Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7371) 27 марта - 2 апреля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияСлезам Москвы не верятГосстрой пытается урезонить слишком самостоятельную столицу ПЕРЕДЕЛ СОБСТВЕННОСТИАнна ВИКТОРОВА Что представляет собой современная Москва и с чем ее можно скушать? Вот так примерно формулируется вопрос, которым уже довольно долго задается Госстрой РФ - ведомство, известное своей последовательной критикой столичной градостроительной политики. Конечно, вопрос этот обсуждается сугубо кулуарно и еще долгое время не выплеснулся бы на страницы газет, если бы не первый заместитель председателя Госстроя Николай Маслов, который собрал пресс-конференцию специально для того, чтобы во всеуслышание заявить: Генплан столицы - документ несостоятельный, а объединение мегаполиса с областью - дело почти решенное. Зачем Маслову понадобилось раньше времени выносить сор из избы, нам остается только гадать. Вполне вероятно, для чиновника решающими оказались личные политические амбиции, обострившиеся в свете надвигающихся выборов. Госстрою РФ его скандальная пресс-конференция только навредила: целую неделю пресс-служба этого министерства пыталась хоть как-то сгладить эффект разорвавшейся бомбы и поясняла, что проблем политико-градостроительного толка хватает и у Москвы, и у Московской области, "а решать их надо, но постепенно и интеллигентно". Однако теперь, видимо, об интеллигентном решении придется забыть. Депутаты Мосгордумы уже подготовили обращение к Президенту РФ, в котором предлагают... упразднить Госстрой, а Госстрой, в свою очередь, лихорадочно соображает, как без лишней крови заставить столицу и область сосуществовать на благо Федерации. Уже семь десятилетий история градостроительного развития столицы и Подмосковья - это история границ между ними. В феврале 1931 года по решению Политбюро ВКП(б) Москва выделилась из состава области, получила отдельные госбюджет и планы развития. На подступах к городу возникли десятки предприятий и новых поселений. Сюда же и сама Москва начала активно вытеснять свои производства и объекты инфраструктуры. Эта зона застройки периодически поглощалась разрастающимся мегаполисом (за эти годы площадь Москвы увеличилась вчетверо) и вновь возникала у его новых границ. Сегодня в состав так называемой Московской агломерации входят не только широкий пояс жилых и индустриальных районов, но и многокилометровые "коридоры" сплошной застройки вдоль радиальных транспортных направлений. На протяжении десятилетий и город, и область интенсивно застраивали эту территорию, так что неудивительно, что именно по поводу этих земель возникало наибольшее количество споров. Для сглаживания острых углов разрабатывались многочисленные комплексные программы и проекты, но реализовать их так и не удалось. Исключением стал Зеленоград - единственный анклав столицы, созданный за ее пределами. Не получилось действовать в общих интересах и в постперестроечные годы, когда жилищные проблемы жителей Москвы и области предполагалось решить путем строительства индивидуального малоэтажного жилья: программа предусматривала только за первые десять лет переселить в Подмосковье до полумиллиона москвичей, но была сорвана, даже не начавшись. Все свелось к беспорядочному возведению особняков, которые потом были проданы по рыночным ценам. А вот территориальные тяжбы с годами становились все более ожесточенными. Область стала претендовать на столичные аэропорты, участки под сооружениями автомобильных пересечений с Кольцевой автодорогой, требуя компенсации за "ушедшие" под них... сельскохозяйственные земли. Дело дошло до того, что подмосковное руководство заговорило об обустройстве въездов в Москву и выездов из нее. В общем, ситуация только накалялась и на самом деле до сих пор никак не разрешена. Московские власти со свойственными им самоуверенностью и некоторым снобизмом полагают, что все свои проблемы решат сами, а руководители Московской области по традиции обращаются за помощью к федеральным структурам. В частности, в начале марта губернатор Борис Громов направил письмо на имя главы Госстроя Николая Кошмана, в котором пишет: "Для обеспечения баланса интересов Москвы, Московской области и федерального центра... предлагаю разработать Федеральную целевую программу развития столичного региона, где государственным заказчиком мог бы выступить Госстрой России". И вот 13 марта Николай Маслов публично заявляет о том, что премьер-министр Правительства РФ Михаил Касьянов со дня на день подпишет распоряжение о создании градостроительного совета при правительстве, в задачи которого входит подготовка согласованного градостроительного плана для Москвы и области с учетом столичных функций мегаполиса. Для Москвы это сильнейший удар - и не столько по самолюбию, сколько по многочисленным коммерческим проектам. Ведь подготовка единого для столицы и области градплана фактически означает отмену уже имеющегося Генерального плана развития Москвы. Напомним, что этот документ был разработан в 1997 - 1999 годах и собрал немыслимое количество наград и премий за свою своевременность и прозорливость. В XXI веке Москва начала жить и развиваться по положениям, записанным именно в этом Генплане, и городские власти пытались не обращать внимания на тот факт, что он до сих пор не утвержден Правительством России. Считалось, что согласование затягивается исключительно из-за лени и нерасторопности чиновников. Теперь же многочисленные инвесторы, заключившие с Москвой контракты на основе Генплана, замерли в ужасе: Госстрой РФ утверждает, что Генплан настолько несовершенен, что вообще может не быть утвержден. Будут ли признаны в этом случае уже оформленные сделки? Официальных претензий Правительства России к документу несколько. Во-первых, разработчики Генплана ориентировались на то, что к 2020 году численность жителей столицы составит от 8,2 до 9,2 миллиона человек. Но, как показали предварительные расчеты переписи-2002, уже сейчас в столице проживают около 10,5 миллиона человек. Понятно, что подобный просчет неминуемо повлечет за собой растущие очереди на жилье, пробки на дорогах, уничтожение детских площадок и скверов. Во-вторых, Москва не согласовала свой градплан с Мособластью - отсюда многочисленные суды по Шереметьево и другим объектам. Третья и, пожалуй, главная претензия федеральных властей заключается в том, что разработчики Генплана забыли зарезервировать места для федеральных структур. Госстрой РФ уже не первый год пытается пересмотреть Закон "О статусе столицы РФ" и выделить в Москве так называемые федеральные зоны, которые, естественно, перейдут в собственность государства. В прошлом году мы уже писали о том, что интересы Госстроя сконцентрированы вокруг Кремля, Белого дома и территории внутри Бульварного кольца. Стремясь облегчить жизнь федеральных чиновников и "прописать" их ведомства по самым выгодным московским адресам, Госстрой, естественно, не слишком сильно обеспокоен тем, какие последствия это переселение будет иметь для Москвы. А последствия можно прогнозировать самые неприятные: те же бесконечные автомобильные пробки, застройка последних зеленых участков в центре - в общем, переезд одного ведомства вполне сопоставим с приростом населения в миллион душ. Но Госстрой на подобные замечания реагирует просто: "Город перенаселен? Так объединим же его наконец с областью и переселим часть жителей туда!" Строго говоря, российское законодательство и без всяких поправок предусматривает возможность создания в любой точке страны федеральных зон градостроительного регулирования. До сих пор таких зон в России было только две - дамба в Финском заливе, защищающая Петербург от наводнений, и территория острова Новая Голландия и Мариинского театра в том же Петербурге. Если Госстрой добьется создания подобной зоны в Москве и параллельно подчинит столицу и область единым градостроительным правилам, от былого величия империи Юрия Лужкова не останется и следа. Но потекут ли деньги рекой в федеральный бюджет так же, как они текли в московский? И как отреагируют на эту инициативу десять миллионов москвичей? Все это вопросы без ответов. Что ж, самая привычная форма ведения реформ. P.S. Мосгордума приняла в первом чтении поправку к закону о Генплане, разрешающую при форсмажорных обстоятельствах утверждать главный градостроительный документ без одобрения федералов. В данном случае форсмажором признано "недопустимо затянувшееся ожидание реакции со стороны Правительства РФ": "Мосгордума... вправе в установленном ею порядке завершить и самостоятельно приступить к утверждению Генплана развития г. Москвы". Также в рубрике:
|