Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7394) 11-17 сентября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраЮжнорусская волнаВыставка Валерия Кошлякова и Сергея Шеховцова в галерее "Риджина" Сергей ПОПОВ
Сейчас практически общепризнано, что так называемая "южнорусская волна" - это новая "горячая кровь" и "могутная силушка" современного отечественного искусства. Художники, чья выставка открывает сезон в "Риджине", одной из авторитетных галерей современного искусства, этой "волне" и принадлежат: их объединяет место рождения - город Сальск Ростовской области. А кроме того - место работы, уже в Москве: дом, занятый художественными мастерскими и известный как "сквот на Бауманской". Валерий Кошляков из двоих - старший; мэтр, выше не прыгнуть - работы в музеях, солидные галерейные контракты в Европе. О его участии в русском павильоне на нынешней Венецианской биеннале напоминать уже нет нужды. Раньше Кошляков, создававший величественные панорамы имперских развалин, воспринимался как этакая русифицированная версия немца Ансельма Кифера. Со временем стало очевидно, что он - художник от Бога, превращающий любой материал, к какому бы ни прикоснулся, в предмет искусства. Именно это мы и наблюдаем в "Риджине". Живописные панно созданы прямо на стенах... из скотча. Так использовать скотч вместо краски пока может только Валерий: выклеить разноцветными лентами и тени, и объемы, и фары "глазастому" "мерседесу" зажечь, и даже зрачки на портрете оживить... А штрих-код из скотча - как это правдиво! Сколь точно отвечает на запрос сегодняшнего дня! Сергей Шеховцов помоложе Кошлякова почти на полпоколения, но очень самостоятелен. Примерно тогда, когда Кошляков отказался от краски и стал "мазать" скотчем по картону, Шеховцов стал резать поролон, также доселе материал никак не художественный. Правильно говорят: нет искусства - есть художник. Сколько людей портят холст маслом, и при этом достаточно всего одного человека, чтобы превратить "непригодный для творчества" поролон в "возвышенную материю".
Идея выставки вроде бы обозначена названием - "Элитное занятие" и подразумевает рефлексию на тему коллекционирования. Скотчем - как бы картины на стенах, поролоном - как бы скульптуры в пространстве. Скульптуры в основном зале при этом изображают зрителей, созерцающих полотна. Из последних же набирается небольшая галерея, укомплектованная всем, что необходимо любителю contemporary art: картинами классиков поп-арта, архитектурным пейзажем и даже гигантской имитацией обложки глянцевого журнала. В названии выставки художники легонько иронизируют и над самими собой: портить вполне функциональные скотч да поролон - то еще элитное занятие. Но на самом деле, конечно, все "на полном серьезе" - поролоновые "штуки" (хорошее слово - по-польски означает "искусство") сами по себе стоят недешево, а версию картины из скотча можно продублировать в особняке, посмотрев на образец в галерее. Экспозиция в "Риджине" - по любым меркам достойное начало галерейного сезона. Вроде и вне классических медиа - живописи и скульптуры, а в то же время все по законам "гранд-арт". Кошляков и Шеховцов оказались "идеальной парой": вдвоем они очень убедительно материализовали то, о чем в последнее время велись весьма эфемерные разговоры как о "новой пластике". Это именно тот случай, когда словами выставку не исчерпаешь. И даже фотографией не передашь ни блеск хай-тековской постройки, нарисованной скотчем на стене, ни непринужденность позы поролонового сибарита, развалившегося нога на ногу в обширном кресле. Избранные материалы и содержание - сами по себе адекватная метафора времени. Только вот слишком много в этих метафорах осталось игры, необязательности. Еще бы чуть побольше определенности да чуть поменьше расшаркиваний массовой культуре... А то в легкие игры мы все уже, кажется, наигрались. Также в рубрике:
|