Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7365) 13 - 19 февраля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияСтандартный вопросБольшинство выпускников детских школ искусств не в состоянии поступить в училище ОБРАЗОВАНИЕАнна СЕЛИВАНОВА
Уважаемая редакция газеты "Культура"! К вам обращается заместитель директора по учебно-воспитательной работе детской музыкальной школы № 14 города Уфы, мой стаж работы в этой должности 37 лет, мои родители, тоже музыканты, работали в сфере музыкального образования в школах и музыкальном училище республики. Так что о становлении музыкального образования я знаю не понаслышке. Многие корифеи, гениальные музыканты и педагоги трудились над созданием музыкальной педагогики России, которая выкристаллизовывалась из массы систем и направлений. И сейчас, когда российская музыкальная педагогика признана во всем мире, имеет устоявшуюся методику, дающую возможность творческого развития детей, именно сейчас чье-то (простите) непрофессиональное решение относит детские музыкальные школы к дополнительному образованию, тем самым лишив музыкальные школы своего места в системе музыкального профессионального образования. Мы все (преподаватели музыкальных школ) верим, что при решении подобных вопросов приглашаются консультанты-профессионалы, так почему же появилось такое непрофессиональное решение, почему Министерство культуры России, потратившее в свое время столько сил на становление музыкальных школ России и организацию учебного процесса, так спокойно отдает ДМШ в сферу самодеятельности, тем самым делает шаг назад в развитии музыкального образования. Музыкальные школы с нетерпением ждали принятия закона "О дополнительном образовании". Но закон отдан на доработку, а решение по тарифным ставкам уже есть, и там музыкальные школы уравнены с кружками и имеют соответственно низкие тарифные ставки. Музыкальные школы являются частью профессионального музыкального образования, и самый ответственный и трудоемкий процесс становления музыканта-профессионала должен быть отнесен в систему образования наравне со средними школами. Не кажется ли вам, что решение о передаче музыкальных школ в систему дополнительного образования напоминает вырубленные виноградники? Процесс необратимый, на восстановление нужны десятилетия. А на восстановление такого пробела в эстетическом воспитании потребуется эпоха.
С.А.ЗАХАРОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДМШ № 14 г.Уфы, заслуженный работник РБ Малыш, вдохновенно играющий на скрипке или сосредоточенно смешивающий краски на палитре, - отрада для любого родителя. Во все времена среди юных скрипачей и художников находятся "подающие надежды", и некоторые из них, подрастая, решают эти надежды оправдать. В этом случае музыкальная или художественная школа становится стартовой площадкой для профессионального служения искусству. Однако даже при наличии больших способностей поступить в художественное училище или вуз по окончании школы искусств совсем непросто: уровень начальной подготовки, как правило, не удовлетворяет требованиям приемной комиссии. "Из всех абитуриентов, закончивших художественную школу, - говорит И.Лапишев, заместитель директора по учебной работе Московского академического училища памяти 1905 года, - поступить к нам могут только лучшие из лучших. В основном же, конечно, ни знаний, ни навыков ребятам не хватает". По словам преподавателей факультета технического дизайна одного из московских вузов, выпускники художественных школ, активно занимавшиеся свободным творчеством, в большинстве своем не владеют элементарными навыками рисования. Многие студенты первого курса, чтобы справиться с учебными заданиями, вынуждены дополнительно заниматься с репетиторами. И дело здесь не в недостатке способностей, а в отсутствии хорошей начальной подготовки. По мнению заместителя директора Российской академии музыки им. Гнесиных Н.Соловьевой, наиболее остро эта проблема стоит в региональных школах искусств, выпускники которых когда-то составляли золотой фонд специальности "Инструменты народного оркестра". Впрочем, и в столице дело обстоит не вполне благополучно. Неудовлетворение высших и средних специальных учебных заведений качеством начального образования абитуриентов часто отражается в их стремлении ковать студенческие кадры самостоятельно. При вузах и училищах открываются школы, а порой даже дошкольные подготовительные отделения. По мнению представителей Министерства культуры, уровень образования в детских школах искусств снижается год от года. Однако для предъявления претензий нет никаких оснований. "Повлиять на ситуацию очень трудно, - считает заместитель начальника Департамента науки, образования и развития социально-культурной инфраструктуры С.Мураталиева, - поскольку правовая основа деятельности школ искусств сегодня фактически отсутствует". Речь идет о том, что в соответствии с Законом "Об образовании" ДМШ, ДХШ и подобные им учреждения относятся к сфере дополнительного образования, не предусматривающего никаких общегосударственных стандартов. А на нет, как известно, и суда нет. Чтобы создать условия для контроля, необходимо изменить систему координат, что уже не первый год предлагает сделать Минкультуры. "Мы считаем, что детские школы искусств следует отнести к основному образованию, - говорит г-жа Мураталиева. - Возможно, стоит ввести термин "общее художественное образование". Во всяком случае, детским учреждениям, которые занимаются начальной профессиональной подготовкой, что, кстати, противоречит закону, должны предъявляться четкие требования. Тогда и сертификат, выдаваемый ими выпускникам, будет иметь какое-то значение". Первый шаг в этом направлении недавно был сделан. Минкультуры удалось убедить Минобразования в необходимости утвердить стандарт для хореографических школ. Однако, судя по всему, на этом дело и закончится. "Начиная вновь эту старую дискуссию, наши коллеги из Министерства культуры опять демонстрируют юридическую безграмотность, - говорит советник Управления воспитанием и дополнительным образованием детей и молодежи Ирина Калиш. - Предложение перевести школы искусств в область начального профессионального образования вообще лишено оснований. Во-первых, по закону такое образование прежде всего должно быть всеобщим и бесплатным. Но всем известно, что в ДМШ и ДХШ дело обстоит иначе. Во-вторых, сертификат, выдаваемый учреждениями начального профессионального образования, должен удостоверять право на трудовую деятельность, что тоже неприменимо к выпускникам школ искусств. Что касается стандартов, то весомых аргументов в пользу их принятия мы пока не видим". Действительно, говорить о единых требованиях к дополнительному образованию, к которому относятся не только школы искусств, но и станции юных техников, кружки при школах и ЖЭКах и т.д., бессмысленно. Кроме того, целью всех перечисленных учреждений согласно Типовому положению "О дополнительном образовании" вовсе не является подготовка будущих профессионалов. "Для повышения качества образования у школы искусств есть большие возможности, - считает И.Калиш. - Нужно разрабатывать более эффективные программы и использовать индивидуальный подход. А для особо одаренных учащихся необходимо открывать специальные отделения, продлевая обучение до момента поступления в училище или вуз". Те, о ком спорят представители министерств, имеют свой взгляд на сложившуюся ситуацию. "Мне приходилось бывать во многих музыкальных школах, - рассказывает Александр Герман, директор ДМШ № 8 им. А.Островского. - Уровень подготовки действительно очень разный - от откровенно низкого до вполне достойного. Но, по моему мнению, срочно и повсеместно вводить стандарты не имеет смысла - они все равно не будут работать. Хотя неплохо было бы ввести дифференциацию, выделив школы искусств в отдельную сферу дополнительного образования и контролировать их деятельность. Тогда, быть может, в будущем реализовалась бы идеальная ситуация, в которой преподаватель, с одной стороны, занимается самовоспроизводством, а с другой - дает профессиональное образование будущим непрофессионалам". Этой точки зрения придерживаются многие преподаватели школ, с которыми мне удалось побеседовать. Большинство из них считает, что жестко привязывать образовательный минимум начального образования к требованиям следующего образовательного уровня нецелесообразно, поскольку эти требования определяются спецификой того или иного учебного заведения и не могут быть унифицированы. Многие преподаватели согласились с тем, что для желающих по окончании школы продолжить образование необходимо создавать специальные классы, что и делается в некоторых московских ДМШ и ДХШ. Однако поскольку пока число учеников в таких классах ограничено, берут туда далеко не всех желающих. И это, по мнению многих педагогов, неправильно, ведь, даже если подросток не столь талантлив, чтобы мечтать о профессиональной стезе в области искусства, отказывать ему в возможности лишний год учиться музыке или живописи ни в коем случае нельзя. Что касается преподавателей художественных училищ и вузов, они не отказались бы иметь четкое представление о содержимом того "багажа", с которым сегодня выпускники покидают стены школ искусств. Это и понятно - гораздо лучше заранее знать стартовые условия, чем обнаруживать их в процессе обучения. Однако и они не считают своевременным перевод школ искусств на рельсы допрофессиональной подготовки путем введения строгих стандартов для всех учащихся. "Конечно, в идеале стандарт необходим любому образовательному учреждению, - считает Наталья Соловьева, - но разрабатывать его нужно с учетом того, что происходит сегодня в средней школе. Недавно утвержденный общеобразовательный стандарт в области "Искусство" совершенно не соответствует количеству отведенных часов, и это печальный пример. Что касается специальных профессиональных классов в музыкальных и художественных школах, то такой вариант возможен. Однако, на мой взгляд, гораздо эффективнее может быть развитие системы подготовительных курсов при высших и средних специальных учебных заведениях. Но и о ней можно говорить только в контексте общего образования". Действительно, при неподъемной учебной нагрузке в средней школе серьезно готовиться к поступлению в художественный вуз на подготовительных курсах сегодня под силу только человеку с отменным здоровьем. Приведем лишь один пример: в стандарте общего образования на предметную область "Искусство" отводится 35 часов, на "Технологию", проще говоря "труд", - 245. Ничего удивительного в этом нет, поскольку одной из первоочередных задач средней школы сегодня признается подготовка выпускников к реальной жизни. "Технология" поможет научиться готовить, чинить электроприборы, а заодно получить основы какой-либо профессии - например, фитодизайнера или кадрового агента. Про то, что делать тому, кто к 15 годам твердо решил посвятить себя искусству или другому виду деятельности, требующему колоссальных затрат времени и сил, стандарт умалчивает. От редакции. Статус и уровень образования в детских школах искусств - одна из самых болезненных проблем постсоветского образования. Газета приглашает к дискуссии всех, кого беспокоит эта тема. Также в рубрике:
|