Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 12 (7371) 27 марта - 2 апреля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираПод знаком БерниниФонтан Мавров и "Звезда Америки" встретились в Маастрихте Анна ВВЕДЕНСКАЯ
В старинном голландском городе Маастрихте прошла XXVI Европейская ярмарка искусств и антиквариата (ТЕФАФ). Сегодня это не только абсолютный лидер среди ярмарок искусств, но и законодатель моды на рынке искусства, и серьезная коммерческая сила, объединяющая ведущих мировых арт-дилеров мира. Нынешняя XXVI ярмарка прошла под знаком барокко. Оно представлено великим мастером итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини (1598 - 1680). Последний homo universale, он с одинаковой легкостью творил в архитектуре и скульптуре, живописи, музыке и поэзии. Мастер выступал и в роли инженера - изобретателя и пиротехника. Со временем его картины были утрачены, забыты оперы с их блистательными декорациями и фантастические фейерверки маэстро. Однако для потомков Бернини остался величайшим скульптором и архитектором. Именно с его творчеством связано превращение Рима в сказочно прекрасный город фонтанов. В 32 года Бернини занял место ведущего архитектора собора Св. Петра и в течение 50 лет оставался центральной фигурой в изящных искусствах и градостроительстве Рима, оказав влияние на последующие поколения художников, скульпторов и архитекторов. По организаторским способностям Бернини можно сравнить, пожалуй, лишь с Рубенсом, который также обладал качествами, необходимыми для реализации больших проектов, в которых приходилось полагаться на мастерство десятков и сотен художников. Поэтому редкой удачей представляется появление на ярмарке скульптуры, изготовленной самим Бернини. Галерея Саландер-О'Рэйли представила его терракотовую модель для фонтана Мавров в южной части Пьяцца Навона в Риме, датированную 1653 годом. Ее ориентировочная цена составила 10 миллионов долларов. Любопытно, что сам Бернини получил за свою работу всего 300 скуди от папы Александра VII. В фонтане дель Моро Бернини использовал традиционные элементы - морское божество, раковину и дельфина, но все архитектурные принципы симметрии, отношения к основным композиционным массам, используемые ранее, - все оказалось в драматическом движении: дельфин, пытающийся извернуться и выскользнуть из рук Мавра в воду, напряжение мускулатуры мужского торса - это состязание между божеством и его жертвой - абсолютное новаторство. Творчество Бернини высоко ценилось современниками. Маленькие копии Мавра достаточно часто встречаются: две удачные бронзовые статуи хранятся в коллекциях в Вене и Ферраре. Серебряная копия принадлежала французскому "королю-солнце" Людовику XIV. Описать все шедевры, представленные на ярмарке, невозможно. Перед зрителями предстала вся история мирового искусства: Ян Брейгель Старший и Младший, Франческо Гуарди, Якоб Йорданс, Гойя, Фрагонар, Боннар, Дега, Грез, Матисс, Пикассо, Никола де Сталь, Алексей Явленский, Кандинский... Наряду с великими именами далекого и близкого прошлого - безымянные шедевры неолитического, месопотамского, египетского, греческого, римского и африканского искусства. Самый большой интерес вызвал раздел антиквариата. Перед взором посетителей возникали фрагменты волшебного мира: причудливые интерьеры замков и дворцов с мебелью, коврами и гобеленами, хрустальными люстрами и канделябрами, забавными безделушками. В таинственно мерцающих зеркалах словно отражались красавицы былых времен... А для современных красавиц ярмарка предлагала маленькую и неутомительную прогулку по ювелирной площади Плас Вандом, где расположились роскошные бутики: Буччеллати, Картье, Графф, Фред, Эммерль. Изделия на любой вкус и, безусловно, чрезвычайно толстый кошелек. К примеру, Графф предлагал экстравагантное ожерелье из бриллиантов в 250,60 карата или "Звезду Америки" - самый большой октогональный диамант в мире - 100,57 карата. Если же ваши глаза уставали от подобного сияния, то можно было отдохнуть душой в спокойной атмосфере манускриптов и редких книг, среди которых выделялись "Комментарии Цезаря", датированные 1480 годом. Осознав невозможность охватить взором все многообразие произведений искусства за одно посещение, истинные ценители-пилигримы покупали входной билет-абонемент на все десять дней, хотя и этот срок представлялся ничтожно малым для приобщения к великим творениям культуры. В утешение на память приходило мудрое латинское изречение "Vita brevis, ars longa!"... Также в рубрике:
|