Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7379) 22 - 28 мая 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Прекрасная Дама в стогах

"Дядя Ваня" Льва Додина в Малом драматическом театре

Светлана ХОХРЯКОВА


К.Раппопорт - Елена Андреевна и Е.Калинина - Соня

Санкт-Петербург - все-таки непостижимый город. Его премьеры проходят совсем не так, как в Москве. Никакого нездорового ажиотажа, даже если идет речь о Додине (это его постановка), никакой VIP-тусовки. Все спокойно, культурно, публика интеллигентная. Позавидуешь.

Сценография Давида Боровского - полный минимализм, ничего лишнего, стол и стулья да еще три стога где-то над головой. Дощатый чистый пол, словно в хорошо промытой избе, дающий ощущения естества и свежести. Одним словом, сцены из деревенской жизни, как и положено у Чехова. Все время смотришь на эти стога и ждешь какого-то движения, ведь не просто так они здесь. Ружье наконец должно выстрелить. Должна разверзнуться сцена и открыть взору, к примеру, бассейн с водой, к образу которого в последние годы Лев Додин нас приучил. Но нет никакой воды, кроме потоков ее за окном, по стеклу, в грозу. Только в финале стога опустят на планшет сцены и поставят в истории точку. Никаких эффектов. Все просто, скромно, ничто не отвлекает от главного - неторопливого движения русской и очень чеховской жизни, естественного, как течение реки. Люди пьют, спят, едят и говорят. Всюду сонные физиономии. Никакой риторики и пафоса хрестоматийных астровских речей. Слышишь знакомый-презнакомый текст, но вдруг засомневаешься: не отсебятина ли, не вставка ли? Какие-то новые слова и интонации. "К нам едет ревизор", "заткни фонтан" - конечно, все это есть у Чехова. Звучит только как из другой, не чеховской эпохи, словно все теперь происходит. Необъяснимая вещь.

А Астров - никакой не луч света даже на безрыбье. Жизнь в самом деле скучна, глупа, насчет "грязна" - большой вопрос, за всем этим и к Астрову ходить не надо. И так все очевидно. А сам он в исполнении возвратившегося в родные пенаты после московских странствий в недрах Табакерки Петра Семака - такой же мужик, как и все, ничего в нем особенного нет. Затягивает эта жизнь. Чувства притупились. Астров и Войницкий у Додина, в сущности, недалекие, но очень недурные люди. Сложись все иначе - иначе бы выглядели, думали, жили. Это очевидно. Жизнь испила их, превратила в ничто. Что делать на этой земле - только глупеть, иных перспектив нет, разве что пить. Тут и пьют. Даже Елена Андреевна в компании с Соней напьется допьяна - с тоски, отчаянно.

У Войницкого Сергея Курышева - помятый вид. Он словно со сна, встрепанный, как воробей. Ему, как мы помним, 47, и он вечно толкует о преклонных летах. Курышев моложе, тем более жалкие чувства способен бы вызвать. Не вызывает. Как не вызывал его Платонов в спектакле Л.Додина "Пьеса без названия"при всех на то основаниях. Но в Платонова влюблялись женщины, конечно, оттого, что более было не в кого. Увлечься Дядей Ваней как мужчиной почти невозможно. Он всего лишь дядя Ваня. Тут иной центр притяжения, тут все влюблены в Елену Андреевну, и не потому, что более не в кого (а Соня - девушка-старушка, унылое, высохшее существо), а потому, что есть она.

Елена Андреевна скажет о себе, что всегда была эпизодическим лицом. В сущности, все персонажи Додина - второстепенные люди. Точное определение подыскала толковательница чеховских мотивов Кира Муратова. Разве что в отличие от муратовских додинские герои - не чудаки и уж не чудики точно. Они - вполне заурядные люди.

Сама Елена Андреевна - прекрасное растение в этом антураже. Роскошная женщина. Нервная, естественно царственная.

Ксения Раппопорт когда-то уже сыграла Елену Андреевну в дипломном спектакле Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Номинировалась на нынешнюю "Золотую Маску" с ролью Иокасты в "Эдипе-царе" молодого режиссера Андрея Прикотенко. Снималась в "Изыди!.." у Дмитрия Астрахана, "Цветах календулы" Сергея Снежкина, в американской картине о Николае II сыграла Матильду Кшесинскую, на которую похожа. Была даже женой Сергея Прокофьева в немецком кинопроекте. При этом все еще остается фигурой в кинематографе не вполне знакомой. Зато в театре становится звездой и многое обещает. Первый ее опыт на сцене МДТ в "Чайке", где она сыграла Нину Заречную, был заметным, но робким. Зато теперь можно сказать, что наконец-то у нас появилась значительная молодая актриса в театре, а таковых по пальцам перечесть. На нее можно делать ставку и строить репертуар.

Когда Елена Андреевна сгребает пузыречки-скляночки с лекарствами мужа, накатывают воспоминания о "Дяде Ване" Някрошюса. Его флакончики не забыть. Они казались наполненными не лекарствами, а диковинными духами, и этими флакончиками как-то удивительно манипулировала Елена Андреевна. Ксения Раппопорт играет на рояле, ведь в консерватории когда-то училась, только вместо рояля садится за стол, ударяет по его поверхности, как по клавишам. Живых звуков в этом доме боятся, они мешают мужу Прекрасной Дамы.

На фоне Войницкого и Астрова Серебряков Игоря Иванова, как ни странно, - импозантный мужчина (вроде и должен быть таким, чего бы им такая женщина увлеклась, но театр приучил нас к другим клише). Он умен, терпим, великодушен, ничего невыносимого в его жалобах нет. Он и не жалуется, достаточно мудр для этого. Он единственно привлекательный мужчина в этой глуши. Здесь, правда, чувства в принципе сглажены, притуплены. Никто никого по большому-то счету даже не раздражает. Хотя смотрят Войницкий с Астровым на Елену Андреевну страстно, глаз не отводят. Но это как вспышки на солнце. Ударят по организму, нанесут разрушительный удар, но неблагоприятный день сменяется благопрятным, и все вроде обошлось. Будет, правда, сцена, когда Астров буквально завалит Елену Андреевну на стол - достаточно резкая в данном неторопливом контексте, а уж для этой сонно-аморфной жизни и подавно. Вначале Войницкий, а потом и Серебряков застанут Елену с Астровым. Сцены эти вполне водевильные, забавные, очень живые. Куда ни шло, хоть раз в жизни может же женщина выйти за рамки приличий.

Потом случится перестрелка, шум, пальба нелепая, но не водевильная. На шутов гороховых тут никто не тянет. Положение у людей безнадежное. Только и делать, что терпеть до скончания века, пока жизнь сама по себе не иссякнет. День похож на день, но второстепенные эти существа продолжают держаться на плаву, безо всякой надежды увидеть небо, а в нем алмазы.

Спектаклям Додина всегда требуется время, чтобы отстояться и настояться. Случай с "Чайкой", дважды показанной в Москве почти с годовым разрывом, - тому ярчайший пример. Словно два разных спектакля привозили. Один обругали, второй был поразительным. "Дядя Ваня" на третьем своем и теперь описываемом представлении еще не дошел. Семак и Курышев пока не сделали того, что точно в их силах. Абсолютно ясно, что все впереди, ясно по тому, как задумано и выстроено. Требуется время.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;