Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7394) 11-17 сентября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяМосква отметила День города чаепитием, фейерверками и лазерным шоуАнастасия ЛЕЩИК Торжественная церемония открытия Дня города по традиции проходила на Тверской площади под строгим взглядом Юрия Долгорукого. Соседствующая Пушкинская площадь была почти пустынна. Тем, кто все-таки хотел попасть в эпицентр событий, приходилось совершать обходы через Малую Дмитровку. Но вот праздник стартовал: в воздух подняли красное полотнище с изображением Георгия Победоносца. Мэр столицы Юрий Лужков призвал всех "беречь город, который ведет за собой всю Россию, оказывая помощь многим регионам", и сообщил, что экономический прирост в Москве за год составил 17 процентов. Приветствие главы государства зачитал полномочный представитель Президента в Центральном административном округе Георгий Полтавченко. Особое одобрение публики вызвали слова Президента об энергичности и целеустремленности москвичей. Согласны в народе были и с выступлением Г.Полтавченко, но слова о том, что Москва с каждым годом молодеет, трактовали по-своему. Представители старшего поколения сетовали, что Первопрестольную в последнее время не узнать и от старушки Москвы ничего не осталось. Кроме значительных фигур новейшей истории, на сцену поднимались не менее важные исторические персонажи: Иван Грозный и Наполеон. На Тверской площади развернулось театрализованное представление. Под звуки русских романсов актеры напомнили москвичам о самых важных событиях в жизни города: основании Московского княжества, войне 1812 года, Октябрьской революции. Путешествия во времени были не только в прошлое, зрителей пригласили и в Москву будущего. Исключая некоторые фантастические детали, она подозрительно была похожа на нынешнюю. Молодежь подхватила идею организаторов: Москва уже сейчас город будущего. О настоящем напоминало огромное число милиционеров, вход на площадь через металлоискатели - все это хотя и резонировало с праздничным легким настроением горожан, но, безусловно, было оправданно. На Театральной призывали олимпийского мишкуАктивные участники Дня города разрывались между двумя концертными площадками - на Тверской и Театральной площадях. Некоторые умудрялись быть в двух местах одновременно и успели посмотреть все самое интересное. "Парад фестивалей" был предназначен для поклонников родной и понятной песни в исполнении своих же исполнителей - творческих коллективов из административных округов. А строгие ревнители традиций выбирали, как правило, гала-концерт "Песни нашего города" лауреатов Третьего городского конкурса песен о Москве. Любимые хиты гремели на всю Тверскую, и все были довольны: когда еще, как не в День города, вспомнишь старые и душевные мелодии. Молодежь собралась напротив Большого театра. Здесь москвичей поздравляли зарубежные гости - участники Третьего фестиваля японской культуры в России. Особенно по душе зрителям пришлась рок-группа из Токио: японцы почему-то пели на французском, а в качестве главной песни выдали "Yesterday". Музыканты успех заслужили: свои творения они изначально адресовали российскому слушателю. Завоевывать его японцы начали во Владивостоке, а в ходе семимесячного путешествия по сибирской железной дороге значительно расширили как свои представления о России, так и репертуар. Публика на площади постоянно менялась, многие продолжали путь к Лубянке. Так, в череде концертных выступлений никто почти не заметил, как сменилась праздничная программа. Вице-мэр Валерий Шанцев возвестил, что Москва готова (уже сейчас) принять Олимпиаду 2012 года. Необходимые спортивные площадки есть и сейчас, а к 2012 году их станет еще больше. К тому же удачный опыт проведения Олимпиады 1980 года поможет в организации спортивных игр на должном уровне. Последующий концерт был принят с воодушевлением. Чистые пруды собрали свою аудиторию - любознательную: иностранцев и ребятишек. Около памятника Грибоедову появились музейные экспонаты - старинные трамваи. Моторный вагон "Фонарный" 1907 года выпуска пользовался особой популярностью. В него так и норовили зайти рассеянные пассажиры. Взбирались на подножку, искали глазами компостер и спрашивали, когда отправление. Многие предпочитали просто гулять по городу, которому исполнилось 856 лет. Вечером москвичей ждали фестиваль фейерверков, концерт Scorpions на Красной площади и лазерное шоу Герта Хофа. Парк культуры или отдыха?Центральный парк культуры и отдыха имени Горького 6 сентября отметил свое 75-летие. Торжества, совпавшие с празднованием Дня города, проходили под открытым небом одновременно на нескольких площадках "именинника". Основное действие развернулось на главной эстраде у фонтана: театральные, танцевальные, музыкальные коллективы знакомили зрителей с историей парка, которая неразрывно связана с жизнью Москвы, с судьбами всей страны. В 1941 году отсюда уходили на войну ополченцы, здесь же москвичи праздновали День Победы в 1945 году. На протяжении семидесяти пяти лет парк был и остается главной площадкой для проведения самых крупных торжеств: фестивалей, форумов, карнавалов. Не раз ЦПКиО привлекал внимание кинематографистов. Он "участвовал" в таких известных фильмах, как "Цирк" и "Место встречи изменить нельзя". Каждый год парк посещают до двух миллионов человек. В списках именитых посетителей - Ромен Роллан, Герберт Уэллс, Паустовский, Булгаков, Маршак. Максим Горький неоднократно гулял по парку своего имени, был дружен с директором ЦПКиО Бетти Глан и даже присылал рассаду для парка с собственной дачи. "Первоначально парк задумывался как центр просвещения, - рассказывает один из старейших сотрудников парка Вадим Викторович Краснов, проработавший в ЦПКиО более 25 лет. - Здесь действовали музыкальные гостиные, работали выставки, профессора читали доклады и лекции. Посетители могли увидеть сцены из известных спектаклей, послушать арии из "Кармен", увидеть отрывки из "Лебединого озера". Здесь играли симфонические и джазовые оркестры. Сейчас ситуация изменилась: парк больше занимается развлечением публики, нежели просвещением". В День города в парк имени Горького пришли сотни посетителей. Симфонического оркестра не было. Стенд, посвященный истории парка, стоял в гордом одиночестве. Зато бешеной популярностью пользовались кукуруза, воздушные шарики, аттракционы и группа "Премьер-министр". Наталья Дурова, бывшая среди почетных гостей, пожелала парку жить так же долго, как ее цирковая династия, которая насчитывает более шестисот сорока лет. "Король репортеров" в СтолешниковомВ воскресенье Москва отмечала 150-летие со дня рождения писателя, поэта и журналиста Владимира Гиляровского. Символично, что торжества, посвященные "королю репортеров", совпали с празднованием Дня города. Гиляровский, родившийся в Вологодской губернии, всегда считал себя москвичом и чрезвычайно гордился этим званием. Основная часть торжеств проходила в Столешниковом переулке. Здесь звучали казачьи песни - напоминание о предках Гиляровского, происходивших из Запорожья. При жизни "дядя Гиляй" носил пышные усы и был настолько похож на казака, что Репин написал с него одного из своих запорожцев, а Андреев сделал Тараса Бульбу для памятника Гоголю в Москве. Оформление сцены, на которой шел главный концерт, подчеркивало демократичный характер репортера. На картонных декорациях Владимира Алексеевича окружили обитатели "дна" - извозчики, дворники, босяки, - жизнь которых он хорошо знал и описывал в своих книгах. Наибольшее удовольствие публике доставили дети. Юные актеры "Норд-Оста" исполнили популярные отрывки из мюзикла. "Непоседы" спели гимн Москвы. Когда солист Театра оперетты В.Богаченко исполнял танец матчиш времен Гиляровского, улыбались даже милиционеры. На другом конце Столешникова переулка в этот день проходил Фестиваль московской прессы, посвященный 300-летию российской печати. В параде СМИ приняли участие самые крупные столичные издания. Древнейшие династии столицыВыставка "Семья, династия, род в истории Москвы и России" открылась в Музее истории Москвы. Семь древнейших столичных семей, ведущих свое генеалогическое древо с XIV - XV веков, впервые выставили на широкое обозрение коллекции фамильных реликвий, письма, дневники, фотографии, а также личные вещи своих знаменитых предков, хранившиеся до сих пор в домашних архивах и в закрытых музейных фондах. Экспозиция рассказывает о роде князей Волконских-Губаревых, о семье меценатов и крупных промышленников Бахрушиных, пожертвовавших более четырех миллионов рублей на строительство благотворительных учреждений, о династии Дуровых, благодаря которой в Москве появился уникальный театр зверей - "Уголок дедушки Дурова". На выставке представлены и менее знаменитые фамилии, история которых тем не менее заслуживает внимания. Например, династия Ларионовых происходит от саратовского музыканта Ивана Петровича Ларионова, написавшего текст к всемирно известной песне "Калинка-малинка". На выставке можно увидеть подлинный автограф маэстро. Род Петонди-Склабинских-Чапковских ведет свою историю от итальянского архитектора Ивана Осиповича Петонди, который приехал в Москву в конце XVIII века. Среди его потомков - балерина Большого театра Ирина Чапковская и известный композитор Юрий Чапковский. "Выставка "Семья, династия, род..." родилась в ходе городского конкурса "Моя родословная", - говорит Людмила Гусарова, заместитель директора Музея истории Москвы. - Первоначально это были детские работы - сочинения, в которых юные москвичи рассказывали о своих предках. Потом выяснилось, что некоторые московские семьи владеют уникальными архивами, имеющими огромную историческую ценность. В музей, помимо конкурса, стали обращаться люди, готовые предоставить материалы о своих "интересных" династиях. Так, например, пришло письмо от семьи Хорошкевичей, в роду которых много известных художников и архитекторов. Семья Алексанкиных-Романовых, которая ведет свое древо с XV века, предоставила нам редкую коллекцию пасхальных яиц, которую собирали их предки со времен Екатерины Великой. Желающих принять участие в выставке было очень много. Мы отобрали те династии, которые внесли наибольший вклад в развитие Москвы". Чай из Поднебесной"Лучше три дня не есть зерна, чем один день обходиться без чая", - гласит китайская пословица. Дни города в Москве на этот раз отмечали чаепитием с размахом. В течение трех дней на Васильевском спуске проходил Всемирный фестиваль чая под девизом "Чай как культура мира и здоровья". По замыслу организаторов необычного для столицы действа, оно должно было познакомить москвичей с удивительными свойствами древнего напитка и традициями чайной культуры, привлечь общественное внимание к перспективам чайного рынка и сделать чай еще более привлекательным и популярным напитком - источником энергии и оздоровления в XXI веке. Фестивальная площадка была поделена на три условные зоны - сценическую, выставочную и торговую. У стен Покровского собора, уже привыкшего к соседству сценической площадки, в рамках музыкальной программы праздника выступали фольклорные и классические коллективы из Индии, Индонезии, Китая, Японии, Ирана, Турции, Армении, Таджикистана, Латвии и стран Африки. Попивая из пластиковых стаканчиков горячий чай, зрители дивились невиданным музыкальным инструментам и приплясывали в ритме ритуальных танцев. Пожалуй, самый большой фурор произвела группа японских барабанщиков "Бэдзэн Коку", поразившая публику не только невероятной техникой, зрелищностью, но и завораживающим чувственным звуком. Ну а под вечер, когда на Красную площадь стекалась продвинутая молодежь, дело брали в свои руки коллективы, играющие в стиле cross-culture, причудливо сочетающем этническую музыку, джаз, рок и все, что угодно. Невдалеке от сцены раскинулся Город чайных цивилизаций, возведенный по проекту известного художника-постановщика Бориса Краснова. Вдоль кремлевской стены бок о бок выстроились павильоны, представляющие культуру Африки, Северной и Южной Америки, Марокко, России, Японии и Китая. В каждом из них любители чая могли испробовать напитки, приготовленные по традиционным рецептам, принять участие в чайной церемонии и узнать об удивительных свойствах матэ, массалы, лопачо или иван-чая. Настоящее столпотворение творилось возле павильона Поднебесной, представленного чайным клубом "ИСТ", где, кстати, и родилась идея проведения фестиваля. Чайные мастера не таясь открывали любопытным москвичам секреты своего дела, ловко орудуя хитроумными приспособлениями. И если с первого раза запомнить, как пользоваться чайной ложкой, иглой или воронкой, и отличать белый чай от желтого, думаю, сумели немногие, то убедиться в том, что правильно приготовленный чай подобен божественной сладкой росе, смогли все. Ну а те, кто хотел унести с праздника не только яркие впечатления, имели возможность приобрести лучшие сорта чая в зоне ярмарочной торговли, где раскинули свой товар крупнейшие поставщики и производители. Если на этот раз вы не смогли побывать на "Кремлевском чаепитии", не расстраивайтесь. Как рассказал нам арт-директор фестиваля Ян Хотетовский, праздник чая теперь будет проводиться в Москве ежегодно. Кроме того, чайный клуб "ИСТ" намерен весной устроить в столице еще один межрегиональный фестиваль чудесного напитка, посвященный собственно чайной культуре и менее нацеленный на решение коммерческих задач. Также в рубрике:
|