Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7400) 23 - 29 октября 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияИнвестор работает на публикуМосква научилась зарабатывать на музеях КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКААнна МАРТОВИЦКАЯ Разговоры о том, что Москва переживает строительный бум, давно стали общим местом. На зависть всей стране в российской столице возводятся тысячи квадратных метров жилья, офисов, паркингов и магазинов. Одновременно в Москве открывается много музеев и галерей. По количеству новых учреждений культуры Москва, кажется, готовится обойти не только все российские города, но и мировые столицы. Кому нужен "музейный бум"? Что, где, когдаТолько в октябре мэрия Москвы успела сообщить о создании трех новых музеев. На прошлой неделе была сдана в эксплуатацию галерея Ильи Глазунова на Волхонке. К концу октября на Химкинском водохранилище откроется Музей Военно-морского флота. Утвержден проект строительства Музея авиации на Ходынском поле. О каждом из этих музеев хочется сказать подробнее, но прежде нужно не забыть упомянуть такие масштабные музейные проекты, как реконструкция Третьяковской галереи, создание "квартала искусств" вокруг ГМИИ им. А.С.Пушкина, строительство нового здания для Центра современного искусства. Музей Военно-морского флота - инициатива не столько художественная, сколько политическая. Для создания нового учреждения культуры в Москву были доставлены отслужившие свое подводная лодка "Новосибирский комсомолец" и сторожевой корабль" Дружный", и тем самым столица намерена показать стране, что умеет не только реставрировать корабли и дарить им вторую жизнь, но и укреплять престиж отечественного флота. Музеи подобной тематики сегодня очень востребованы в мире, и Москва не намерена отставать от столиц других морских держав. Главная опасность в музеефицировании кораблей заключается в том, что очень часто они превращаются в эдакие аттракционы по зарабатыванию денег, не имеющие ничего общего с научной работой настоящего музея. Здесь решающим является коллектив, нанимаемый на работу, - зачастую он состоит из вахтеров-пенсионеров и студентов, не имеющих ни возможности, ни желания рассказывать об истории корабля. В том, что в будущем музее авиации станут трудиться профессионалы, ни у кого нет сомнений. Он создается на базе действующей авиавыставки "Ходынское поле", скрупулезно запечатлевшей все этапы покорения неба. Кстати, именно с Ходынского поля свой первый полет совершили многие крылатые машины А. Туполева, С. Ильюшина, Н. Поликарпова. До самого недавнего времени у дирекции выставки не было средств, чтобы воссоздать хотя бы в макетах первые российские аэропланы. Уникальные исторические материалы хранились в вагончике. В этом году Правительство Москвы приняло долгожданное решение о строительстве музея авиации. Его площадь составит 40 тысяч квадратных метров, и тем самым он составит достойную конкуренцию знаменитому вашингтонскому коллеге. И Химки, и Ходынка, мягко говоря, не являются центром Москвы, и до их новых музеев посетителям придется добираться на перекладных. С одной стороны, это сулит любителям самолетов и кораблей немало трудностей, но вместе с тем понятно, что именно учреждения культуры способны привлечь в эти районы горожан, никогда прежде в них не бывавших и даже не подозревающих об их существовании (в мегаполисе, подобном Москве, незнание родного города является неизбежной нормой). По традиции большинство музеев, как старых, так и новых, располагается в историческом центре города. Сто очков вперед любой улице Москвы в этом смысле даст Волхонка, которая буквально на наших глазах превращается в музейную: через три года здесь выстроится в ряд как минимум десяток выставочных залов и центров. За место под солнцем активно борются ГМИИ им. А.С.Пушкина (еще не забылся спор Ирины Антоновой с художником Александром Шиловым, галерея которого в своем расширении ненароком задела интересы музея), галерея Ильи Глазунова и Музей Василия Тропинина. Сейчас уникальная коллекция последнего (полотна XIX века) распределена по разным залам. Шедевры демонстрируются в Литературном музее Пушкина на Пречистенке, украшают стены кремлевских кабинетов. Еще в 2001 году мэр Москвы Юрий Лужков лично пообещал музею решить его жилищный вопрос и передать в собственность мемориальный дом Тропинина на Волхонке, однако бюрократическая волокита практически свела дело на нет. Музею остается надеяться, что к 2005 году, то есть к 225-летию Тропинина, оно все-таки сдвинется с мертвой точки. Кому это нужно?Действительно очень интересный вопрос: какие плоды принесет охвативший столицу музейный бум? Конечно, самый желанный ответ звучит так: "Музеи нужны народу". Собрания произведений искусства, боевой техники и вообще чего бы то ни было действительно чрезвычайно востребованы нашими соотечественниками. Любознательностью россиян, судя по данным последних социологических опросов, можно гордиться. Судите сами: в Германии всего 6 процентов граждан проявляют интерес к изобразительному искусству, а в России - почти 50! Ради такой цифры не грех пойти на определенные траты и организовать еще пару-тройку музеев. Причем практика показывает, что музейное строительство сегодня и в нашей стране приносит неплохие дивиденды. Прежде всего неплохо заработать на создании музея может инвестор. Строительная эпопея, бремя которой город почти во всех случаях разделяет с коммерческими структурами, сулит последним до 70 процентов новых площадей. В результате около музея вырастают офисы и целые жилые комплексы. Понятно, что такие "раскрученные" художники, как Александр Шилов, Илья Глазунов или, скажем, Никас Сафронов, находят инвесторов моментально, менее известные деятели культуры вынуждены записываться в очередь на прием к чиновникам Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города. Им не нужно волноваться: инвесторов найдут всем, главное, чтобы городские площади не закончились раньше, чем иссякнут планы по созданию новых учреждений культуры. Как жить дальше?Получив в свое распоряжение определенное количество квадратных метров, собрав экспонаты и проведя минимальную рекламную кампанию, новорожденный музей пускается в самостоятельное экономическое плавание. Конечно, каждое учреждение культуры России продолжает уповать на бюджетное финансирование, но печальный опыт последних лет заставляет их искать собственные пути зарабатывания на жизнь. Самый традиционный для Запада способ - реализация входных билетов - нашей стране до сих пор в диковинку. В России музеи остаются самым доступным видом культурного досуга. Например, посещение музеев Московского Кремля обойдется россиянину в два с половиной доллара, а иностранцу в восемь, тогда как, скажем, за вход в Букингемский дворец в Лондоне нужно выложить все двадцать. Помимо билетов, деньги можно привлечь продажей сувенирной и полиграфической продукции, а также с помощью собственного кафе или ресторана. Музейное дело в современной России вообще крайне разнообразно. Крупные "старые" музеи развиваются комплексно - в сторону открытия новых филиалов. Примером тому может служить и уже упоминавшийся ГМИИ, и Всероссийский музей А.С. Пушкина, ставший крупнейшим в стране научно-исследовательским и музейно-просветительским центром пушкинистики. В настоящий момент в комплекс этого музея входят основная экспозиция в Доме на Мойке и пять мемориальных филиалов, включая открывшийся в этом году "Музей Г.Р. Державина и русской словесности его времен". Нередко открываются и музеи, отличающиеся неординарностью экспозиционных идей. Классическим примером "малого музея" считается Московский государственный музей "Дом Бурганова", в котором экспозиция разместилась и в залах, и на открытом воздухе, непосредственно здесь же изобразительному искусству обучаются дети, проводятся театральные постановки. Есть и музей "Гелос", главной идеей которого стала выставочная деятельность. Здесь нет конкретной тематики и постоянной экспозиции - "Гелос" формирует скоротечные выставки из предметов частных собраний отдельных коллекционеров, организаций или наследников ярких мастеров. Само название "Гелос" ассоциируется с антикварным бизнесом и аукционами, факт же использования слова "музей" свидетельствует о престижности подобного рода деятельности. В общем, можно констатировать: в то время как в Европе сокращаются музейные дотации и учреждения культуры вынуждены зарабатывать сами, Москва научилась зарабатывать на музеях. Создание музея - дело, бесспорно, благородное. Но не менее благородно ежечасно поддерживать жизнь в сложном механизме, не важно, почему запущенном - по соображениям развития культуры или коммерции. Насколько качественны новые московские музеи и не будут ли они отдавать тем же столичным китчем, что и новая архитектура, пока неясно. На этот вопрос сможет ответить только публика. Также в рубрике:
|