Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7365) 13 - 19 февраля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полоса"Норд-Ост". Сто дней после драмыНаталья ШАДРИНА
Возобновление мюзикла "Норд-Ост" - тот редкий по нынешним временам случай, что заставляет чувствовать неловкость из-за того, что уму и сердцу трудно дается пафос. С одной стороны, это и зримое, и символическое воплощение победы. С другой - слишком горький привкус ощущается у этой победы, чтобы рефлексия отступила перед романтическим чувством. Стимулировать его можно, перечитав "Двух капитанов". (Рецепт, конечно, не универсальный - там вовсе нет иронии, а это все-таки деморализует.) Чего бы неромантического уже ни довелось узнать из родной истории - ну взять хотя бы для самого скромного примера своеобразный характер легендарного летчика Ч., а роман способен свести на нет всякий скепсис и заставить преисполниться патриотизма. Может быть, и потому, что нет в нем никакого самодовлеющего советского пафоса. А есть до невероятности привлекательные герои, романтики и путешественники, которым во все времена доверяет Каверин историю страны, и нить, протянувшаяся от одного капитана к другому, обеспечивает ее непрерывность. Раз уж настал у нас век мюзикла, разумеется, мы неизбежно должны были создать собственный, незаемный спектакль. Идея взять за основу каверинский роман была куда как хороша. Ибо все сошлось в одной точке - любовь, коварство, и светлые идеалы, и лихо закрученный сюжет, и возможность совершить приятный экскурс в собственную историю - для кого ностальгический, а для кого экзотический. Неудивительно, что эта идея осенила именно Георгия Васильева и Алексея Иващенко (не испугавшись ли нескромных параллелей, дали они своему проекту другое название, тоже, впрочем, весьма символическое?) - двух бывших географов, романтиков-бардов, наделенных предпринимательской жилкой и продюсерским чутьем, позволившим им спеть лебединую песню и нашего прошлого, и нашего нового века. Патриотический мюзикл стал не только первым своим, но и первым утвердившим западный принцип показа нон-стопом. Нон-стоп - это было интересно. А бомбардировщик в натуральную величину, ежевечерне садившийся на сцену (сначала это был главный манок рекламы), обеспечил экзотике победу над ностальгией. Тем более что, в общем, не было секретом, что потенциальный зритель свою историю изучал не по Каверину и тот сам для него нуждается в рекламе. Спектакль вышел любопытный. Завораживающий фантастической смесью во всю мощь явленного технического прогресса, ненатужного актерского энтузиазма и такой безыскусной прелести своего музыкального и режиссерского решения, что порой она начинает казаться прелестью хитрой. Здесь то ли просто шутят, то ли сами посмеиваются над своими шутками, то ли на самом деле считают, что дают приметы времени, то ли набрасывают легкие карикатуры на них (например, на "расшифрованного" легендарного летчика Чкалова) и как-то безоглядно создают дистанцию уж совсем огромного размера между главными героями и окружающей их жизнью. Впрочем, нет сомнения в том, что авторы решили и в шутку и всерьез поговорить о самом главном и нашли душевный отклик у публики. Бомбардировщика на рекламных щитах сменила love story - "История любви"... А вот теперь туда попала и "История страны". Она явилась на Дубровку незваной и непрошеной 23 октября прошлого года. "Норд-Ост" пережил страшное испытание, но не дал себе погибнуть. И длинным списком, начиная с Президента Владимира Путина, благодарит в своей программке всех, кто ему помог уцелеть. Почти несть числа организациям и физическим лицам, что приняли участие в его судьбе. Диапазон пожертвований - от 9 рублей до 50 тысяч американских долларов. Спектакль не просто возродился из пепла, он был еще и усовершенствован. У него должен появиться второй вариант - для показа на гастролях по России. Его ждут в Болгарии. Но самым трудным было просто начать его играть на Дубровке. Москва отремонтировала Театральный центр на пять с плюсом - он стал лучше, чем был. И главное - стал другим. Появились новые проходы в зрительном зале, изменилась нумерация кресел, цвет их обивки. Была поставлена парадоксальная задача - ничто не должно было напоминать, в то время как мюзикл сам по себе уже являлся напоминанием. Был проведен телефонный опрос москвичей - 84 процента высказались за возобновление, а вот о желании посетить мюзикл люди говорили уже весьма уклончиво. В первый момент потрясло показавшееся не очень уместным обещание продюсеров обменять билет по принципу "один к двум" бывшим заложникам. Вроде бы сказано уже: на место преступления тянет преступника, а не жертву. Не так все просто: кое-кто из заложников, как оказалось, визит на Дубровку считает лучшим средством для своей окончательной психологической реабилитации. "Норд-Ост" действительно стал историей страны и ее символом. Функции символа он начал выполнять еще до своего возобновления. На Дубровку, например, приезжал японский премьер-министр, на нее стали наезжать свадебные кортежи. Символ - особая роль, и играть ее непросто. Но еще труднее заставить публику осознать, что эта роль все-таки не единственная. Хотя, надо думать, со временем все встанет на свои места. Ведь жуткий трехдневный телевизионный нон-стоп уже не будет вспоминаться так отчетливо. Мюзикл еще только начинает свой повторный разбег, и потому пока в фойе вас встречают собаки, обученные выискивать бомбы, и на спектаклях дежурят бригады врачей из Института им. Склифосовского. Самое интересное, что это вовсе не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. Очевидно, сказываются уроки родной истории. Также в рубрике:
|