Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7392) 28 августа - 3 сентября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесОна поймала Синюю птицуК 100-летию со дня рождения Натальи Сац Анна ГЕНИНА
О Наталии Ильиничне Сац писать трудно - потому что лучше, чем она сама о себе написала в "Новеллах моей жизни", сделать это невозможно. О Наталии Ильиничне писать легко, потому что она прожила жизнь такую яркую, такую разную, такую созидательную, такую талантливую, что восторженные слова сами ложатся на бумагу. Ей повезло родиться от большой любви двух замечательных людей, и всю жизнь любовь была для нее, быть может, самым главным содержанием жизни. Она была необыкновенно красивой женщиной - и в молодости, и в зрелые годы, и в старости. Впрочем, последнее не о ней - она работала в театре до самой смерти, почти до 90 лет, и оставалась величественной и прекрасной королевой. Наверное, можно считать везением, что революция дала ей возможность начать самостоятельную профессиональную карьеру в 15 лет, открыть первый в мире профессиональный театр для детей, а затем еще четыре драматических детских театра и первый в мире профессиональный театр оперы и балета для детей, и подсказать Прокофьеву идею "Пети и Волка". Да, в ее жизни было много везения. Но и трагедий хватало. Смерть отца, когда она была еще совсем маленькой девочкой, ужасная смерть младшей сестры, голодные и холодные годы революции и Гражданской войны. И, может быть, самое страшное - 1937 год. Арест и казнь ее третьего мужа, И.Вейцера, и последовавший за ним арест самой Наталии Ильиничны, и оставшиеся фактически сиротами двое детей - это была катастрофа, тем более ужасная, что Наталия Сац была на вершине славы и успеха, ее знали не только в СССР, но и за рубежом. Отто Клемперер, один из величайших дирижеров того времени, пригласил ее ставить с ним спектакли в Берлине и Буэнос-Айресе. А в Москве на спектакли открытого ею в 1936 году Центрального детского театра попасть было практически невозможно. 17 лет тюрьмы и ссылки можно было бы считать вычеркнутыми из жизни. Но Наталия Сац ухитрилась, будучи ссыльной, во время войны (1944 год) открыть в Алма-Ате свой пятый драматический детский театр и поставить на сцене местного оперного театра "Чио-Чио-Сан" - спектакль, о котором с восторгом отзывались Сергей Эйзенштейн и Николай Черкасов. Но, пожалуй, особое мужество понадобилось для того, чтобы во второй раз завоевать Москву. Да, после ХХ съезда она и Вейцер были реабилитированы, и как вдове крупного партийно-государственного деятеля Наталии Ильиничне полагалась персональная пенсия, которая обеспечила бы спокойное и безбедное существование. Но ничего страшнее, чем "спокойное существование", для Наталии Сац было не придумать. И она создает еще один театр, в котором соединятся две ее творческие ипостаси - режиссера музыкального и режиссера детского. Первый (и долгое время единственный) в мире профессиональный музыкальный театр для детей начинался с новогодней елки в Театре эстрады. Только вместо простенького представления (к "елкам" никто никогда не относился серьезно!) она взяла оперу М.Красева "Морозко" и пригласила совсем юных студентов и выпускников Музыкального института имени Гнесиных. Успех необычной "елки" был таков, что этим же спектаклем 21 ноября 1965 года в центре Москвы, на улице 25 Октября (нынешняя Никольская), открывается Детский музыкальный театр. С этой даты начинается новое восхождение Наталии Сац (а ей тогда уже исполнилось 62 года!). Растет слава театра в стране и за рубежом, в 1980 году открывается новое здание на проспекте Вернадского (Наталия Сац официально является главным консультантом проекта, а по сути - его главным режиссером, потому что это здание именно срежиссировано, и его посещение - уже само по себе посещение спектакля). Москва снова у ее ног. А она снова на службе у своей любимой аудитории - детей. Все ее бесконечные звания и награды - ничто перед простой арифметикой: каждый день из театра уходят 1200 счастливых детей и взрослых. Несложно подсчитать, сколько это будет за год, и за десять лет, и за двадцать. ... Илья Сац написал пленительную музыку к спектаклю Станиславского "Синяя птица". Маленькая Наташа выслушала историю о чудесной птице счастья, которую никто не может найти, и пообещала отцу: "Когда я вырасту, я поймаю Синюю птицу". Девочка выросла и сдержала свое обещание - Синяя птица счастья венчает здание Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац на проспекте Вернадского. "Я памятник себе воздвиг..." Также в рубрике:
|