Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7400) 23 - 29 октября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительПафосным потомкам от патетических пращуровСЕРИАЛПолина ХИМШИАШВИЛИ
Баязет - крепость в Восточной Турции, которую русские войска заняли 4 июня 1877 года. До 28 июня ее героически оборонял немногочисленный гарнизон под командованием подполковника Пацкевича, а затем капитана Штоквича. В предисловии к роману "Баязет" Пикуль писал, что книга сия возникла от желания связать прошлое с настоящим, ведь история "для того и существует, чтобы мы... не забывали о своих пращурах". Что является "настоящим" для продюсеров телеканала "Россия", вполне понятно - антитеррористическая операция в Чечне, которая, если поместить ее в исторический контекст, выглядит как-то масштабнее с точки зрения задач и целей. Вот и поручили режиссеру Николаю Стамбуле снять военно-патриотический сериал. Денег выделили мало, так мало, что его отказался снимать Егор Кончаловский, которому тоже предлагали данный проект. Стамбула согласился, к тому же про войну он снимать любит и, видимо, умеет.
"Баязет" снимали в Сирии, зимой. Актеры старательно изображали изнывание от жары. Иногда прилетала Ольга Будина, без которой российский сериал уже и не сериал вовсе. Она-то и сыграла Ольгу Хвощинскую - главную героиню "Баязета". Вообще по книге красавицу зовут Аглаей, но, видимо, из-за нежелания путать две роли (Аглаю Будина играла в "Идиоте" по Достоевскому) героиню переименовали. Задача ее была непростой: сыграть Татьяну Ларину в экстремальных условиях. Как оказалось, через полвека Татьяна бы уже не ответила привычной фразой "я буду век ему верна", а приняла бы ухаживания своего бывшего возлюбленного. Но Будина сделала все так наивно, что морализировать не хочется. Вообще литературных аллюзий в сериале довольно много. Начинается фильм с того, что главный герой загоняет свою лошадь и рыдает над ней. Это, простите, уже Печориным отдает. Да и бежал герой за любимой - это по книге, за чем и за кем бежал он по фильму - непонятно. Но вернемся к героине. Ее мужа играет Сергей Соловьев. В книге полковник изображен крайне неприятным типом, ему не хватает только каренинских ушей, чтобы все симпатии перешли на сторону влюбленных. В фильме же перед нами благородный вояка, готовый постоять за веру и Отечество, "слуга царю", "отец солдатам", - словом, образец военного на все времена. Его подчиненный Карабанов (Алексей Серебряков) ему не уступает. Противник дуэли, человек страстный, порывистый, нестяжатель, готовый проиграть все, кроме чести, бесстрашный в бою, любимый своими товарищами. Тоже, согласитесь, образец. Этот фильм вообще собрание архетипов и мифов. Мифов об империи и о справедливой войне на юге. Здесь и мифические братья-славяне, для спасения которых ничего не жалко, и казаки, благородные донельзя, и коварные азиаты, которые, по словам героев, всегда нападают из-за угла и ночью. Вести войну надо хитро, как говорит полковник Хвощинский, а победить противника можно, только оставив ему лазейку. Иначе говоря, потомкам на заметку. Вообще, о связи прошлого с настоящим напоминают постоянно и настойчиво. Снят фильм будто на любительскую камеру, которая повсюду следует за героями, а оператор несет ее нетвердой рукой. Картинка скачет, изображение нечеткое. Минимум изобразительных средств - вот, кажется, девиз режиссера. Почему? Потому что только такими средствами можно соединить прошлое с современными телевизионными репортажами из горячих точек. Телезрителя надо по-прежнему удивлять зверствами врагов и благородством военных. Только удивляется ли зритель? Зритель просвещенный давно прочел и "Хаджи-Мурата", и "Севастопольские рассказы", и "Героя нашего времени", так что пафос Пикуля ему уже и не надобен для того, чтобы понять, нужна война или нет и каким образом ее можно выиграть. Зритель неискушенный вряд ли заинтересуется таким незамысловатым пропагандистским приемом, да и разбираться в сюжетных перипетиях вряд ли пожелает, когда можно посмотреть что-нибудь поживее, да и менее патетическое. Также в рубрике:
|