Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 39 (7398) 9 - 15 октября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаМаэстро, дробь!Фестиваль "Ударные дни Марка Пекарского" Татьяна ДАВЫДОВА
У каждого кудесника - своя специализация. Кто-то превращает негодяев в крыс, кто-то производит из воды вино, кто-то поражает умы левитацией. А этот преображает в музыку стуки, трески, скрежеты, шелесты, шипы, хрипы, взрывы - всякую немузыкальную всячину и даже тишину, то есть "материализует невидимые образы художника через звук" (цитата из одной партитуры Александра Бакши). Сей волшебник - Марк Пекарский. Для него подобные чудеса - вовсе не баловство, а серьезное дело, которое мастера ужас как боится. И это не хаотичный процесс, а целая философия. Она помогает выпевать на барабанах лиричнейшую кантилену или заставлять фортепиано открещиваться от мира звуковысотностей. В театре звуков Марка Пекарского есть все, что только можно услышать, даже если слышимость - лишь видимость. И это искусство доступно всем, даже при известной сложности поставангардистских опусов, хэппенингов и прочих percussion performances, представленных в ассортименте инструментального театра Пекарского. Элегантному лицедею с его свитой подмастерьев известен самый лучший метод просвещения - интрига. А зрителю, чтобы подчиниться чарам Пекарского и его ударников, не нужна спецподготовка - все просто: пришел, увидел - и запал. Очередную партию поклонников Марк Пекарский зачаровал на не имеющем у нас аналогов Московском фестивале музыки для ударных "Ударные дни", который прошел уже второй раз (впервые он состоялся в 2000 году). Теперь событие было посвящено Джону Кейджу, ибо "поводом послужили две даты из его биографии": оказывается, "ровно 91 год назад Кейдж появился на свет и ровно 11 лет и 1 месяц назад ушел из жизни". Посвящение вполне в духе Пекарского, для которого "понятия не имею - самое точное число", если заходит речь о количестве ударных инструментов в его коллекции. А поясняя, что есть Кейдж, "заслуги которого в развитии ударных инструментов трудно переоценить", мэтр пишет: "Он - все и он - ничто! Кейдж - это вулкан, это землетрясение, это мир Божественной тишины, это мир Божественных звуков, это новый орган слуха". "Ударные дни" не ограничились концертами и еще предложили желающим мастер-классы именитых зарубежных "чудодеев" Робин Шулковски (США - Германия) и Джеффа Бера (Германия), которые посвящали любопытных в тайны "ударной магии" на примере произведений Карлхайнца Штокхаузена и Кевина Воланса. Мастер на все руки Джефф Бер к тому же привез в Москву выставку своих фоторабот. Кроме принесения очередной музыкальной жертвы тотему Кейджа, мэтр Пекарский преследовал и более прагматическую цель - "размещение на международном "барабанном" небосводе множества ярких отечественных звезд". Одно из этих светил уже сияет - речь об Андрее Дойникове, которого чародей называет любимым учеником: "Не должно быть любимчиков и нелюбимых, а любимые должны быть обязательно". Дойников - лауреат международных конкурсов, обладатель молодежной премии "Триумф", стипендиат "Новых имен" и Фонда Спивакова. Как ударник, он учится у Пекарского в консерватории (на факультете исторического и современного исполнительского искусства), и еще как пианист - у Владимира Троппа в РАМ им. Гнесиных. Как ему удается справляться с программами двух вузов, скрывает: мол, "военная тайна". В рамках "Ударных дней" он представил необычную программу "Дилижанс", самовольно усадив в старинный экипаж Шуберта (с сонатой для арпеджионе и фортепиано и дуэтом для скрипки и фортепиано ля-мажор) и Кейджа (с двумя опусами для приготовленного фортепиано и одним представлением для артиста и набора деревянных ударных) - созидателя и разрушителя. На вопрос о происхождении переложения "сонаты-арпеджионе" Шуберта для маримбы ответил со всей страстностью: "Слово "переложение" - это то, с чем я борюсь всю мою жизнь! Это не переложение! Я сыграл все от первой до последней ноты. И старался сыграть так, чтобы Шуберт был доволен". Еще бы Шуберту не быть довольным - Андрей не только играет все "от первой до последней ноты", но и "от первого до последнего штриха". Если раньше для обучения детишек игре на маримбе или ксилофоне приходилось изымать некое количество нот из оригинала и делать редукции, то все эти транскрипции служили одной цели - подготовить музыканта к оркестровой жизни и "кругленькому звучку". Теперь же, когда литература для ударных зарубежных авторов стала доступна и в нашей стране, необходимости в упрощенных переложениях нет, - считает Андрей. Кстати, в арсенале Марка Пекарского более 300 оригинальных партитур для ударных инструментов - есть чем заняться любимому ученику. Андрей Дойников еще и композитор (его наставник - Владимир Тарнопольский) - он автор музыки к более 10 фильмам, в том числе последняя по времени создания его работа - музыка к документальному фильму "Георгий Жженов. Русский крест" Сергея Мирошниченко (тот самый, который на днях был удостоен "ТЭФИ"-2003). Казалось бы, Дойников - пример беспредельного универсализма, однако, к примеру, с джазом он пока не в контакте: "Я могу играть любую музыку. Но импровизировать - нет". И он, конечно, лукавит. Без умения импровизировать даже на поприще чародейства не вышел бы у него ни один из опусов Кейджа, сыгранных им "смело и блестяще" (по свидетельству учителя). Деревянная калимба, лог-драм и всевозможные трещотки в пьесе "Child of Tree" превращались в его руках в мистических чудовищ, ящики с секретом, фантастических змей. С другой стороны, артист во всех манипуляциях сам вписывался в партитуру. На вопрос, влияет ли общение с ударными инструментами на его фортепианную деятельность, Андрей отвечает отрицательно: разные инструменты, разные традиции. И на замечание "голова-то одна" реагирует быстро и категорично: "Голову надо делить надвое". И вновь лукавит, ибо в свои 22 года уже олицетворяет собой - на чем бы ни играл - пример музыкантской цельности. Также в рубрике:
|