Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7365) 13 - 19 февраля 2003г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеХраните деньги в чемоданах"Поймай меня, если сможешь" Стивена Спилберга КИНОАнастасия МАШКОВА
Не так давно в нашей стране был проведен литературный конкурс - на лучший рассказ о деньгах. Одна из идеологов проекта, писательница Татьяна Толстая, справедливо сетовала в предисловии к сборнику рассказов-лауреатов: почему наши классики, да и современники тоже, почему вся российская словесность столь упорно пренебрегает темой денег? Почему, положим, никто из них не "опустился" до того, чтобы объяснить народу смысл ипотеки или механизм действия фальшивых авизо? Наши творцы, судя по этому сборнику, к теме отнеслись без особого вдохновения, хоть и маячил в финале приз, а сверх того - публикация под твердой обложкой. Ответ пришел совсем не оттуда, откуда обычно ожидалось: Стивен Спилберг снял картину, повествующую о финансовых и прочих махинациях в США 60-х годов. Главный герой картины Фрэнк Эбэгнейл в течение шести лет обналичил гигантские суммы в банках с помощью нескольких несложных финансовых схем. Между прочим, Фрэнк Эбэгнейл - реальное лицо, а одним из этапов его выдающейся карьеры стала книга мемуаров. Права на нее купил, естественно, Спилберг.
Понятно, какое это отдохновение для режиссера: после футуристических декораций "Искусственного разума" и "Особого мнения" погрузиться в мягкое ретро и традиционный стиль. Если в "Особом мнении" полиция будущего была способна вычислить не только любое совершенное, но и любое потенциальное убийство, пресечь на корню сам преступный замысел, то в "Поймай..." перед мастером как будто бы россыпь детских игрушек. А Спилберг никогда не скрывал, что в глубине души он всегда остается ребенком. Вот юный Фрэнк (Леонардо Ди Каприо) умоляет выдать ему деньги с подаренной отцом чековой книжки, хотя на ней всего двадцать пять долларов, а сумма, ему потребная, куда больше. Аргументируя тем, что папа и мама скоро придут, а надо успеть на поезд или книжку там купить... Но это только начало. Вот он подделывает чеки авиакомпании "PAN AM" с помощью... символики компании, изображенной на игрушечных сувенирных самолетиках. Вот он вникает в тонкости банковской системы, разводя молоденькую кассиршу "на слабо" (считается, что парень просто ждет девушку с работы, дабы пригласить ее на ужин). А вот под видом корреспондента школьной газеты выведывает у одного из боссов "PAN AM" сленг пилотов, негласные и гласные порядки, все те железные правила и неуловимые тонкости, по которым функционирует банковская составляющая американского аэрофлота... Вот он с помощью нескольких элементарных ходов приобретает форму пилота уже означенной компании. А уж для того, чтобы проникнуть в самолет на откидное место в пилотской кабине (типа, ну подвезите, ребята!), требуется только обаяние и нахальство. В главной роли - Ди Каприо, и комментарии излишни. Он слегка приподнялся как актер, здорово возмужал... Но какое же перспективное вложение режиссера и продюсера Спилберга: миллионы поклонниц Лео повзрослели, но никуда не изчезли. В конце концов дотошный фэбээровец Хэнрэтти (Том Хэнкс) выходит на след Фрэнка. Знаете как? В один прекрасный момент он узнает, что для своих, так сказать, псевдонимов неуловимый преступник выбирает имена героев популярных комиксов. Эврика! Искали матерого рецидивиста, а следовало вычислить всего-навсего подростка, сбежавшего из дому. К тому моменту Фрэнк понял, что службы правопорядка крепко сели ему на хвост, и решил "повзрослеть". Он стал сначала врачом "Скорой помощи", потом женихом одной из медсестер, дочери крупного юриста, потом выдерживает экзамен на звание юриста... Но как! А все очень просто. Фрэнк внимательно изучает фильмы и сериалы "по теме". Вот Клуни, например, научился же мерить давление после того, как приступил к съемкам в "Скорой помощи"... После "Поймай меня..." одни зрители наверняка задаются вопросом: а не породит ли подобное кино многочисленных продолжателей в нашей стране, тем более что Россия с ее банковской системой наверняка заметно отстала от тех интернетовских полей битвы, на коих орудуют самый знаменитый хакер всех времен и народов Кэвин Митник и ему подобные. Другие копают глубже: а стоит ли так доверять банкам вообще? Ведь всегда есть щелочка, некий наглый и хитроумный обаяшка или нерадивая кассирша, например, или более хитрый способ, по вине которых ваш трудовой рубль-доллар-евро просочится в карман мошенника. (В Японии, например, дошли до того, что стали красть экскаваторы и с их помощью "бомбить" банкоматы). Фрэнк Эбэгнейл, тот свои деньги хранил в чемоданах. А если б повезло ему подольше, наверняка бы на матрасы перешел. И все-таки "Поймай меня, если сможешь" нельзя свести к симпатичному ретроэкскурсу в историю финансовой Америки. Или, вернее, в историю Америки вообще, в те ее времена, когда доллары не были виртуальными, вместо банкоматов - милые толстушки, да и "все мы были такими молодыми" и читали комиксы... Фильм такой наивный и "натуральный", потому что герой его, даже два героя - наивный полицейский и юнец-вор, - абсолютно конгениальны самому Мастеру. Человек, которому никогда не надоест снимать фильмы о том, что лучшие минуты своей жизни всякий, даже самый виновный, преступный и самый ничтожный из нас, переживает, будучи "человеком на своем месте". А место работы, а чемоданы денег - дело наживное. Равно как и смена декораций с виртуальных на натуральные. Также в рубрике:
|