Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7371) 27 марта - 2 апреля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
АрхитектураНоминанты второй свежестиНа высшую награду выдвинуты объекты, построенные в прошлом веке ГОСПРЕМИЯАнна МАРТОВИЦКАЯ
Государственная премия в области литературы и искусства не открывает звезд. Скорее, она подводит итог творческой деятельности того или иного художника, официально признавая его заслуги перед государством. Госпремия в области архитектуры здесь не исключение, и потому архитектурный мир не очень любит обсуждать списки претендентов на эту награду. Всем заранее известно, что будут названы фамилии громкие и титулованные и премию, скорее всего, получит объект, архитектурные достоинства которого всецело принадлежат дню вчерашнему. Как правило, списки архитекторов - номинантов на Госпремию - состоят всего из 3 - 4 фамилий и по краткости могут соревноваться только с разделом "Дизайн", который традиционно скуден. Однако в этом году список произведений, "допущенных на соискание Госпремии", необычайно объемен и состоит аж из 11 пунктов. Каждый из них содержит вполне достойное произведение, построенное, правда, не вчера и даже не позавчера. Анализировать список номинантов на Госпремию удобнее всего с позиций "кто кого выдвинул". По традиции на эту высокую награду архитекторов предлагают профессиональные союзы (российский и московский), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) и Центр современной архитектуры (ЦСА). Каждая организация играет на поле выдвижений свою роль, заранее оговоренную и за многие годы выученную наизусть. РААСН предлагает самых маститых архитекторов, союзы - самых строящих, а ЦСА - самых модных. И поскольку таковых у нас не слишком много, выдвигающие стороны нередко повторяются. Нынешний год не стал исключением.
Вот, скажем, претенденты от РААСН. "Посохин М.М.- руководитель авторского коллектива, архитектор, Солопов Д.С., Алтабаева Л.В., Иванова Л.А., Шишков А.В.- архитекторы, Калинин Л.Д., Неклюдов Б.П. - художники. Зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя в г. Москве". Прочитав эти строки, я, признаться, первым делом стала проверять год, за который предполагается вручить Госпремию. Оказалось, что все же за 2002-й. Загвоздка в том, что РААСН в прошлом году выдвигала тот же самый объект, созданный тем же самым коллективом. Я понимаю, что архитектура - заложница времени, но не настолько же! Впрочем, стоит немного задуматься о внутренней жизни РААСН, и становится ясно, что время здесь ни при чем. Главное - политика, в которой всесильный директор "Моспроекта-2" играет ключевую роль. Например, разрабатывает проект реконструкции здания Совета Федерации, в одном крыле которого и сидит академия. Удастся ли членам РААСН посредством Госпремии добиться благосклонности Посохина в этому году? Вполне возможно. Неясно одно: почему было не отметить его же работу над комплексом "Сити" ("Хрустальный Дедал" за 2002 год) или постоянно обсуждающийся проект комплексной реконструкции Замоскворечья? Все же эти работы гораздо свежее и актуальнее. На худой конец, могли бы принять Михаила Михайловича в ряды академиков.
Для очистки совести РААСН выдвинула на Госпремию еще два коллектива. Это Хан-Магомедов С.О., Мовчан Г.Я. (посмертно), Любимова Г.Н. за научные труды по архитектуре народов Дагестана 1945 - 2002 годов (выявление, фиксация, исследование, публикация) и Попов В.В. (кстати, президент Петербургского союза архитекторов), Петров Б.А. и Шипов Р.Р. за создание монументальной ограды территории сада Смольного с двумя спусками к воде на Смольной набережной. К последней работе необходимо сделать некоторые пояснения. В течение всей советской эпохи Смольная набережная была закрыта, и лишь пару лет назад власти Петербурга решили "вернуть" ее народу. Была спроектирована решетка с воротами посередине и уже упомянутыми спусками - объект самый простой и для облика Санкт-Петербурга более чем типичный. Необычен он, пожалуй, только тем, что в Северной столице почти сто лет набережные вообще никак не благоустраивали: в свете грядущего юбилея за них, конечно, взялись, но именно проект Владимира Попова стал "первой ласточкой".
Целых шесть коллективов выдвинули на Госпремию Союз российских и Союз московских архитекторов. Среди них: Асадов А.Р., Асадов А.А., Ларин А.Д., Миронова Я.А., Рождественский А.В. (спортивно-оздоровительный теннисный центр на Рублевском шоссе в г. Москве), Бавыкин А.Л., Гурьянов Г.А., Збарская Л.Н., Марек М.М. (жилой дом на улице Академика Пилюгина в г. Москве), Юдинцев В.П., Казначеева С.Ю., Шабунин Б.А., Швецов Н.Н. Железова М.А., Стронгина Г.А. (жилой дом на улице Хачатуряна в г. Москве), Быков В.Ф., Сазонов А.М., Слепов Д.М. (Деловой центр на Октябрьской площади в г. Нижнем Новгороде) и Григорьева Е.И., Муллаяров С.В., Форостянова Т.Х. (школа № 80 на улице Пушкина в г.Иркутске). Казалось бы, какая богатая география, какое разнообразие жанров! Одна незадача - построены все эти объекты были в конце 90-х годов прошлого века и уже не раз становились лауреатами престижных архитектурных наград.
Скажем, жилой дом на улице Хачатуряна, чей запоминающийся силуэт из четырех соединенных цилиндров оживил ландшафт Отрадного, получил премию "Хрустальный Дедал" еще в сентябре 2001 года. Теннисный центр на Рублевском шоссе, изящный минималистский проект Александра Асадова, не раз отмечался "Золотым сечением". А архитектор Виктор Быков за свой деловой центр был удостоен первого места в рейтинге нижегородской архитектуры по итогам аж 2000 года! Единственной относительно свежей работой и до сих пор почти незамеченной критиками среди всех выдвинутых союзами является станция "Аннино" Серпуховско-Тимирязевской линии Московского метрополитена (руководитель авторского коллектива - А.Ю.Орлов). Она была открыта в декабре 2001 года, но до сих пор часть ее посетителей составляют те, кто приезжает сюда не домой и не на работу, а просто полюбоваться: среди всех недавно сданных и еще строящихся станций "Аннино", пожалуй, остается самой любопытной с точки зрения архитектуры. Она решена в эдакой космической стилистике: ее круглый кассовый зал напоминает летающую тарелку, будка дежурного по станции - капсулу для приземления космонавта, а через изящные сферические плафоны на потолке так и хочется разглядеть звезды. Это, и правда, станция будущего: она расположена недалеко от пересечения Варшавского шоссе и МКАД, где сейчас есть всего нескольких высоток да наркологическая больница, но Правительство Москвы планирует построить по соседству новый автовокзал и именно под него зарезервировало южный выход со станции, сейчас закрытый, но полностью готовый. А вот Центр современной архитектуры на этот раз показал себя не слишком современным. Его фаворитом считается проектировщик Михаил Хазанов, которого выдвинули на Госпремию за мемориальный комплекс "Катынь". Это очень выразительный и политически корректный проект, лавры за который Михаил Хазанов с удовольствием собирал несколько лет, например, в мае 2001-го комплекс был удостоен премии "Золотое сечение", а чуть позже включен под номером один в коллекцию проектов 1990-х годов Музея архитектуры. Однако сейчас архитектор активно трудится над реконструкцией Большого театра и только что выиграл международный конкурс на лучший проект здания московской мэрии в ММДЦ "Сити". Справедливости ради назову и второго "выдвиженца" ЦСА - здание Московского театра "Школа драматического искусства Анатолия Васильева" (архитектор Б. Тхор). Увы, и оно особой свежестью не отличается. Театр был официально открыт в мае 2001 года и уже не раз похвален и раскритикован за вычурную архитектуру и нестандартное внутреннее убранство. Государственную премию по архитектуре многие критики пренебрежительно называют пережитком советских времен. Мол, ее претензии на статус главной профессиональной награды обоснованны только в том смысле, что дается Госпремия по совокупности заслуг и тождественна званию "Заслуженного архитектора России". И хотя, как мы видим, каждый год на нее номинируются конкретные сооружения, награду обычно получает коллектив проектировщиков, чей общий вклад в отечественное зодчество наиболее значим. Лишь в 1996 году Госпремию получил Александр Скокан за здание Международного банка на Пречистенской набережной, но, кажется, этот случай в истории премии останется исключением. Также в рубрике:
|