Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7378) 15 - 21 мая 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Палитра"Убытки" и "избытки"ГМИИ имени А.С.Пушкина обнародовал свои приобретения Георгий ТАДЫРОВ
Буквально спустя неделю после открытия в ГМИИ помпезной и внушительной выставки из Русского музея, посвященной 300-летнему юбилею города на Неве, в Пушкинском музее вновь случился вернисаж. На сей раз по поводу представления экспозиции, в которую вошли новые приобретения музея, сделанные им в течение десяти последних лет. Казалось бы, столь эпохальное для любого музея событие, призванное свидетельствовать как о научном потенциале его экспертов, так и о его финансовой успешности, должно было выразиться с не менее эпическим размахом, особенно учитывая вполне логичное в таких случаях желание привлечь новых спонсоров и меценатов. Однако представленная на суд московской публики выставка, в противовес предшествующей, оказалась весьма скромной и демократичной. Ее главными зрителями сразу же стали ничего не подозревавшие рядовые посетители, удачно заглянувшие в музей в момент открытия. Хотя причины этого, скорее всего, стоит искать вовсе не в новых формах просветительской работы, а в боязни не увидеть на вернисаже достаточного количества представителей московского бомонда, для которых, как небезосновательно, наверное, полагали устроители, выставка заведомо должна была оказаться скучной.
Чтобы прийти к такому выводу, кураторам Пушкинского музея надо было уже заранее сильно не любить или не понимать представляемый материал, который, приоткрывая столь вожделенное для публики музейное закулисье, обычно заведомо обречен на зрительский успех. Загубить столь благое начинание авторам выставки (Е.Б.Георгиевская, В.Э.Маркова, Е.Г.Пильник и другие) удалось в полном объеме. Вначале из-за того, что разбили выставку на отдельные блоки: западноевропейское искусство, античность, Восток, нумизматика, а также графика, показывать которые будут последовательно в течение года, да и то если сумеют найти в плотном выставочном графике музея свободное пространство, а ведь Пушкинский музей - не картинная галерея или мюнц-кабинет, а крупный музейный комплекс, которому, как представляется, гораздо выгоднее себя именно так и позиционировать. Затем, загнав, буквально втиснув, выставку в узкое пространство темного, низкого и неудачного для показа живописи зала истории музея. Объяснять это отсутствием выставочных площадей довольно неубедительно, поскольку, если этих площадей нет, выставку просто не нужно затевать, спокойно дожидаясь лучшего часа. Тем более раз уж с момента последней подобной экспозиции прошло десять лет, можно было подождать и еще пару месяцев. Наконец, и сам состав представленных произведений оказался не слишком удачен. Последнее, скажет читатель, от авторов выставки, мол, не зависит, - что приобрели, то и показывают, однако это не совсем так. Приобретений было сделано, как известно, значительно больше, а вот показывают прежде всего в разделе живописи не лучшие из них. За исключением нескольких интересных работ французской и голландской школ - великолепного полотна Симона Вуэ "Любовная пара", пейзажа работы Арпиньи, картины известного художника XVII века Абрахама Ван Кейленборха "Отдых Дианы и нимф после охоты", а также нескольких работ Кандинского и Шагала - остальную часть экспозиции заняли внушительных размеров, но, порой, сомнительного художественного качества картины итальянской школы. Исключение составило лишь полотно римского мастера рубежа XVI - XVII веков Кавалера д'Арпино "Встреча папы Льва Великого с Аттилой", за судьбой которого музей следил двадцать лет. В основном же героями выставки стали тяжеловесные полотна второстепенных мастеров XVIII века, производящие удивительно тягостное впечатление в и без того унылом и придавленном к земле зале. Итальянский раздел явно и намеренно доминирует на выставке, что нашло свое отражение не только в составе экспозиции, но и в каталоге выставки, в то время как объявленные в пресс-релизе Шагал и Ларионов в зал, видимо, просто не поместились, что уже выходит за границы допустимого даже при известной давней любви ГМИИ к искусству Апеннинского полуострова. Несколько спасает положение раздел декоративно-прикладного искусства, который, как справедливо отмечают авторы выставки, пополнился в последние годы целым рядом редких и уникальных работ, что можно назвать новой и положительной тенденцией прославленного музея, обратившего свой взор на подобный материал. В центре зала славно порхают грациозные фарфоровые птички работы знаменитого Кендлера, а вот другой действительный шедевр музейной коллекции - две уникальные лиможские эмали XVI века, исполненные неизвестным французским мастером на сюжеты из истории Дианы и Ориона, которые были подарены ГМИИ в 2002 году компанией Дюпон (об этом "Культура" писала в прошлом году), экспонируются крайне неудачно - с сомнительным для Пушкинского провинциальным шиком они помещены в затемненную нишу и вывешены на обитых тяжелым бархатом панелях - образец музейного дизайна 1960 - 1970-х годов. Раздел скульптуры оказался на выставке и вовсе анекдотичным. Помимо уникального и никогда ранее не выставлявшегося английского рельефа XV века "Рождество. Поклонение волхвов", подаренного музею к его столетнему юбилею Российской государственной библиотекой, другой экспонат хорошо знаком всем, кто хоть раз бывал в постоянной экспозиции музея, посвященной искусству XX века. Это работа известного немецкого скульптора Ханса Арпа "Крылатое создание". Перетащенная со второго этажа на первый, она, как положено творению художника XX столетия, словно обрела свой новый, неизвестный ранее смысл, став, скорее похожей на некую оплывающую вазу с цветами. Сомнительный реверанс в сторону художника, числящего себя авангардистом. И это тогда, когда в угоду вкусам авторов выставки в экспозицию не попала редкая и не выставлявшаяся ранее работа Ботеро - признанного современного латиноамериканского мастера. Не менее странной на сегодняшний день кажется и сопровождающая выставку экспликация, где безымянный автор спустя десять лет с начала либерализации вдруг, в довольно неожиданном стиле жалуется на проблемы с закупкой, одной из главных среди которых он называет даже не банальную нехватку средств, а ни с того, ни с сего начавшуюся моду на создание частных коллекций художественных произведений, успешно конкурирующих с музеем. Возмущают музейщиков и совсем уж беспредельная наглость, и - гримаса современного антикварного рынка - наличие "фальшаков" (терминология ГМИИ им. А.С.Пушкина), наводнивших его, в то время как Пушкинский музей, как говорила товарищ Калугина из "Служебного романа", "не давал такого распоряжения". Также в рубрике:
|