Кино на ТВ: Равнение на "Касабланку"
КИНО НА ТВ
Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Пожалуй, столь богатой на достойное кино недели в этом году не было. Есть из чего выбирать - глаза разбегаются, но все-таки в компании разных, новых и старых картин выделяется великий фильм Майкла Кертица "Касабланка" ("Россия", 11 сентября, 0.40. США, 1943. В ролях: Хэмфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хенрид, Клод Рэйнс) - лауреат "Оскаров" за фильм, режиссуру и сценарий. Вот как о нем писала вскоре после премьеры газета "Нью-Йорк таймс": "Фильм, который заставляет холодеть спину и трепетать сердце... Смесь сентиментальности, юмора и пафоса с классической мелодрамой и великолепно закрученной интригой дает в результате в высшей степени развлекательный и даже волнующий фильм". И с этими восторженными словами трудно не согласиться. Как отмечал авторитетный французский критик Клод Бейли, "успеху фильма способствовало необычайное обаяние Хэмфри Богарта, находившегося в ту пору в зените славы, - на протяжении всего фильма он, в белоснежном костюме, является как бы всемогущим калифом этой современной волшебной сказки. В картине на редкость гармонично сочетаются реализм и романтизм, и хоть дело не обошлось без кое-каких банальностей, на них тоже лежит отпечаток волшебного очарования". Действие происходит в Марокко - протекторате марионеточного правительства Франции. Главный герой (Богарт) - владелец популярного в Касабланке ночного клуба - в стороне от политики, но сочувствует антифашистам. Он уверен в себе, у него все схвачено. Но его благополучию пришел конец, когда однажды в клубе он увидел бывшую свою возлюбленную (Бергман), с которой судьба не так давно его разлучила в оккупированном Париже при странных обстоятельствах. Теперь она - жена видного деятеля Сопротивления (Хенрид), за которым охотятся нацисты. Они надеются сбежать отсюда в Америку, но шансов практически нет никаких... И еще одно событие: мировая телепремьера фильма "11 сентября" (НТВ, 10 сентября, 0.45. Франция - Великобритания - Израиль - Египет - Босния-Герцеговина - Япония, 2002. Режиссеры: Самира Махмальбаф, Клод Лелуш, Юсуф Шахин, Денис Танович, Идрисса Уедраого, Кен Лоуч, Алехандро Гонсалес Иняриту, Амос Гитай, Мира Наир, Шон Пенн, Сёхэй Имамура). 11 знаменитых режиссеров из разных стран и культур. 11 посвящений драматическим событиям, произошедшим в Нью-Йорке. Каждая из 11 новелл длится ровно одиннадцать минут, девять секунд и один кадр.
Есть чем насладиться и киногурманам, и тем, кто ценит в кино прежде всего зрелищность, есть и классика, и относительно свежие голливудские блокбастеры. "Пирл-Харбор" (СТС, 12 сентября, 21.00. США, 2001. Режиссер Майкл Бэй. В ролях: Бен Аффлек, Джош Хартнетт, Кейт Бекинсейл, Куба Гудинг-мл., Джон Войт, Алек Болдуин) по большому счету к киноискусству не имеет никакого отношения. В этой ленте примитивна мелодраматическая линия, композиция рыхлая, актерам нечего играть. Зато с каким размахом, как сильно снят фон, на котором развивается действие, - бомбардировка американской военно-морской базы в 1941 году. Зрелищности - выше крыши, и потому картина стала одним из лидеров по кассовым сборам. Немало поклонников найдет и криминальная драма "Обсуждению не подлежит" (ТВ3, 14 сентября, 21.00. США, 2002). Уолтер Хилл ("48 часов", "Другие 48 часов", "Герой-одиночка"), давно и успешно работающий в разных жанрах, снял легкую, изящную и ироничную картину с замечательной актерской работой Уэсли Снайпса. Действие происходит в знаменитой своими жестокими порядками тюрьме. Сюда прибыл, получив срок за изнасилование и лишенный титула чемпиона мира, боксер-тяжеловес - человек грубый, наглый, избалованный славой. В этой тюрьме есть одна отдушина - время от времени в ней проводятся чемпионаты по боксу среди заключенных. В них регулярно побеждает герой Снайпса - любимец местной публики. Они, конечно же, должны встретиться на ринге - громоздкий и жестокий профессионал и стройный боксер-любитель, решивший во что бы то ни стало победить... Еще один пример удачного сочетания художественных и коммерческих достоинств - мистический триллер "Неуязвимый" (СТС, 14 сентября, 21.00. США, 2000. Режиссер и автор сценария М. Найт Шьямалан. В ролях: Брюс Уиллис, Самюэль Л. Джексон, Робин Райт Пенн). Герой фильма - самый обыкновенный охранник (Уиллис) в одночасье стал знаменитым: в результате железнодорожной катастрофы 131 человек погиб, а он не получил даже царапины. Вскоре с ним связывается некий странный человек. Похоже, он знает причину произошедшего чуда... Для любителей фантастических боевиков с морем спецэффектов несомненным подарком станет "Чужой-4: Воскрешение" ("Первый канал", 14 сентября, 21.45. США, 1997. Режиссер Жан-Пьер Жене. В ролях: Сигурни Уивер, Вайнона Райдер, Доминик Пинон, Рон Перлмэн). Со дня гибели лейтенанта Эллен Рипли прошло 200 лет, но военным ученым удается вновь вернуть ее к жизни с помощью клонирования. И весь этот рискованный эксперимент затеян ради одной цели: Рипли должна родить уникального ребенка - наполовину человека, наполовину "чужого" - совершенное орудие убийства... На самого широкого зрителя ориентированы и "Мелкие мошенники" (ТНТ, вторник, 9 сентября, 22.00. США, 2000) - самый смешной и самый кассовый фильм Вуди Аллена, собравший в прокате 30 миллионов долларов. Обычно Вуди Аллен снимает "умные" комедии, не всегда смешные, но изящные, озорные и остроумные, с двойным дном и психологическим подтекстом. А на этот раз вдруг ударился в эксцентрику на манер братьев Фаррелли ("Тупой и еще тупее") и... заставил зрительный зал хохотать. Сам он играет вышедшего в тираж мелкого воришку - невзрачного на вид доходягу, который неистощимо генерирует криминальные идеи одна бредовей другой. И более того - заражает своими идеями близких и окружающих. Удалось ему, в частности, уговорить жену (Трэси Ульман) снять на ее кровные помещение, чтобы из него прорыть тоннель в расположенный по соседству банк. Были найдены "достойные" компаньоны, и стали они копать. А жена для отвода глаз устроила кондитерскую в снятом помещении. Из копания, разумеется, ничего путного не вышло. Но у жены вдруг обнаружился потрясающий кулинарный талант, деньги потекли к ним рекой. И затем началось самое смешное...
В отличие от перечисленных выше фильмов трагикомедия (если можно так выразиться) Киры Муратовой "Второстепенные люди" (Ren TV, 13 сентября, 0.25. Одесская к/с, 2002. В ролях: Наталья Бузько, Сергей Четвертков, Николай Седнев, Жан-Даниэль) изначально была ориентирована на довольно узкую аудиторию, прежде всего из интеллектуальной среды. Обычный зритель воспринимает картину как некую тарабарщину, поток бредового сознания и после первых же кадров начинает испытывать желание уйти из кинозала. Ее сюжет исчерпывающе вобрали в себя две короткие фразы: милая молодая женщина однажды у себя в квартире убила человека. Теперь с трупом надо что-то делать. Но сам по себе сюжет для Муратовой ровно ничего не значит. Ее абсолютно не волнует то, что действие никуда не движется, что ее выморочные персонажи совершенно не похожи на тех, с кем мы повседневно общаемся, что они говорят ни о чем и не так, как говорят нормальные люди. Она не рассказывает историю, а создает из множества разношерстных видимых и невидимых лоскутков присущий только ей загадочный и неповторимый образный мир, который воздействует не на ум, а на сердце внимательного и вдумчивого зрителя, и этот мир вдруг приоткрывает такие глубины сегодняшнего и вечного и так захватывает, что вновь и вновь хочется в него погрузиться. Не прост для восприятия и фильм "Просветление" ("Культура", 14 сентября, 22.45. Франция, 2001. В ролях: Ромен Дюри, Жан-Марк Барр, Элоди Буше) - очередное, третье по счету творение режиссерского дуэта Жан-Марк Барр - Паскаль Арнольд. Но в основе этого грустного и тонкого фильма все-таки лежит четко прописанная история, психологически убедительно и точно заявлены характеры главных героев при всех их странностях. Случай свел Максима, пациента психиатрической клиники, и Джека, преуспевающего бизнесмена. Максим сумел убедить Джека уехать с ним в Индию к своей любимой девушке. Там они и находят "просветление", каждый свое...