Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7394) 11-17 сентября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительСтарые стеныОстанкинские пассионарии ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНААлексей СИВОВ Удивительно, но факт. На самом визуальном из искусств - телевидении - изначально не было режиссеров. Существовала должность главрежа ЦТ, но он был обыкновенным начальником, а вовсе не главным творческим человеком, решающим, как будет выглядеть телевизионная "картинка" и вообще, что, собственно, увидят зрители на экранах тогда еще немногочисленных телевизоров. Считалось, что вполне достаточно редактора, который напишет, что надо снять. И оператора, который зафиксирует на пленке очередной партсъезд или "Голубой огонек", или "Вести с полей", - таков был основной телевизионный набор в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов. Во главе съемочной группы (так по-киношному тогда называлась телевизионная "команда"), конечно же, стоял директор, который и съемку организует, а заодно и проверит - не было ли какой крамолы. Первые режиссеры появились с возникновением на телевидении настоящих программ - информационных, таких, как "Новости" или "Время", детских - "Спокойной ночи, малыши", научно-популярных - "Вокруг света", "Здоровье", "Очевидное - невероятное", развлекательных - "Шире круг", душевных - "От всей души". Ведущих программ знала вся страна, и тут уже без режиссеров нельзя было обойтись. Первые телевизионные режиссеры пришли из документального кино. Театральные или киношные люди считали телевидение низким жанром и не спешили переквалифицироваться в телевизионщиков. А вот документалисты - люди более скромные, не обладающие гипертрофированными амбициями, с удовольствием работали на Шаболовке, а затем и в Останкино. Абсолютное большинство телережиссеров были самоучками: только в последнее десятилетие появилось несколько вузов, где стали ковать кадры для ТВ. А так, люди приходили из самых различных сфер. И учились уже на рабочем месте. Вообще отечественное телевидение всегда отличала удивительная способность переплавлять любые судьбы и характеры. И хотя режиссерская работа никогда не была легкой, мало кто добровольно уходил на даже самые "хлебные" административные места. Существовал особый вид гордости, больше всего свойственный режиссерам. Человек говорил: "Я работаю в Останкино", это звучало как "я вершитель судеб". Кстати, ничего, кроме пользы, отечественному телевидению это поколение не принесло. Большинство из них владели операторским искусством, грамотно выставляли свет, умело руководили съемкой, в общем, знали, как надо работать. И телевидение моментально перешло на качественно другой уровень. Многие технологии и приемы, которые затем стали применяться в большом кино, были выработаны именно телевизионщиками. Как пример можно вспомнить ночные съемки. По ряду причин отечественные кинематографисты не умели снимать ночью. Выходила либо полная темень или какой-то полудень. Технология особой подсветки и специальной постановки съемки была отработана именно при изготовлении телевизионных фильмов. Она впервые была опробована на легендарном сериале "Следствие ведут знатоки", и вскоре ночные сцены в кинокартинах перестали считаться провальными. Как уже неоднократно указывалось во многих статьях, - отечественное телевидение образца 80 - 90-х годов при всем своем техническом отставании от западного было одним из лучших в мире. Выпускалось огромное количество оригинальных проектов, ни о какой закупке или воровстве "форматов" речь даже не шла. Существует легенда, будто из архива пропало энное количество бобин с исходным материалом наиболее популярных программ - "Кинопанорамы", "Веселых ребят", "КВН" и, конечно же, "Бенефисов" знаменитого телевизионного режиссера Гинзбурга. А через некоторое время в одной из западных стран появился ряд программ, удивительно похожих на российские. Миф - мифом, но движение творческой мысли шло как с Запада, так и с Востока. Но это были тонюсенькие ручейки, а основной поток выплескивался из светлых голов режиссеров. О пассионарности этой профессии говорит тот факт, что долгое время не было нужды в профессиональных телесценаристах. Большинство режиссеров сами писали сценарии своих программ. Все это творческое пространство пережило и крушение СССР, и перестройку и передел собственности на ТВ. И только в постперестроечное время, когда исчез главный рабочий стимул - надо делать программу качественно и оригинально и тогда она пойдет в эфир, - сменившийся сплошной денежной мотивацией, телевизионное творческое сообщество стало переживать кризис. Появились бесконечные клоны западных программ, власть денег и рейтинга стала почти что абсолютной. Не важно - делаешь ты великолепный проект или лепишь полную халтуру, главное - протолкнуть это в эфир. И хорошенько пропиарить свое детище. Пресловутый "Аншлаг" никакой теленачальник, будь он хоть полным ненавистником этой программы, никогда не выкинет из эфира. Как рассказывал в кулуарах один из бывших режиссеров "Аншлага", на этой передаче, несмотря на довольно высокое денежное довольствие, больше трех месяцев не удерживался ни один режиссер. Это доказывает, что вкус и совесть у режиссерского корпуса все же уцелела. Как и многие другие профессии на телевидении, режиссерская скрывает в себе довольно много разнообразных, иногда даже противоречащих друг другу спецификаций. Например, режиссер, работающий на монтаже анонсных роликов, и человек, режиссирующий ток-шоу в прямом эфире, - две совсем разные профессии, прячущиеся под одной шапкой. Режиссер-постановщик студийных программ не станет браться за информационные выпуски, а "сериальный" режиссер не поедет снимать музыкальное шоу. Хотя, как полусерьезно говорят телевизионщики, - нужда заставит, любую специализацию вмиг освоишь. Лишь бы не покидать "старые стены" телецентра. Также в рубрике:
|