Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 35 (7394) 11-17 сентября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеУ самой кромки"Бассейн" Франсуа Озона КИНОАнастасия МАШКОВА
У французских кинематографистов есть давняя и явная привязанность к бассейнам. После шедевра Рене Клемана "На ярком солнце" с Аленом Делоном, Морисом Роне и Роми Шнайдер в эпизоде они, французские киношники, почему-то не рискуют отдаться на волю морской стихии, во всяком случае, "смерть под парусом" - это явно не их сюжет. Уже в культовом "Бассейне", снятом в 1969 году - десяти лет не прошло после "На ярком солнце", - практически та же команда артистов (Делон - Роне - Шнайдер) выясняет отношения на курортной вилле с бассейном. Этот фильм положил начало всей этой водной эпопее, культу бассейна... Шутки ради можно вспомнить бесконечные водные дорожки, что преодолевает десятилетие за десятилетием Жюльетт Бинош: в "Невыносимой легкости бытия", в "Три цвета. Синий", в "Код неизвестен", в "Разнице во времени"... Забавно, что первые из этих трех фильмов сняты режиссерами-иностранцами. Да что там Бинош, едва ли не каждая французская актриса не избежала участи побывать в каком-нибудь рукотворном водоеме! И даже в фильме Франсуа Озона, автора новейшего "Бассейна", в его "Криминальных любовниках" центральное событие, убийство, совершается в душевой школьного бассейна. Немного моря, солнца и прочей морской неги - но в четко очерченных рамках. Прирученная стихия, рассудочная страсть. Любовь к геометрии и правилам игры. Согласитесь, это очень по-французски. Снимая фильм под названием "Бассейн", Франсуа Озон правила игры - стили и жанровые приметы, а также имиджи европейского кино - обозначил очень четко. Его вдохновение питают воистину горние, самые чистые источники великой эпохи европейского авторского кинематографа. Он любит Фассбиндера, он любит "новую волну", причем умеет обращаться с опытом предшественников так, что и цитаты прозрачны, но прозрачность языка, доступность и увлекательность изложения для "просто публики" никогда не утрачиваются. От Фассбиндера в "Бассейне" - изящные тревеллинги, бесконечные панорамы и отражения в зеркальных поверхностях. В картине, где, по сути, всего два персонажа, напряжение и внутренний диалог между ними не утрачиваются ни на секунду. На вилле с бассейном сошлись две женщины. Одна из них - немолодая писательница, англичанка, пишущая бесконечные детективы про приключения некого шотландского, кажется, сыщика. Это Шарлотта Рэмплинг, блиставшая у Озона в странном и тоже "морском" триллере "Под песком". Вторая - дочка хозяина виллы, издателя, что предложил своей любимой авторше отдохнуть-развеяться-поработать на вилле, не предупредив о визитах взбалмошной отроковицы. В роли юной Жюли - любимая актриса Озона Людивин Санье, снимавшаяся в "Каплях дождя на раскаленных скалах" и в "8 женщинах". В "Женщинах", предыдущем хите режиссера, она была гадким утенком, угловатой маленькой нахалкой. Здесь - красавица, способная украсить этот фантастический, роскошный, извините за пошлость, глянцевый пейзаж и интерьер. С "новой волной" в "Бассейне" все не так просто. В "8 женщинах" Озон соединил вместе, даже бросил в объятия друг друга двух актрис, ставших эмблемами кинематографа Франсуа Трюффо, своего неподражаемого тезки. Два великих "лица", два мифа - Катрин Денев и Фанни Ардан. И вот что получилось: Ардан переиграла Денев. Образ первой, ее взгляд - это почти романсовый облик "femme fatale", это жгучие черные глаза, взгляд не просто призывный, а буквально вспархивающий с длиннющих черных ресниц. Лицо же Денев абсолютно интровертно, ее знаменитый взор "дневной красавицы" всегда погружен внутрь себя, она божественно холодна и непроницаема... Озону ближе именно взгляд, ищущий контакта. Но ведь именно так смотрели в лицо зрителю, разрушая правила классического киношного иллюзиона, женщины в фильмах Годара, да и раннего Трюффо... В "Бассейне" происходит именно контакт, внезапная вспышка со-чувствия между двумя женщинами, юной и зрелой, писательницей и "нахалкой". Что это? Ответы могут быть очень разнообразны. Писательница роется в вещах Жюли, таскается с ней на какие-то совершенно ненужные ей совместные трапезы, выслушивает ее рассуждения о жизни и прочие откровения в бреду, заплетающимся от вина языком... Рэмплинг просто неподражаема - это, вероятно, и есть микст того, что привлекает Озона в равновеликих (для истории), но столь непохожих (для Франсуа II) звездах Трюффо. А над Денев в своем новом фильме Озон откровенно иронизирует. Когда преступление у бассейна уже совершено, следы заметены в буквальном смысле слова, и, как всегда в триллерах, "вдруг" появляется садовник, дабы что-то подмести по долгу службы... Рэмплинг царственно появляется на балконе виллы и распахивает халат. Это "Тристана" Луиса Бунюэля, где играла Катрин Денев, что поначалу цитируется буквально "покадрово". Но если Бунюэлю, дабы продемонстрировать эффект, произведенный подобным жестом Тристаны - Денев, было достаточно всего-навсего "подержать" несколько секунд крупный план актрисы, то Озон опускает камеру несколько ниже. И дальше показано все тело Рэмплинг, тело, еще со времен "Ночного портье" производившее крайне неоднозначное впечатление на зрителей. Озон - конечно, стопроцентный "женский" режиссер, и актрисы отдаются его режиссуре вот так, без остатка. Но если бы он не рассказывал во всех пресс-релизах, во всех интервью, что изначально на месте девушки, то есть Людивин Санье, должен был быть актер-мужчина, его мастерство манипулятора "своими" женщинами все-таки бы несколько поблекло. Да и сам замысел оказался бы плоским, откровенно китчевым, и никакое мастерство постановщика, талантливого игрока в цитаты, дизайнера от кино и мастера "картинки" никто бы не оценил. Только в финале мы понимаем, кем была для писательницы эта бестолковая, но такая красивая девушка. Почему она заставляла мэтрессу криминального жанра делать такие странные и даже страшные вещи. И кто была настоящая Жюли. Франсуа Озон утверждает, что он подарил этого персонажа своей любимице Санье, достигшей пика юной женственности, способной вдохновить зрителя... И это очень тонко, очень рисково, а режиссер выигрывает фильм сразу, весь, в мелочах и в главном. На самой кромке пристойности, на краешке вымысла и реальности - на бортике бассейна застыла Жюли - Санье. Женщина, вдохновляющая не только героиню фильма, но и его режиссера. Женщина, которой, возможно, он хотел бы стать сам. И Шарлотта Рэмплинг, как в фильме "Под песком", столь же великолепна - в прекрасной физической форме при минимуме одежд. Она умеет так естественно держать теплый и нежный, чуть загадочный взгляд на "смутном объекте желания". Не только ее героини и зрителя, но и режиссера. Также в рубрике:
|