Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7400) 23 - 29 октября 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Пафосным потомкам от патетических пращуров

СЕРИАЛ

Полина ХИМШИАШВИЛИ


Кадр из фильма "Баязет"

Баязет - крепость в Восточной Турции, которую русские войска заняли 4 июня 1877 года. До 28 июня ее героически оборонял немногочисленный гарнизон под командованием подполковника Пацкевича, а затем капитана Штоквича.

В предисловии к роману "Баязет" Пикуль писал, что книга сия возникла от желания связать прошлое с настоящим, ведь история "для того и существует, чтобы мы... не забывали о своих пращурах". Что является "настоящим" для продюсеров телеканала "Россия", вполне понятно - антитеррористическая операция в Чечне, которая, если поместить ее в исторический контекст, выглядит как-то масштабнее с точки зрения задач и целей. Вот и поручили режиссеру Николаю Стамбуле снять военно-патриотический сериал. Денег выделили мало, так мало, что его отказался снимать Егор Кончаловский, которому тоже предлагали данный проект. Стамбула согласился, к тому же про войну он снимать любит и, видимо, умеет.

Кадр из фильма "Баязет"

"Баязет" снимали в Сирии, зимой. Актеры старательно изображали изнывание от жары. Иногда прилетала Ольга Будина, без которой российский сериал уже и не сериал вовсе. Она-то и сыграла Ольгу Хвощинскую - главную героиню "Баязета". Вообще по книге красавицу зовут Аглаей, но, видимо, из-за нежелания путать две роли (Аглаю Будина играла в "Идиоте" по Достоевскому) героиню переименовали. Задача ее была непростой: сыграть Татьяну Ларину в экстремальных условиях. Как оказалось, через полвека Татьяна бы уже не ответила привычной фразой "я буду век ему верна", а приняла бы ухаживания своего бывшего возлюбленного. Но Будина сделала все так наивно, что морализировать не хочется. Вообще литературных аллюзий в сериале довольно много. Начинается фильм с того, что главный герой загоняет свою лошадь и рыдает над ней. Это, простите, уже Печориным отдает. Да и бежал герой за любимой - это по книге, за чем и за кем бежал он по фильму - непонятно.

Но вернемся к героине. Ее мужа играет Сергей Соловьев. В книге полковник изображен крайне неприятным типом, ему не хватает только каренинских ушей, чтобы все симпатии перешли на сторону влюбленных. В фильме же перед нами благородный вояка, готовый постоять за веру и Отечество, "слуга царю", "отец солдатам", - словом, образец военного на все времена. Его подчиненный Карабанов (Алексей Серебряков) ему не уступает. Противник дуэли, человек страстный, порывистый, нестяжатель, готовый проиграть все, кроме чести, бесстрашный в бою, любимый своими товарищами. Тоже, согласитесь, образец.

Этот фильм вообще собрание архетипов и мифов. Мифов об империи и о справедливой войне на юге. Здесь и мифические братья-славяне, для спасения которых ничего не жалко, и казаки, благородные донельзя, и коварные азиаты, которые, по словам героев, всегда нападают из-за угла и ночью. Вести войну надо хитро, как говорит полковник Хвощинский, а победить противника можно, только оставив ему лазейку. Иначе говоря, потомкам на заметку. Вообще, о связи прошлого с настоящим напоминают постоянно и настойчиво.

Снят фильм будто на любительскую камеру, которая повсюду следует за героями, а оператор несет ее нетвердой рукой. Картинка скачет, изображение нечеткое. Минимум изобразительных средств - вот, кажется, девиз режиссера. Почему? Потому что только такими средствами можно соединить прошлое с современными телевизионными репортажами из горячих точек. Телезрителя надо по-прежнему удивлять зверствами врагов и благородством военных. Только удивляется ли зритель? Зритель просвещенный давно прочел и "Хаджи-Мурата", и "Севастопольские рассказы", и "Героя нашего времени", так что пафос Пикуля ему уже и не надобен для того, чтобы понять, нужна война или нет и каким образом ее можно выиграть. Зритель неискушенный вряд ли заинтересуется таким незамысловатым пропагандистским приемом, да и разбираться в сюжетных перипетиях вряд ли пожелает, когда можно посмотреть что-нибудь поживее, да и менее патетическое.

Также в рубрике:

СЕРИАЛ

ТОК-ШОУ

ВЫВОДЫ

  • Пир духа
    Новый взгляд на церковную историю Петербурга

СТИЛЬ

ПИСЬМО

ТВ-НЕДЕЛЯ

АНОНС

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;