Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 10 (7418) 11 - 17 марта 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираГосподь терпел и нам велелНовая лента о Христе покорила Америку Катя МИЛОВИДОВА
Американские зрители не очень жалуют иностранные фильмы - им лень читать титры (фильмы в США не дублируются). Для усиления эффекта достоверности Мел Гибсон снял фильм "Страсти Христовы" на арамейском - языке проповедей Иисуса, римляне говорят у него по-латыни. Но даже это не помешало американцам валом повалить в кинотеатры. Фильм побил рекорд по сборам в американском прокате, - за пять дней собрав 125,2 миллиона долларов. Ранее рекорд принадлежал триумфатору премии "Оскар" "Возвращению короля" - 124,1 миллиона. "Страсти Христовы" вызвали не меньшую бурю эмоций, чем лента Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа", вышедшая на экран в 1988 году. Это может показаться странным. Скорсезе экранизировал спорный роман греческого писателя Казанцакиса, в котором явственно звучали гностические мотивы, еретические с христианской точки зрения. Гибсон поставил фильм, который почти ни на йоту не отклоняется от текста Евангелия. А страсти вокруг него разыгрались вовсе нешуточные. За 15 лет изменилось очень много. Тогда шок вызвала неканоническая трактовка образа Спасителя, сейчас - буквальное прочтение библейского текста. В массовой культуре нынче принято подсмеиваться над верой и набожностью, и подробный пересказ страстей Христовых звучит непривычно. С одной стороны, целые приходы дружно маршируют на киносеанс, с другой - люди, подрастерявшие веру, приходят в ужас от жестокости, которая царит на экране. Гибсон снял кино на собственные деньги, потратив 30 миллионов долларов. Это верный знак того, насколько важен был для него фильм. Американцы понимают это особенно хорошо - для них вложить в дело большие деньги, значит, вложить в него душу. Фильм является выражением личной веры режиссера. Гибсон - католик-традиционалист, последователь кардинала Лефевра. Для него даже Папа Римский Иоанн Павел II, известный своей борьбой с католическими либералами, недостаточно консервативен. Кстати, как сообщали в Ватикане, фильм Папе понравился. Лента снята отличным оператором Калебом Дешанелем, который уже работал с Гибсоном над фильмом "Патриот". Главную роль сыграл Джеймс Кэвизел. За этим актером не числится больших кинематографических побед, но Гибсон сумел заразить его своей увлеченностью, и Кэвизел сыграл на пределе актерских и человеческих сил. В недавнем интервью он рассказывал, какие мучения ему пришлось претерпеть на съемках в зимней Италии, где он не один час провел на пронизывающем ветру в одной набедренной повязке ( см. газету "Культура" № 8 за этот год ). Сценарий написал сам Гибсон вместе с Бенедиктом Фитцджеральдом. Действие начинается со сцены в Гефсиманском саду и охватывает последние 12 часов жизни Христа. Режиссер позволил себе лишь одно отступление от евангельской истории - Иисус у него вспоминает безоблачное детство рядом с любимой матерью, прекрасно сыгранной румынской актрисой Майей Моргенштерн. Еще одна вольность - на экране время от времени возникает отвратительное существо без определенных половых признаков - дьявол. Впрочем, вольность относительная. Этот персонаж столько раз упоминается в Евангелии, что режиссер имел полное право воссоздать его образ на экране. На то кино и кино. Играет дьявола женщина - Розалинда Челентано.Основной вопрос, который обсуждается сейчас американской прессой, - является ли фильм антисемитским. Дело в том, что его выходу на экран предшествовала целая кампания, когда ряд еврейских общественных деятелей обрушился на режиссера с обвинениями в юдофобстве. У них создалось впечатление, что Гибсон возлагает на иудеев вину за распятие Христа. Споры продолжаются и после премьеры фильма. В результате он не будет показан в Израиле и, возможно, во Франции, где в последнее время усилились антиеврейские выступления. Французские прокатчики пока не решаются купить фильм. Видимо, страхи в какой-то мере оправданы. По крайней мере, некий пастор в Денвере написал на стене своей церкви после просмотра фильма антисемитский лозунг, но потом покаялся. В целом же рецензенты сходятся в том, что Гибсон не имел в виду обидеть евреев. Как пишет Ричард Корлисс в журнале "Тайм", "фильм показывает раввинов блюстителями чистоты веры и политическими интриганами. Многие евреи (но не римляне) у Гибсона относятся к Иисусу с любовью и милосердием, которые можно было бы назвать христианскими. "Страсти" настраивают против Синедриона, но против него в то время выступали многие евреи, включая Иисуса. Обвинять же фильм в антисемитизме - это все равно что называть противников иракской политики Буша врагами Америки". Другая претензия к фильму - его предельный натурализм. Гибсон воспроизводит на экране все пытки и побои, которым был подвергнут Иисус, и нисколько не щадит нервы аудитории. Уж на что современный зритель приучен к киножестокостям, но и то не выдерживает. Газеты пишут о канзасской жительнице Пегги Лоу, которая, посмотрев фильм, скончалась от инфаркта. Гибсон был и раньше замечен в пристрастии к изображению сцен насилия. В его фильме "Отважное сердце" кровь льется рекой. Однако в "Страстях Христовых" такой натурализм оправдан. Иисус претерпевает страдания без всякого сопротивления. Для мучителей у него нет ни слова порицания: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают". В фильме Гибсона есть сцена воскресения, но она не акцентирована. Детально показанные страдания подчеркивают нечеловеческое терпение Иисуса. Именно так режиссер дает понять зрителям - перед ними Бог. Также в рубрике:
|