Пылкий Ромео и лазерная Джульетта
РНО с Иланом Волковым и Акико Суванаи
Ольга ФИЛИППОВА
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО
 |
И.Волков |
Дирекция "эмансипированного" РНО после ухода Владимира Спивакова пообещала компенсировать непривычную для россиян многоликость творческой политики, спровоцированную отсутствием одной руководящей и направляющей дирижерской руки, будущим интенсивным, хотя и пестрым звездопадом. На прошлой неделе публике подготовили сразу два беспроигрышных сюрприза. Во-первых, за пульт встал совсем молодой дирижер, бывший ассистент Сейджи Озавы, недавно занявший пост главного дирижера ВВС Scottish Symphony Илан Волков. Во-вторых, в качестве солистки выступила Акико Суванаи - триумфатор Конкурса Чайковского 1990 года, одна из самых ярких звезд мирового музыкального мейнстрима, вдобавок играющая на легендарной скрипке "Dolphin", выполненной великим Страдивари и некогда принадлежавшей самому Яше Хейфецу.
Если считать идеалом компьютерно выверенное совершенство CD отменного качества, то игру Акико Суванаи можно назвать идеальной. Второй концерт Прокофьева в ее исполнении поражал лазерной точностью интонации, волевой концентрацией, граничащей с автоматизмом и в итоге какой-то урбанистической драматичностью, музыке Прокофьева, прямо скажем, не очень свойственной. Недостаток эмоциональности был с лихвой компенсирован во втором отделении Иланом Волковым, ярко и с видимым удовольствием продирижировавшим тремя сценами из драматической симфонии Берлиоза "Ромео и Джульетта".
 |
А.Суванаи |
Несмотря на свою молодость, Илан Волков обладает очень важным для дирижера качеством: он способен генерировать особую проникающую энергетику, в равной мере увлекающую и музыкантов в оркестре, и слушателей в зале. Под его руками довольно абстрактно программная музыка Берлиоза обретала реальные контуры одной из самых печальных и прекрасных историй о любви. В игре тембровых бликов, нежной томности лирических тем и причудливом кокетстве скерцозных эпизодов грезились узнаваемые образы, неуловимые в своей бесплотности, как отражения в воде. И казалось столь естественным, что управляет всем этим невидимым спектаклем хрупкий и вдохновенный юноша, чем-то напоминающий Ромео. Музыкант, каким-то непостижимым образом сохранивший способность играть романтическую музыку всерьез и потому заставляющий со всей искренностью поверить в правдивость романтических переживаний.