Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7365) 13 - 19 февраля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Курсив мойАНДРЕЙ ВАСИЛЕВСКИЙ: "Авторитет "Аполлона Григорьева" растет"АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮБеседу вела Анна МАРТОВИЦКАЯ
Время от Татьянина дня до Масленицы по традиции пройдет для литературной общественности в гаданиях о том, кто получит одну из самых серьезных литературных премий. Лауреатами Премии имени Аполлона Григорьева за 2002 год стали три прозаика. Это Марина Вишневецкая ("А.К.С. (опыт любви)" - "Знамя", 2002, № 11), Сергей Гандлевский ("НРЗБ" - "Знамя", 2002, № 1) и Андрей Геласимов ("Жажда" - "Октябрь", 2002, № 5). Кто из них получит главную премию - станет ясно на Масленицу. Премия имени Аполлона Григорьева была учреждена шесть лет назад Росбанком совместно с Академией русской современной словесности (АРС'С). Среди ее лауреатов - такие разные авторы, как Виктор Астафьев и Вера Павлова. Однако своей главной целью учредители премии считают не поощрение "живых классиков", но открытие новых имен и книг. В этом году на премию были номинированы 23 произведения: от романа "Лед" скандально известного Владимира Сорокина до "Легкого привкуса измены" новомодного Валерия Исхакова. Наш собеседник - президент АРС'С, главный редактор журнала "Новый мир" Андрей ВАСИЛЕВСКИЙ. - Рассказывая о нашей премии, я обычно в первую очередь подчеркиваю, что она среди литературных наград - одна из самых весомых в денежном отношении. Это в наше время достаточно важно, так как ни один писатель, даже самый коммерчески успешный, не получает в качестве гонораров подобные суммы. Конечно, я говорю о большой премии в 25 тысяч долларов, хотя и наши малые премии по 2,5 тысячи долларов каждая являются существенным подспорьем. Кроме того, с прошлого года вручается стипендия молодому литератору. Сейчас как раз идут в академии дебаты, кому же она достанется в этом году.
- Но все же деньги - это не главное. Главное, видимо, что писатель получает высшую экспертную оценку - поскольку присуждается она сообществом литературных критиков. - Действительно, и номинаторами, и членами жюри могут быть только члены Академии российской современной словесности. Сейчас их 39. Кто из них попадет в жюри, решает жребий. Мы никогда не вводим в жюри людей со стороны, скажем, известных актеров или политиков. Наша премия сугубо профессиональная, и ее шестилетняя история показала, что такие критерии, как продажи, рейтинги, успех у публики, критиков не волнуют. Они оценивают только качество текста. С их мнением, конечно, можно не соглашаться, но учитывать его надо. Что и происходит: с каждым годом авторитет Премии имени Аполлона Григорьева растет.
- В уставе академии записано, что одной из ее первостепенных задач является "повышение общественного авторитета писателя, статуса литературного критика, словесности в целом". Можно ли говорить о том, что это положение хоть как-то реализуется? - Наверное, нашим основным оружием в борьбе за общественный авторитет стала как раз премия - на другие пока банально нет средств. Напомню, премия учреждалась во время, когда в России практически не издавалось качественной серьезной литературы, а книжные прилавки были заполонены бог знает чем, и нам было очень важно вернуть стремление читать и писать "интеллектуальную" литературу. Мне кажется, свой вклад в изменение ситуации мы внесли. Другое дело, что на вопрос, можно ли прожить в России исключительно литературным трудом, в подавляющем большинстве случаев ответят "нет, нельзя". Многие члены академии пишут романы, преподают, профессионально занимаются филологией. Критиков в чистом виде не осталось, равно как и писателей. Но мы стараемся объединить тех, кто пытается быть ими. Также в рубрике:
|