Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43 (7402) 6 - 12 ноября 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

В ожидании экзотики

Танцевальные коллективы из Азии и Австралии в Москве

Алла МИХАЛЕВА


Сцена из спектакля К.Брюмашона "Дикие маки"

Фестиваль Dance Inversion, изменив статус и "перестав" быть европейским и американским, незамедлительно воспользовался возможностью расширить географию и включил в программу выступления танцевальных коллективов из Азии и Австралии.

Первыми из них на московскую сцену вышли танцовщики City Contemporary Dance company из Гонконга. Надо сказать, что Европа, а вместе с ней и театральная Россия все с большим вниманием и интересом всматриваются в лицо японской и китайской культуры. Одна только афиша чеховского фестиваля едва ли не наполовину состояла из спектаклей корейского, японского и китайского происхождения. Тем не менее гонконгский современный танец - абсолютно неизведанная для отечественного зрителя территория. При ближайшем знакомстве он оказался гораздо менее экзотичным, чем это могло показаться априори, и именно таким - профессионально крепким, как можно было предположить, исходя из соображения, что если в Китае, что-то делают, то делают хорошо, сочетая национальное своеобразие и мировые стандарты.

Первое отделение, включавшее три фрагмента балета хореографа Хелен Лай "Девять песен" - "Солнце и луна", "Дух воды", "В горах", снова вернуло фестиваль в русло скоростей и темпов, заданных открывавшей его канадской "Амелией". Экспрессионистски острый танец, выразительный и брутальный, создает напряженную и пугающую атмосферу тревожного сновидения-наваждения, переплетая фигуры реальных людей и духов, живых и умерших, этнографию и мифологию. Три танцевальные новеллы силой и эмоциональностью напоминают пронзительный крик, с которого, кстати говоря, и начинался спектакль. Второй балет в постановке художественного руководителя театра Вилли Цао "Ветер и Огонь Китая", повествующий о разных эпизодах жизни страны, от революции до современности, от полной потери национальных корней (через гамбургеры, пепси, джинсы и плейеры) до возвращения к ним (через медитацию и молитву), заставляет вспомнить знаменитый "Бал" Этторе Сколы. Как и в первом спектакле, традиция и яркая национальная образность здесь оказались "посаженными" на крепкий стержень европейского contemporary dance.

Австралийская труппа для России - не меньшая экзотика, чем танцовщики из Гонконга. Chunky Move ("Грубые движения") в своих спектаклях Crumpled ("Павшие духом") и C.O.R.R.U.P.T.E.D ("Искаженный") изучает возможности человеческого тела в аномальных проявлениях и в борьбе с суровой современной действительностью. В первой работе - цитирую пресс-релиз - демонстрируется "потенциал сопротивляемости тела в момент удара", а во второй - процесс "исследования поэтики искаженности, испорченности", не в смысле нравственного несовершенства, а в том значении, в каком последнее слово используется компьютерщиками для обозначения искажения информации. Нельзя сказать, чтобы это были абсолютно новые идеи для эпохи постмодернизма с ее ключевым принципом "деконструкции". Так что, если в спектаклях труппы из Гонконга сутью конфликта (без которого современный танец немыслим) было противостояние человека и природы, живого с потусторонним, то главным противником австралийского танцовщика стало его собственное тело. Это "само" оно, казалось бы, без воли исполнителя сталкивается с другими телами, чтобы затем отлететь друг от друга, как однозарядные частицы. Именно тело "сражается" с пространством и самим собой, существующим в режиме деформаций и преломлений. "Искаженный" начинается с визуальной деформации обнаженной фигуры исполнительницы, меняющей очертания в неверных лучах света и тени, а заканчивается танцем также голого танцовщика, только деформированного уже "изнутри" собственной пластикой. Здесь у артистов появляется еще один противник, огромный, нависающий над сценой экран, напоминающий огромного бумажного змея. На него проецируется черно-белое изображение загадочных узоров и фигур, вращение которых на трансформирующейся плоскости создает атмосферу напряжения и тревоги. Пластика артистов напоминает то движения поломанных кукол, то автоматизм давших сбой механических роботов; иногда становится широкой, размашистой и свободной, а потом вновь ломается запретами хореографа Гидеона Обарзанека, выставляющего всевозможные табу. Так, запрет налагается на использование рук, и артисты вступают в танцевальный поединок, "общаясь и конфликтуя" только с помощью ног. Атлетические прыжки, гимнастические кульбиты и падения, бесчисленные "физические" столкновения наряду с привычной лексикой современного танца составляют упругую и энергичную основу этой труппы. Здесь нет ни одного дуэта, напоминающего танец партнеров, - каждый существует сам по себе.

Такой же способ "партнерства" характерен и для артистов труппы Клода Брюмашона, представлявшей "Национальный центр хореографии Нанта". Выступление этой знакомой российскому зрителю компании (в 1993 году ее впервые привозил в Россию Государственный театр наций) послужило "мостиком" между новыми фестивальными впечатлениями. Показанный французскими артистами спектакль "Дикие маки" - о праве на свободу, о гордых индивидуумах, не желающих оказаться в общем ряду. В отличие от спектакля австралийских танцовщиков здесь есть подспудное стремление к гармонии и слаженности. Но дуэты "не складываются", впрочем, как и трио. Каждый танцовщик остается безнадежно одиноким. Артисты "проживают" и "пропускают" через себя это чувство "оставленности", возможно, даже богооставленности, отчего их агрессивный танец - иногда бешеный и дикий, как порыв диких животных, - кажется печальным и глубоким.

У Клода Брюмашона очень определенный почерк. Его барочно перенасыщенная хореография может нравиться или нет, но Брюмашон "культивирует" танец, развивает его возможности и истово ему служит, что, приходится признать, не слишком характерно даже для общей фестивальной картины.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ЮБИЛЕЙ

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;