Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7378) 15 - 21 мая 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Король без дамы и валетов

Польский режиссер-ветеран Ежи Сколимовский живет отшельником

Беседу вел Олег СУЛЬКИН
Мар-дель-Плата - Нью-Йорк


Е.Сколимовский

Имя Ежи Сколимовского на слуху у любителей кино с самого начала 60-х, когда он выступил соавтором сценариев двух замечательных фильмов молодого польского кино - "Невинных чародеев" Анджея Вайды и "Ножа в воде" Романа Поланского. Родился в Лодзи в 1938 году. В 1959 году окончил Варшавский университет, в 1962-м - Киноакадемию в Лодзи. Сколимовский - один из самых одаренных лидеров польской киноволны, снявший такие фильмы, как "Особые приметы" (игровой дебют), "Барьер", "Легкая победа" (Walkover), "Старт" (Le Depart).

Фильм "Руки вверх!" (1967) был запрещен к показу польскими властями и появился много позже как сюрприз, на Каннском кинофестивале 1981 года. Но тогда, в конце 60-х, Сколимовскому пришлось покинуть родину, и он продолжил карьеру на Западе, сняв такие фильмы, как "Крик" (Shout), "На самом дне" (The Deep End), "Приключения Жерара", "Король, дама, валет" (по книге Владимира Набокова). В 1989 году экранизировал "Вешние воды" Тургенева с Тимоти Хаттоном и Настасьей Кински в главных ролях. Одна из самых заметных картин - "Левая работа" (Moonlighting) с Джереми Айронсом - посвящена жизни польских рабочих-нелегалов в Лондоне. В почти документальной манере Сколимовский блестяще передал депрессивное состояние временных эмигрантов, живущих в скотских условиях и с тревогой ожидающих вестей из дома, где вот-вот объявят военное положение. В нескольких фильмах он выступает и как актер, скажем, в "Белых ночах" Тейлора Хэкфорда играет агента КГБ.

В последние годы Ежи Сколимовский пропал из виду. Лишь время от времени его фильмы показывали в различных ретроспективах. Когда на недавнем кинофестивале в аргентинском курортном городе Мар-дель-Плата на побережье Атлантики я увидел в программе событий мастер-класс Сколимовского, мне очень захотелось побеседовать с легендарным творцом. Пан режиссер назначил мне встречу в "Хилтоне". По случаю жаркого дня - у гостиничного бассейна. В плавках и черных очках маэстро полулежал в шезлонге. Седую гриву красиво тревожил легкий океанский бриз.

    

- Что привело вас в Аргентину?

- Она оказалась на полпути между Лос-Анджелесом и Варшавой. В Польше мне присудили "Орла", как бы национального "Оскара". Это награда за достижения всей жизни. В прошлом году ее дали Роману Поланскому, в этом - мне. Президент Польши присутствует на вручении награды. Параллельно меня настойчиво зазывали на кинофестиваль в Мар-дель-Плату. Так что маршрут у меня такой: Лос-Анджелес - Мар-дель-Плата - Париж - Варшава.

    

- Сколько лет вы живете в Лос-Анджелесе?

- Почти 20.

    

- По моим сведениям, после 1992 года вы вообще не снимали кино. Это так?

- Я действительно долго не снимал. Все минувшее десятилетие посвятил живописи. Я рисую всю свою жизнь. Десять лет назад начал выставляться. Поскольку почти мгновенно пришел успех, решил продолжать заниматься живописью на профессиональном уровне. Ряд национальных музеев в Европе хранит мои работы в постоянных экспозициях. Некоторые знаменитые люди в Голливуде их приобретают, например, Деннис Хоппер купил три вещи. В 2001 году моя большая передвижная выставка прошла в нескольких странах Европы. Мои картины показывались на биеннале в Венеции, Париже, Греции. И везде мои работы продаются. Вы понимаете, что такое продавать картины в Париже? Это примерно то же самое, что привезти уголь в Ньюкасл (смеется) .

    

- Вы зарабатываете на жизнь как художник?

- Вообще-то да. Меня представляют три галереи в США: одна на Западном побережье, другая во Флориде, третья в Атланте. Действует постоянная экспозиция в Лос-Анджелесе. Вы можете увидеть мои картины на сайте: www.skolimowski.com.

    

- А ваша кинематографическая карьера завершена?

- Нет! В настоящее время я занимаюсь новым проектом с продюсером Джереми Томасом, с которым мы делали мой самый успешный фильм "Крик". Джереми - лучший продюсер, которого я когда-либо встречал. Сценарий уже готов. Это реальная история. Два брата, польские парни, приезжают в Лас-Вегас, чтобы спасти свою мать, которую засосала трясина азартной игры.

    

- Это, судя по описанию, комедия?

- Нет, совершенно серьезная история. Один из братьев погибает в пожаре в отеле MGM. Другой становится миллионером - он находит систему игры в рулетку. Парень умница, изучал аэродинамику в Варшавском политехническом институте. Он обнаружил скрытую закономерность в том, в каком "кармашке" рулетки останавливается шарик. И стал выигрывать абсолютно легально. Хозяева казино в панике вынуждены менять каждый игровой стол, в каждом казино. Теперь они делают "карманы", куда попадает шарик, значительно мельче, чтобы тот мог легко выскакивать, нарушая закономерность. Меня вдохновляет этот проект. Я надеюсь, съемки начнутся до конца года. Рабочее название фильма - "Система" (The System).

    

- Крупные студии вовлечены в проект?

- Нет, Джереми - абсолютно независимый продюсер. Помните, вместе с Бертолуччи он сделал "Последнего императора" и получил кучу "Оскаров"? Он не продается студиям. Я в хороших руках.

    

- А актеры? Можете кого-нибудь назвать?

- Пока не могу. Не самые дорогие, но очень известные.

    

- О каком бюджете идет речь?

- Между 10 и 15 миллионами долларов.

    

- Каковы ваши нынешние отношения с Польшей? Много воды утекло со времени скандала с фильмом "Руки вверх!" и вашего отъезда. Сейчас вас признали на родине, приглашают, награждают. А кто-нибудь извинился за то, что с вами сделали?

- (Смеется). А кто должен извиняться?

    

- Не знаю, может, правительство?

- Не думаю, что у них хватит на это мужества. Не думаю. Кроме того, мало кто понимает, какой ущерб мне был нанесен. Я же был истинным художником. Я был, как Тарковский. Абсолютно таким же. То, что меня выкинули из страны, сломало мне жизнь. Я попал в коммерческую среду Запада. Когда работал в Польше, снимал кино только для себя. На Западе я вынужден приспосабливаться к требованиям аудитории, прислуживать ей. В Польше я был идеалистом, авангардным художником. Огромная разница! Кто знает, какие фильмы я бы делал, если бы меня не вытолкали. Я снял на Западе несколько хороших фильмов, я не жалуюсь, не скулю. Но может быть, я бы сделал что-то и получше, если бы остался в Польше.

    

- В 60-е годы Польша дала миру выдающихся кинематографистов - Анджея Вайду, Анджея Мунка, Романа Поланского, Ежи Кавалеровича и других. Считаете ли вы себя по-прежнему частью этого поколения?

- Я считаю себя лучшим режиссером этого поколения. Когда я пересматриваю свои фильмы 60-х, убеждаюсь, что они постарели значительно меньше, чем фильмы моих коллег. Они могут восприниматься как фильмы 90-х или начала XXI века. В них была стилизация. Они обгоняли время. Вспомните Walkover, он состоит всего из 29 планов. Некоторые дубли - по 11 минут. Я сам играю боксера, дело в том, что я занимался боксом в юности. Вы видите, у меня перебит нос, повреждены брови.

    

- Вы были и джазовым музыкантом? На чем играли?

- Я был барабанщиком.

    

- Вам это помогало в кино? Скажем, поддерживать хороший ритм...

- Наверное. А еще я занимался поэзией. Опубликовал несколько сборников стихов, в 19 лет стал самым молодым членом союза писателей Польши. Я был весьма любопытным персонажем.

    

- Что происходит с польским кино в эти дни?

- Я видел один приличный фильм. Называется "Эдди". Это первый фильм молодого режиссера, фамилию не помню.

    

- А куда делось целое поколение талантливых режиссеров средних лет - Ежи Домарадский, Петер Шулькин, Юлиуш Махульский, Радослав Пивоварский, Феликс Фальк?

- Не имею ни малейшего представления. Просто не знаю. К сожалению, (называет известное имя) по-прежнему плодовит (хохочет) , уберите, пожалуйста, его из записи. И все-таки Польша меня по-прежнему интересует. Это единственная страна, которая меня волнует.

    

- А Америка?

- Я не ощущаю себя ее частью. Живу один, в изоляции.

    

- Это называется внутренней эмиграцией.

- Сто процентов! Я выбираюсь в город раз в неделю.

    

- Где именно вы живете?

- В Малибу. Изумительное место. Мне очень повезло, я купил очень особый дом, причем невероятно дешево. Почему дешево? Потому что он не подлежит страхованию. Дом висит на скале над океаном (хохочет) .

    

- Как "Дом над водопадом" Фрэнка Ллойда Райта?

- Точно. Удовольствие огромное. Я один. Все соседи как бы на шаг назад. Никого вокруг. 180 градусов обзора - сплошной океан. А когда поворачиваюсь, вижу горы.

    

- У вас есть семья?

- Нет. Примерно 10 лет назад я развелся с женой. Мои два взрослых сына живут в Польше. Им не нравится Америка.

    

- Это, наверное, ваше влияние...

- Они учились в средней школе в Санта-Монике. Затем поступили в Нью-Йоркский университет, но отучившись год, дружно сказали: мы не хотим здесь учиться, это мир идиотов. Они живут в Польше, тоже не сильно там тусуются, занимаются творчеством. Один - художник, другой - писатель. Они талантливы. Я их поддерживаю.

    

- Приезжают к вам?

- Два-три раза в год. Я все прошлое лето провел с ними. У нас хорошие отношения.

    

- Ваш круг друзей? Общаетесь с голливудцами?

- Нет. Раз в месяц выезжаю на что-то типа бизнес-ланча (вздыхает) . Все знают, что это полное дерьмо. Я не хочу играть в эти игры, делать ужимки, улыбаться во весь рот: all right, man, wow, great! Нет, это не для меня. Я счастлив, когда я один, когда рисую. Недавно у меня открылась выставка в очень престижной галерее в Лос-Анджелесе. Мы ждали на вернисаж примерно 350 человек, пришли около тысячи, представляете? Невероятно!

    

- Каковы цены на ваши работы?

- Я делаю огромные по размерам вещи, акриловыми красками на холсте. Цена примерно 30 тысяч долларов. Продам пару работ - и вполне хватает на какое-то время.

    

- Dziekuje bardzo, пан Сколимовский.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;