Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7365) 13 - 19 февраля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЗолото тайгиПервый фестиваль кинодебютов "Дух огня" Леонид ПАВЛЮЧИК
Все привыкли, что международные киносмотры проходят обычно в тихих курортных городах - в Сан-Себастьяне, Канне, Сочи. Ну, в крайнем случае, в столицах - Берлине, Лондоне, Москве. Но учудить крупный кинофестиваль в Сибири, в далеком и неведомом даже большинству россиян Ханты-Мансийске, да еще в конце января, когда могут навалиться морозы под сорок градусов, на это мог отважиться только Сергей Соловьев, режиссер и человек рисковый. "В данном случае никакой авантюры с моей стороны не было, - рассказывает Сергей Александрович. - Со своей картиной "Нежный возраст" я попал в этот удивительный и очень современный город, в этот поразительно богатый край, где добывается более 60 процентов российской нефти, и понял, что здесь можно и нужно провести крупный международный киносмотр. Тем более что зритель в Ханты-Мансийске хорошо подготовлен: здесь проходят популярный театральный фестиваль "Чайка", фестиваль телевизионных программ "Золотой бубен", сюда часто приезжают звезды экрана и сцены. Учитывая, что средний возраст жителей края чуть больше 30 лет, подумал, что это может быть фестиваль кинематографических дебютов: пусть молодые смотрят фильмы молодых. Руководство края пошло навстречу этой нестандартной затее, не зная до конца, что из этого получится".
Получилось совсем неплохо. Во всяком случае, для первого раза. Устроители фестиваля "Дух огня" рассчитывали принять в Ханты-Мансийске около 180 гостей, приехало вдвое больше. А те, что собирались погостить денек-другой, сдавали билеты и оставались на полный срок. Даже теплолюбивые Пьер Ришар и Мишель Мерсье, хлебнувшие за три дня своего пребывания сибирской экзотики по полной программе, уезжали с неохотой. На фестивальных показах побывали более 25 тысяч человек! Для небольшого 40-тысячного города это просто рекордный показатель. Правда, часть зрителей приехала из Тюмени, Нижневартовска, Когалыма, стало быть, шум о фестивале прокатился по всей Сибири. Прокатится ли он по всему миру, как и подобает международному киносмотру? Тут пока много неясного. Говорю очевидный трюизм, но престиж любого крупного кинофестиваля зависит не от экзотического антуража в виде сибирских елей, не от заманчивых катаний на оленях и собаках, не от качества выпивки и закуски, а от уровня и качества самого кино. Хорошо, что на фестивале показали подборку российских дебютов за десять лет, хотя два главных фильма последнего времени "Змей" Алексея Мурадова и "С любовью. Лиля" Ларисы Садиловой фестиваль почему-то проигнорировал. Замечательно, что прошел студенческий форум, на который приехали начинающие режиссеры из многих стран мира, хотя победа милого, но достаточно скромного фильма "Санжыра" в постановке вгиковца Нурбека Эгена принижает масштаб этой многообещающей акции. Еще из очевидных проколов фестиваля - отсутствие по-настоящему шумных премьер. То, что Соловьев так и не явил в Ханты-Мансийске зрителям свой давно ожидаемый фильм "О любви", а на закрытии показали американский "Солярис", престижа нового смотра не поднимает. Озадачил и основной конкурс, в который из-за предфестивального цейтнота решено было брать самые громкие дебюты последних двух лет, в том числе и уже отмеченные на других киносмотрах. В этих условиях можно и нужно было собрать более качественную программу, чем та, которую довелось увидеть. Первая половина фестиваля прошла под аккомпанемент недоуменных вопросов: неужели неумелый, школярский фильм "Страж границы" Майи Вейс (Словения - Германия), экскурсионно-познавательный "Мотылек" Каприса Кеа (Таиланд - Великобритания), этнографически созерцательная "Самсара" Пала Налина (Индия - Германия), многозначительно невнятный "Секс. Ложь и Интернет" Джеда Вейнтроба (США), надуманный "Отец и сын" Якоба Бергера (Франция) - неужели это и есть лицо современного молодого кино? Где же дерзость, отвага, поиск новых путей? Где элементарная способность внятно рассказать историю, увлечь сюжетом? На этом безотрадном фоне все дружно стали пророчить победу фильму Филиппа Янковского "В движении", в котором есть хотя бы современный драйв, образная экспрессия, постмодернистская игра со "Сладкой жизнью" Феллини. Да и трудно было представить, что главный приз фестиваля (а он в Ханты-Мансийске оценен в 150 тысяч долларов!) хозяева отдадут на сторону, в чужие руки. Даже при весьма внушительном бюджете фестиваля, который губернатор края оценил в полтора миллиона долларов, такой поворот событий казался многим немыслимым. Но жюри под руководством польского классика Кшиштофа Занусси, которому, по слухам, опус Янковского-жуниора активно не понравился, в поддавки играть не стало. Тем более что под занавес фестиваля появилось несколько не то чтобы ярких, но достаточно своеобразных работ, которые все-таки спасли конкурс. Это и броская, стильная, хотя и с очевидными драматургическими провалами картина Михаила Брашинского "Гололед" (удостоена приза "Бронзовая тайга"), и добрая, сердечная психологическая драма Сандры Неттельбек "Марта может все" (приз "Серебряная тайга"), и сделанная в подкупающей документальной стилистике "Чужая земля" Эужини Янсен (специальный приз жюри). Главный приз достался чешскому фильму "Год дьявола", который, сочетая гротеск и документализм (каков коктейль?!), повествует о тех странных, неожиданных путях, которыми порой ведет человека музыка. Картина получилась серьезная, но скучновато-вязкая. Режиссер фильма Петр Зеленка, ранее обласканный за свой фильм в Карловых Варах, в Ханты-Мансийск не приехал. Но полагающиеся победителю 150 тысяч долларов ему обещали честно передать, правда, по представлении проекта нового фильма, в том числе при наличии сценария, соответствующих банковских реквизитов. "Было бы неправильно, непедагогично вручить молодому режиссеру такую крупную сумму пошлым налом, - пояснил Сергей Соловьев. Мы не для того даем эти достаточно большие деньги, чтобы победитель купил себе роскошный автомобиль или построил дачу, а для того, чтобы помочь появлению на свет еще одной талантливой картины, которая, возможно, приедет к нам на следующий фестиваль". Второй "Дух огня" состоится в Ханты-Мансийске через год, сразу после Берлинале. Также в рубрике:
|