Богу, тем не менее пошла какая-то интеграция с зарубежными артистами, театрами и т.д. Явно оживился музыкальный театр (не считая Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко). Мода на мюзиклы - терпеть их не могу в их совковой ипостаси, предпочла бы первоклассную оперетту. За единичными исключениями - полное измельчание дирижерского искусства. 5. Надеюсь, достойно отметят 75-летие со дня рождения Евгения Светланова в начале сентября. Министерство-то культуры, кстати, предпримет что-то или нет? Надеюсь, что Московский международный дом музыки начнет функционировать по-человечески. С продажей билетов по городу. С регулярными концертами во всех залах. Жду фестиваля "Владимир Спиваков приглашает". Постановки Някрошюса в Большом театре.
Сергей КОРОБКОВ 1. "Египетские ночи" по Пушкину в Мастерской Петра Фоменко. Этот спектакль построен Мастером по законам оперной драматургии и складывается из тончайшего интонирования пушкинских текстов. Если подходить к этой работе с позиций драматического театра, то возникают вопросы - прежде всего касающиеся драматургии. Но если в качестве ключа использовать законы оперного спектакля, то "Египетские ночи" - еще один шедевр Фоменко. Из актерских работ самое сильное впечатление произвела Татьяна Куинджи в роли Лолиты в спектакле Пермского театра оперы и балета "Лолита" (опера Р.Щедрина по роману В.Набокова). Это тот редкий случай, когда включается сердце. 2. Не понимаю и не люблю этого вопроса. Никогда не встречал среди людей театра таких, которые изначально не хотели бы, чтобы их спектакль или актерская работа получились. Если не получаются - надо разбираться серьезно, в чем проблема, а это требует особого разговора. И потом, без "не получившихся" спектаклей не бывает вершин. 3. Первый фестиваль "Дягилевские сезоны. Пермь - Москва - Петербург - Париж", инициированный художественным руководителем Пермского театра оперы и балета им.П.И.Чайковского Георгием Исаакяном, и Фестиваль классического танца им.Р.Нуриева в Казани, оба были в мае. 4. Расширение репертуара, особенно - в опере, и по-прежнему устойчивый дефицит в институтах дирижеров и хореографов. 5. Премьер.
Майя КРЫЛОВА ("Независимая газета") 1. Французские спектакли хореографической компании Жозефа Наджа из Орлеана: "Время отступления" и "Войцек"; "Светлый ручей" Алексея Ратманского в Большом театре и спектакль Татьяны Багановой "Полеты во время чаепития" екатеринбургской труппы "Провинциальные танцы". 2. "Вальс белых орхидей" Константина Уральского в Русском камерном балете "Москва". 3. Самым интересным показался фестиваль NET, в танцевальной программе которого выступала труппа Ж.Наджа и блистательно танцевал британский танцовщик Акрам Хан. 4. Почти полное отсутствие хореографов в России как в классике, так и в области современного танца. Молодые хореографы не появляются, а те, кто возглавляет российские труппы, как правило, выпускают бездарные спектакли. 5. Положительных изменений в Большом театре в связи с назначением нового художественного руководителя балета; интересных гастролей зарубежных трупп (многие уже обещаны, и хотелось бы, чтобы состоялись). Надеюсь на улучшение качества подготовки наших будущих танцовщиков, хотелось бы, чтобы по чистоте исполнения классики они приблизились бы к международным стандартам. Быть может, что-то сдвинется в области профессионального образования в современном танце. Пора появиться учебным заведениям, в которых серьезно преподавались бы различные системы модерн-танца.
Татьяна КУЗНЕЦОВА ("Коммерсантъ", Москва) 1. Спектакль "Амелия" канадской труппы "ЛаЛаЛа Хьюманс Степс" Эдуарда Лока, показанный на фестивале в Вильнюсе; "Светлый ручей" А.Ратманского в Большом театре; исторические балеты В.Нижинского "Весна священная" и "Игры" в исполнении Римской оперы. 2. Беспомощный до курьеза спектакль "Отец-олимпиец" на музыку Бетховена, представленный на гастролях в Москве "Роберт Г. Хоффман продакшнз" (США) с Наталией Чеховской в главной партии. 3. В области классики лучшими были петербургские фестивали: "Мариинский" и "Звезды белых ночей". Из фестивалей современного танца - "Новый балтийский танец" в Вильнюсе. Среди московских самым сильным оказался танцевальный раздел театрального фестиваля NET (выступления труппы Жозефа Наджа). 4. Во всех московских театрах, кроме Большого, - устойчивая стагнация (если это можно назвать тенденцией). Большой делает первые шаги к созданию эксклюзивного репертуара. 5. Надежды связаны с Большим театром и новым руководителем балета Алексеем Ратманским. Возможно, с его приходом консервативная труппа Большого чуть приблизится к актуальному искусству. В частности, в наступающем сезоне любопытство вызывает проект постановки "Ромео и Джульетты" С.Прокофьева в хореографии Раду Поклитару при участии английской постановочной группы под руководством Деклана Доннеллана.
Виолетта МАЙНИЕЦЕ ("Большой журнал Большого театра") 1. Сильви Гиллем в спектаклях Ф.Аштона "Месяц в деревне" и "Маргарита и Арман" Английского Королевского балета; "Светлый ручей" Д.Шостаковича в Большом театре; совместное выступление Светланы Захаровой и Николая Цискаридзе в балете "Жизель" (Большой театр); "Bella Figura" И.Килиана. 2. Выступления Английского Королевского балета в Москве (труппа, солисты, частично репертуар) и New York City Ballet в Петербурге (труппа, солисты, особенно женский состав) 3. Балетные фестивали "Мариинский-2003" и "Звезды белых ночей". Они позволили познакомиться с уровнем балетного искусства мира. 4. Основу репертуара русского балета по-прежнему составляют спектакли классического наследия (они - наш экспортный товар). Их танцуют как ведущие театры страны, так и небольшие коллективы, технический и художественный уровень которых, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Положительный пример в освоении классики - "Дон Кихот" в Новосибирском балете (редакция С.Вихарева). Чрезвычайно мало новых оригинальных постановок. Мариинский театр продолжает осваивать классику ХХ века, благодаря чему на его сцене появились "Этюды" Х.Ландера, "Свадебка" и "Весна священная" И.Стравинского в постановках В. и Б.Нижинских (реконструкция М.Ходсон и К.Арчера). Большой театр поставил "Собор Парижской Богоматери" Р.Пети, вернул в репертуар опальный "Светлый ручей". Сезон был необычайно богат гастролями крупнейших зарубежных коллективов (что чрезвычайно ценно!), благодаря чему стало очевидным, что нынче во всем мире наблюдается определенный кризис балетного искусства. Эти гастроли благополучно развеяли многие мифы, которыми были окутаны некоторые западные труппы. И если "балетный ренессанс" наблюдается в Италии (крепнет балет Ла Скала, интересный репертуар показал Римский балет), то в Англии и Америке (вообще вне обсуждения - уровень Хьюстонского балета!) - картина иная. Застой в труппе Бежара. Несомненно, лучшими остаются три труппы (хотя у каждой из них свои проблемы) - балеты Большого и Мариинского театров и балет Парижской Оперы. Интерес вызывают такие "авторские балетные театры", как Гамбургский балет Джона Ноймайера. 5. С нетерпением жду "Ромео и Джульетту" в Большом (хореограф Р.Поклитару и английская постановочная группа), постановки У.Форсайта в Мариинском театре, возобновления и новых постановок балетов Дж.Баланчина, приуроченных к 100-летию со дня его рождения.
Марина НЕСТЬЕВА ("Музыкальная академия") 1. "Похождения повесы" Стравинского на Новой сцене Большого театра. Для труппы это был явный прорыв в новое качество, новый тип мышления, чего уже давно ждали от него и профессионалы, и любители. Наиболее впечатляющие работы спектакля - Энн в исполнении Е.Вознесенской, одна из самых лучших ролей последнего времени вообще. Такое прочтение Энн делает ее героиню, наверное, главной в спектакле, расставляя своеобразные акценты в концепции оперы. Другой лидер постановки - режиссер и художник Дмитрий Черняков. Именно он прежде всего способствует отмеченным прорывам в мышлении. Несмотря на существенные недостатки в оркестровом прочтении и в интерпретации некоторых, в том числе главных ролей. Как мне кажется, основная задача - сохранить спектакль в репертуаре по возможности дольше, что, скорее всего, будет нелегко, так как большинство артистов не принадлежат этой труппе. 2. Выступление пианиста Дениса Мацуева, исполнившего партию фортепиано в балете "Империал" в постановке Баланчина на фестивале "Дягилевские сезоны. Пермь - Москва - Петербург - Париж". Солируя во Втором фортепианном концерте Чайковского, музыка которого лежит в основе этого балета Баланчина, московская знаменитость отнеслась к своей ответственной роли безответственно: пианист не слушал оркестр, не выверил динамику, выстреливал слабую долю такта, злоупотреблял педалью. И все это притом, что балетная труппа прекрасно справилась с труднейшей лексикой Баланчина, в частности, синхронностью рисунков кордебалета. 3. Самый яркий фестиваль, а для меня единственный из западных, но на который я очень стремилась, - это новый фестиваль Ruhrtriennale. Возглавил его суперинтендант Жерар Мортье, всегда приносящий новые оригинальные идеи. Спектакли, которые мне удалось посмотреть, сполна оправдали надежды и в отношении новых типов сценических представлений, и в отношении необычного решения сценического пространства, вплоть до использования в качестве театральных зданий пустовавших индустриальных объектов со всем их монструозным урбанистическим видом. "Прекрасная мельничиха" Шуберта в режиссуре К.Марталера - характерный пример такого своеобразного прочтения. Называю его еще потому, что московская публика имела возможность видеть этот спектакль на Чеховском фестивале. 4. Продолжающееся "братание" с массовой культурой. Массовая культура отвоевывает себе все большие пространства и в серьезной литературе, и в академическом исполнительстве. Отсюда потеря глубины, многомерности, подтекста, ставка на примитив и в творчестве, и в его трактовке. В нашей стране все существующие в мире негативные тенденции почему-то усугубляются, а не облагораживаются. Могу только повторить вслед за таким авторитетом, как Олби: "Не дайте коммерциализации задавить ваш театр". 5. От будущего сезона жду наметившегося было интереса к современной музыке или хотя бы к музыке ХХ века (уже упомянутый Стравинский, "Жизнь с идиотом" Шнитке в Новосибирске, "Лолита" Щедрина в Перми, "Царь Демьян" в Петербурге). Наконец-то отечественные деятели театра поняли необходимость этой линии репертуара, без которой театр обречен на засыхание. Главное прежде всего - вернуть в репертуар в качестве классических названий почти отсутствующие в нем произведения Прокофьева и Шостаковича (исключение - Мариинский театр). При этом конечно, важно, чтобы в театре были певцы, способные справиться с лексикой этих авторов. В этом смысле вызывает тревогу заявленный Большим театром "Огненный ангел" Прокофьева и, в частности, на какую исполнительницу рассчитана такая архитрудная партия, как Рената.
Петр ПОСПЕЛОВ ("Ведомости") 1. "Похождения повесы" (еще - "Турандот", "Средство Макропулоса", а также "Человек, который принял свою жену за шляпу"). 2. "Снегурочка" и "Руслан". 3. Никакие. 4. Никаких тенденций именно в этом сезоне я не заметил, о тенденциях можно говорить применительно к десятилетию, а тут тенденция одна - плавная европеизация. 5. Чересполосицы удач и неудач в Большом, изменения имиджа "Геликона" в более серьезную сторону, разрешения кризиса в Новой Опере, начавшегося еще при жизни Колобова. Но более существенные изменения в нашей оперной жизни проявятся позже, через 2 - 3 сезона.
Елена ТРЕТЬЯКОВА ("Петербургский театральный журнал") 1. Постановки тетралогии Р.Вагнера "Кольцо нибелунга" в Мариинском театре; "Похождения повесы" И.Стравинского в Большом театре в постановке и оформлении Д.Чернякова; "Жизнь с идиотом" Шнитке в Новосибирском театре оперы и балета в постановке Г.Барановского. 2. "Петр Первый" Гретри в театре "Геликон-опера", дирижер С.Стадлер; вокал и оркестр в "Руслане и Людмиле" Большого театра. 3. "Звезды белых ночей" в Мариинском театре в год юбилея Санкт-Петербурга. 4. Усиление позиций сценографа в постановке и решении оперного спектакля; внимание к оперным произведениям XX века. 5. Поисков новых подходов к классике; более интенсивного обращения к современной оперной музыке, современной оперной технике; обновления театрального языка, постановочной лексики.
Валерия УРАЛЬСКАЯ ("Балет") 1. Впечатлений достаточно много, но самые яркие не связаны с работами крупных трупп. Скорее, с фестивальными просмотрами, на которых можно было увидеть много нового и интересного. Запоминающимся оказался спектакль под названием "Ветер", поставленный финским хореографом Теро Саариненом и показанный на фестивалях в Куопио и Москве. Проект собрал музыкантов из Японии, африканских исполнителей на тамтамах и финских танцовщиков. "Весна священная" Прельжокажа - талантливый, современный, музыкальный спектакль. Каждый из этих театральных проектов открыл новый взгляд создателей. А что такое хореография, если не особое видение мира хореографом? 2. Думаю, что подобные вопросы не вполне корректны. Конечно, было немало серого, ежедневного, проходящего. Но иногда отрицательные впечатления связаны с личным неприятием, вызванным самыми различными причинами. 3. Все фестивали условно можно разделить на две группы: фестивали, когда исполняются известные спектакли, в которых солируют приглашенные танцовщики, и фестивали, которые представляют новые спектакли. Вторые мне гораздо интереснее, и их было немало. 4. На мой взгляд, сезон не выявил особо характерных тенденций. Были, правда, попытки расширить репертуар. Но при редком появлении современных хореографов это расширение происходило чаще всего за счет восстановления спектаклей "золотого фонда". 5. Новых спектаклей. Есть достаточно много артистов, которые могут раскрыться в современном репертуаре. Но, к сожалению, мало хореографов. Быть может, потому, что никто не поддерживает их первые шаги. Не теряю надежды, что ситуация изменится.
Андрей ХРИПИН ("Независимая газета") 1. Запоздалое, но справедливое появление в московском обиходе Стравинского, Яначека, Наймана. "Похождения повесы" и "Светлый ручей" на Новой сцене Большого театра. Исполнение "Песен Гурре" Шёнберга в БТ. Отчасти гергиевский Вагнер в Мариинке. "Альцина" Рижской оперы и Сонора Вайце. Бегство Путина с "Руслана и Людмилы". Визиты Хосе Куры и Паваротти - с социокультурной точки зрения. 2. Неудачи с отечественной классикой: "Снегурочка" в целом, серая музыкальная часть "Руслана и Людмилы" - в БТ, "Золотой петушок", превращенный у Тителя в смакование уродов и уродства. Самодеятельный "Дон Паскуале" в "Геликоне". Гергиевский "Борис" под дождем и тягостный концерт современной музыки в ММДМ (Раскатов, Канчели, Глиэр, Шостакович) на Пасхальном фестивале. Проблемы и перспективы - видно, кому-то на руку столь серое - как никогда еще - музыкальное руководство в Большом театре. А мы-то надеялись, что после скандального ухода Президента с "Руслана" что-то начнет меняться... В следующем сезоне ГАБТ намерен "догонять" Мариинку - неужели было трудно хоть одно название не повторить?! 3. Особенно - никакие. Пасхальный фестиваль - негативным напором музыки и "халтурностью" некоторых программ (к примеру, исполнение оперы Мартынова "Новая жизнь"), если мы говорим о фестивале мирового уровня с большой буквы. 4. Приближение к опере ХХ века вплоть до Шнитке в Новосибирске и Щедрина в Перми. И вообще актуализация репертуара. Культурный рост публики. Рокировка лидеров на оперной карте: резкое снижение Новой Оперы и возвышение "Геликона". 5. Меньше серости, больше светлых пятен. Появления талантливых молодых дирижеров и певцов, которые поддержат оперу. Чтобы не сгинули в трудный момент своей судьбы Театр Станиславского и Новая Опера. Что касается БТ, то чтобы репертуар, "взятый напрокат" у Мариинки, не привел к игре в перегонялки.
Юлия ЯКОВЛЕВА ("Коммерсантъ", Санкт-Петербург) 1. Гастроли New York City Ballet в Мариинском театре. 2. "Принцесса Пирлипат" Михаила Шемякина в Мариинском театре. 3. "Звезды белых ночей", балетная программа которых растянулась до начала августа, но оказалась необычайно насыщенной и интересной; фестиваль балета "Мариинский". 4. В балетном сезоне - колоссальная открытость миру. Что называется, think global, act local. В один сезон в Петербурге можно было увидеть по нескольку раз лучших солистов крупнейших западных театров, что также свидетельствует о необычайном художественном авторитете Мариинского балета в мире. Приятно удивил Борис Эйфман, выпустив, на мой взгляд, очень удачный балет-мюзикл и продемонстрировав опять-таки открытость, восприимчивость - в данном случае к танцевальной культуре бродвейских постановок. 5. В Петербурге по-прежнему пуста ниша современного танца - трудно рассчитывать на резкое изменение ситуации в следующем сезоне, но очень хотелось бы его ожидать. Конечно же, самая ожидаемая премьера - Уильям Форсайт в Мариинском театре. А самый ожидаемый дебют - это, думаю, возвращение на сцену Ульяны Лопаткиной. Конечно, с огромным нетерпением и интересом жду приезда гостей, которых заготовил Мариинский театр для своего балетного фестиваля "Мариинский" - сейчас трудно сказать, кто именно приедет, но, как правило, сюрпризы приятные, а впечатления - сильные. Итак, по итогам опроса лидирует Большой театр: абсолютными победителями стали опера "Похождения повесы" и балет "Светлый ручей", поставленные на его Новой сцене. Но тот же Большой театр лидирует и в отрицательном рейтинге по опере: к худшим спектаклям многие опрошенные отнесли сразу и "Снегурочку", и "Руслана". Театр упрекают в дублировании репертуара Мариинского, в "серости" музыкального руководства - и с нетерпением ждут его новых премьер. В опере ожидания связаны, прежде всего, с обещанными громкими режиссерскими именами - Някрошюса, Конвичного и других мастеров. От балета премьер тоже ждут, но еще больше ждут концептуальных изменений, связанных с назначением Алексея Ратманского. Именно этому хореографу принадлежит единственный на обе столицы балетный спектакль ("Светлый ручей"), который критики сочли лучшим. Лидером опроса наряду с А.Ратманским стала хореограф Т.Баганова ("Провинциальные танцы", Екатеринбург). Другими лучшими танцевальными спектаклями названы работы зарубежных трупп, показаные на фестивалях. Фестивальными фаворитами сезона чаще всего называют петербургские форумы: "Мариинский" и "Звезды белых ночей". Последний является лидером и по оперной части, до сих пор не имея в нашей стране ни одного соперника. В балете же список фестивалей оказался достаточно широк и разнообразен. Содержательными показались танц-разделы общетеатральных фестивалей: NET и Чеховского. Завоевывают позиции форумы, проходящие в "нестоличных" городах: Перми ("Дягилевские сезоны"), Казани (Нуриевский фестиваль). К ним примыкает фестиваль в Вильнюсе ("Новый балтийский танец"). В определении самого неудачного спектакля сезона у балетных критиков в отличие от оперных единодушия нет. И это показательно. Пролетевший год оказался для наших театров слишком калейдоскопичным периодом, в котором общая логика развития танцевального искусства выглядит достаточно примитивной. Если на балетной карте Москвы на сей раз не наблюдалось никакой альтернативы Большому, то в опере картина выглядит иначе. По количеству упоминаний сразу за Большим идет "Геликон", чье "Средство Макропулоса" вполне могло бы оспаривать пальму первенства у "Похождений повесы". Заметим, кстати, что главная героиня последнего, Елена Вознесенская в партии Энн, тоже ведь солистка "Геликона". Негативизм по отношению к этому театру, до недавнего времени свойственный немалой части столичных критиков, постепенно отступает перед очевидными художественными достижениями, ныне признанными во всем мире. От будущего критики ожидают появления новых хореографов и дирижеров-лидеров. Одной из примечательных тенденций сезона многие из оперных критиков справедливо сочли возросший интерес к опере XX века. Балетные критики столь определенно выраженной тенденции не обнаружили. Впрочем, как справедливо отмечают и те и другие, сегодня налицо все усиливающаяся открытость миру, постепенное стирание границ, или, говоря словами Петра Поспелова, плавная европеизация. Это и есть главная тенденция не только прошедшего сезона, но, будем надеяться, и всего ближайшего будущего.
Отдел музыки Также в рубрике:
|