Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 35 (7394) 11-17 сентября 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Старые стены

Останкинские пассионарии

ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА

Алексей СИВОВ
Фото Максима ГУРЕЕВА


Удивительно, но факт. На самом визуальном из искусств - телевидении - изначально не было режиссеров. Существовала должность главрежа ЦТ, но он был обыкновенным начальником, а вовсе не главным творческим человеком, решающим, как будет выглядеть телевизионная "картинка" и вообще, что, собственно, увидят зрители на экранах тогда еще немногочисленных телевизоров. Считалось, что вполне достаточно редактора, который напишет, что надо снять. И оператора, который зафиксирует на пленке очередной партсъезд или "Голубой огонек", или "Вести с полей", - таков был основной телевизионный набор в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов. Во главе съемочной группы (так по-киношному тогда называлась телевизионная "команда"), конечно же, стоял директор, который и съемку организует, а заодно и проверит - не было ли какой крамолы.

Первые режиссеры появились с возникновением на телевидении настоящих программ - информационных, таких, как "Новости" или "Время", детских - "Спокойной ночи, малыши", научно-популярных - "Вокруг света", "Здоровье", "Очевидное - невероятное", развлекательных - "Шире круг", душевных - "От всей души". Ведущих программ знала вся страна, и тут уже без режиссеров нельзя было обойтись. Первые телевизионные режиссеры пришли из документального кино. Театральные или киношные люди считали телевидение низким жанром и не спешили переквалифицироваться в телевизионщиков. А вот документалисты - люди более скромные, не обладающие гипертрофированными амбициями, с удовольствием работали на Шаболовке, а затем и в Останкино. Абсолютное большинство телережиссеров были самоучками: только в последнее десятилетие появилось несколько вузов, где стали ковать кадры для ТВ. А так, люди приходили из самых различных сфер. И учились уже на рабочем месте. Вообще отечественное телевидение всегда отличала удивительная способность переплавлять любые судьбы и характеры. И хотя режиссерская работа никогда не была легкой, мало кто добровольно уходил на даже самые "хлебные" административные места. Существовал особый вид гордости, больше всего свойственный режиссерам. Человек говорил: "Я работаю в Останкино", это звучало как "я вершитель судеб".

Кстати, ничего, кроме пользы, отечественному телевидению это поколение не принесло. Большинство из них владели операторским искусством, грамотно выставляли свет, умело руководили съемкой, в общем, знали, как надо работать. И телевидение моментально перешло на качественно другой уровень. Многие технологии и приемы, которые затем стали применяться в большом кино, были выработаны именно телевизионщиками. Как пример можно вспомнить ночные съемки. По ряду причин отечественные кинематографисты не умели снимать ночью. Выходила либо полная темень или какой-то полудень. Технология особой подсветки и специальной постановки съемки была отработана именно при изготовлении телевизионных фильмов. Она впервые была опробована на легендарном сериале "Следствие ведут знатоки", и вскоре ночные сцены в кинокартинах перестали считаться провальными.

Как уже неоднократно указывалось во многих статьях, - отечественное телевидение образца 80 - 90-х годов при всем своем техническом отставании от западного было одним из лучших в мире. Выпускалось огромное количество оригинальных проектов, ни о какой закупке или воровстве "форматов" речь даже не шла. Существует легенда, будто из архива пропало энное количество бобин с исходным материалом наиболее популярных программ - "Кинопанорамы", "Веселых ребят", "КВН" и, конечно же, "Бенефисов" знаменитого телевизионного режиссера Гинзбурга. А через некоторое время в одной из западных стран появился ряд программ, удивительно похожих на российские. Миф - мифом, но движение творческой мысли шло как с Запада, так и с Востока. Но это были тонюсенькие ручейки, а основной поток выплескивался из светлых голов режиссеров. О пассионарности этой профессии говорит тот факт, что долгое время не было нужды в профессиональных телесценаристах. Большинство режиссеров сами писали сценарии своих программ. Все это творческое пространство пережило и крушение СССР, и перестройку и передел собственности на ТВ. И только в постперестроечное время, когда исчез главный рабочий стимул - надо делать программу качественно и оригинально и тогда она пойдет в эфир, - сменившийся сплошной денежной мотивацией, телевизионное творческое сообщество стало переживать кризис. Появились бесконечные клоны западных программ, власть денег и рейтинга стала почти что абсолютной. Не важно - делаешь ты великолепный проект или лепишь полную халтуру, главное - протолкнуть это в эфир. И хорошенько пропиарить свое детище. Пресловутый "Аншлаг" никакой теленачальник, будь он хоть полным ненавистником этой программы, никогда не выкинет из эфира. Как рассказывал в кулуарах один из бывших режиссеров "Аншлага", на этой передаче, несмотря на довольно высокое денежное довольствие, больше трех месяцев не удерживался ни один режиссер. Это доказывает, что вкус и совесть у режиссерского корпуса все же уцелела.

Как и многие другие профессии на телевидении, режиссерская скрывает в себе довольно много разнообразных, иногда даже противоречащих друг другу спецификаций. Например, режиссер, работающий на монтаже анонсных роликов, и человек, режиссирующий ток-шоу в прямом эфире, - две совсем разные профессии, прячущиеся под одной шапкой. Режиссер-постановщик студийных программ не станет браться за информационные выпуски, а "сериальный" режиссер не поедет снимать музыкальное шоу. Хотя, как полусерьезно говорят телевизионщики, - нужда заставит, любую специализацию вмиг освоишь. Лишь бы не покидать "старые стены" телецентра.

Также в рубрике:

ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА

ЭФИРНЫЕ СТРАНСТВИЯ

СПОЕМТЕ, ДРУЗЬЯ

РЕПОРТАЖ

КИНО НА ТВ

ТВ-НЕДЕЛЯ

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;