Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 8 (7367) 27 февраля - 5 марта 2003г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

АНАТОЛИЙ РАВИКОВИЧ: "Если на мне поставят крест, пойду в шоферы"

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
Фото Валерия ГОРДТА


А.Равикович

Наступательное движение "нового театра" активно продолжается не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. В моде - новые имена, темы, формы, приемы. Отношение молодых коллег и молодой же публики к этим явлениям всем известно и выражается в изрядной доле восторженности. Но не менее любопытно и другое - как отражаются подобные опыты в восприятии актеров старой школы, которых вовсе не следует вычеркивать из театрального контекста России. Анатолий РАВИКОВИЧ, один из ведущих артистов Санкт-Петербургского Театра комедии, поделился собственными размышлениями и наблюдениями по поводу отечественного сценического обновления.

- Это же естественно. Ушло целое поколение театральных мастодонтов. Не будем сейчас говорить, хороши они были или плохи. Они ушли. И на их месте появляются другие люди. Я, впрочем, не настолько подробно знаком с новым театром, чтобы иметь право давать оценки. Но какие-то вещи мне кажутся общими для этих новых людей, в особенности режиссеров.

    

- Какие же?

- Они не хотят руководить театрами, я это заметил.

    

- И не скрывают этого.

- Да? Значит, так и есть. За этим стоит желание заниматься только творчеством. Это хорошо, потому что я-то знаю, сколько сил руководитель театра тратит на решение совершенно не творческих вопросов. Хотя тут есть, конечно, и минусы, поскольку каждый режиссер хочет работать только с теми актерами, которых он любит. В идеале, с теми, кого он воспитал. Но молодые эту дилемму решают в пользу независимости. Это организационная сторона.

    

- А творческая?

- Вот тут я многого не понимаю, в частности, нового взгляда на театр. Все они предпочитают малые сцены. На меня же как актера именно дыхание большого зала действует возбуждающе, вдохновляюще, как наркотик. И у зрителей, помимо их воли, возникает некая общность, они перестают стесняться друг друга в выражении своих эмоций. Причем малая форма выбирается изначально, без учета, есть в этом нужда или нет, подходит ли пьеса. Мода. Иных причин я не вижу. Или еще модно зрителей усаживать на сцене, а актерам играть в зале. И я никак не могу понять, а почему нельзя было всех разместить нормально? Что от этого изменилось? И все время ищу причину, должна же она быть. Ведь все средства, применяемые в театре, служат главной цели - раскрыть душу, ощущения режиссера.

    

- Как вам кажется, молодые режиссеры озабочены успехом у публики?

- Я думаю, что это режиссерское поколение ищет успеха не у публики, а у критики. И очень рассчитывает на фестивали. Пусть меня простят за деревенскую брюзгливость, но такие ощущения существуют. За малым, наверное, исключением. Я - человек старой школы. Я сам как зритель прихожу в театр поплакать или посмеяться, услышать и увидеть историю, эмоционально ее пережить. Это вообще в традициях русского театра. Нынешняя же режиссура во многом апеллирует к западным традициям. Там спектакль - это некое отстраненно-холодное зрелище, очень красивое, необычно оформленное, обязательно парадоксальное. А отчего возникает любовь к парадоксам? От пресыщенности. Я думаю, что критикам, утомленным многими постановками, хочется удивляться. Это естественное желание для человека, сто раз видевшего, например, "Грозу" и идущего на нее в сто первый раз. Ну, что мне сегодня покажут, чтобы не было скучно?

    

- Выбор "Грозы" как раз и не показателен для молодых постановщиков, чаще предпочитающих современный материал. Наша газета недавно приводила высказывание одного из них о том, что Чехова сегодня ставить безнравственно.

- Вот такую точку зрения я как раз могу понять. Она, может быть, слишком задиристо высказана, по-молодому эпатажно. Действительно, чем мучиться и выискивать в Чехове современные мотивы, проще взять современную пьесу и все, что ты думаешь о нынешней жизни, в спектакле выразить. В основе этого, как я понимаю, все равно лежит некая гражданская позиция: говорить о том, что меня задевает, вместе со зрителем анализировать сегодняшний день.

Но я хочу вернуться к публике. Все эти изыски, о которых я говорил, вообще лежат не в сфере зрительских интересов.

    

- Что же находится в этой сфере?

- Публика не столь изощренна, как критика. Причем так называемые "массовые зрители" не обязательно тупые люди, которые моются один раз в полгода. У них просто времени нет сто раз ходить на "Грозу". И для них очень интересным является то, что сам Островский написал. И пренебрежение вкусами обычного зрителя, вот этот снобизм, меня удручает. Мы с презрением отсекаем такое понятие, как "масскультура". Кое с чем здесь можно согласиться. Но ведь одновременно мы отсекаем и культуру демократического толка. В конце концов, Чаплин тоже не был Стриндбергом. Он очень демократичен по форме, но художник-то высочайшего уровня. Так что с трудом воспринимаемая, утонченная форма - не обязательно свидетельство того, что это и есть искусство. Это может быть и спекуляцией, и кокетством.

Я, например, не воспринимаю спектаклей Владимира Мирзоева, я его не понимаю. Мне кажется, что это типичный пример "выделывания". Или на днях я смотрел спектакль "Вертеп" нашего питерского режиссера Романа Смирнова. Не понял ничего. Что за персонажи, чего они хотят? Какая у них судьба? Пластические построения, как бы в едином стиле. Вот стиль, да. Это ценится больше всего. В общем, я брюзжу и брюзжу. Наверное, я просто старый человек и не воспринимаю идеи молодых.

    

- А вам самому доводилось с ними работать?

- Доводилось. Я работал с Виктором Крамером над спектаклем "Страсти по Мольеру". Мы прекрасно понимали друг друга, и я получил большое удовольствие от совместного творчества. Крамер тоже был абсолютно свободен, парадоксален. Но он - один из немногих режиссеров, которые сочетают в себе дерзость, некоторое неприятие старого театра и хорошую культуру. И в нашем спектакле было не просто кокетство формы, но смысл. Спектакль имел успех, мы играли его года три, потом я был вынужден отказаться от роли по состоянию здоровья.

    

- Нынешнее поколение актеров и режиссеров часто предпочитает состояние "свободного полета" пребыванию в постоянной труппе. Учитывая свой жизненный опыт, как бы вы повели себя сегодня, если бы сбросили лет тридцать?

- Я бы, наверное, поступил так. Если бы мне попался режиссер, который бы в меня как в артиста влюбился, я бы ходил за ним. Потому что это великое счастье - быть с человеком, который видит в тебе больше, чем видишь ты сам, который открывает в тебе доселе неведомые качества. Это, собственно, и есть творчество. Где бы он ни работал - в стационарном театре или ездил по городам и весям, я бы ездил следом. Какое-то время, пока не почувствовал бы, что пора переходить на другие рельсы. А такое время рано или поздно настает, "брак" не может длиться бесконечно.

И вообще, если артист бегает из театра в театр не за деньгами, а по творческим соображениям, то что в этом плохого? Я это приветствую, и мне кажется, что это приметы нашей новой жизни. Конечно, есть и всегда были такие "перекати-поле". Им совершенно не важно, кто и что ставит, зато привлекает главная роль, внимание прессы да и платят хорошо. Но правы наши классики: чем человек талантливее, тем он требовательнее к себе и своему образу жизни. Сам талант требователен всегда.

Понимаете, новое время нам вместе с неопределенностью и незащищенностью подарило и возможности. Может быть, людей бездарных эти обстоятельства пугают, но талантливых - обнадеживают.

    

- А как вы относитесь к витающей в воздухе мысли о том, что стационарный театр себя изжил и должен уступить место "свободным площадкам"?

- Конечно, что-то надо делать со стационарным театром. Это же невозможно: шестьдесят человек в труппе, из них работают двадцать, остальные мучаются сами и мучают театр. Идти им некуда. Тут единственное, что нужно, - по-человечески обойтись с этими людьми. Они же, когда начинали свою карьеру, не знали, что все так сложится. Они психологически к этому не готовы.

    

- А ведь таких актеров сотни.

- Ну что же делать? Молодые пусть идут на вольные хлеба, выкарабкиваются сами. Их же никто не выгоняет из профессии, остается возможность работать там, где ты пригодишься. Пожалуйста, ищи себе работу. А остальные? Тут государство должно позаботиться. Вот шахты закрывают, угольщикам же дают деньги или как-то их переквалифицируют. Почему бы государству не наладить подобный процесс в театре?

    

- Звучит немного утопически. А давайте представим себе утопическую и печальную картину: закрыли ваш Театр комедии. Что вы в вашем возрасте будете делать?

- Лично я пошел бы, например, в Александринку и предложил бы свои услуги. Или еще куда-то и сказал бы: "Я без работы, если понадоблюсь, имейте меня в виду". А может быть, завел бы своего театрального агента на паях еще с несколькими артистами, чтобы ему было выгодно этим заниматься. И он бы искал мне работу. Возможно, появилась бы какая-нибудь авторская передача на телевидении, допустим, "Спокойной ночи, старички". Или играл бы небольшие роли в кино. Да мало ли? Я бы, наверное, взял курс в институте, что мне уже несколько раз предлагали. Все-таки при деле. Шевелился бы. А если бы на мне везде поставили крест, то устроился бы водителем в какую-нибудь фирму. Машина у меня есть, возил бы документы или какого-то начальника.

    

- С плакатом на площадь не пошли бы?

- Нет, безусловно, нет. Хотя бы потому, что я получаю пенсию.

    

- К счастью, пока работой вы не обделены. А что в перспективе?

- Леонид Трушкин, с которым мы уже неоднократно работали вместе, в своем Театре Антона Чехова собирается ставить чеховского "Дядю Ваню". Предложил мне роль Вафли. В Театре комедии играю сейчас один спектакль, но от остальных сам отказался, потому что со здоровьем неважно. Недавно Татьяна Сергеевна Казакова, наш художественный руководитель, предложила мне к открытию Малой сцены сделать с ней спектакль по "Скучной истории" все того же Чехова. Я вообще пока не представляю, как это можно поставить и сыграть. И поэтому мне стало очень любопытно попробовать. Я согласился и сейчас с интересом этим занимаюсь.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;