Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7450) 28 октября - 3 ноября 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Встал из опилок несчастный, ремнями к столбу прикрепленный

"Филоктет". Центр им. Вс.Мейерхольда

ТЕАТР

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

"Право первой ночи" (то есть первый премьерный показ спектакля) было реализовано летом 2004 года в греческом городе Дельфы, на Всемирной театральной олимпиаде. "Филоктет", родившийся в недрах Центра им. Вс. Мейерхольда, к ней специально и готовился - в рамках международного Года Софокла. Хотя задача была, конечно, шире. В самом центре вот уже второй сезон осуществляется "Античная программа". Осваивается театральная эпоха "детства человечества", с которой, собственно, началась всемирная сценическая жизнь. Это освоение, имеющее целью соединить актуальное и вечное, включает в себя несколько аспектов: постановки античных пьес, мастер-классы, лекции. Ставить приглашаются не только опытные мастера, но и свои собственные магистранты. Напомним, что в центре организована совместно со Школой-студией МХАТа и при поддержке Правительства Москвы режиссерская магистратура, где обучаются молодые специалисты из стран СНГ и Балтии. Предполагается, что по окончании учебы они отправятся работать в русские театры бывших союзных республик. С нынешнего же сезона, когда вступил в действие созданный при СТД Центр по поддержке русскоязычных театров стран СНГ и Балтии, "трудоустройство" магистрантов обретает конкретное воплощение. Им уже предлагаются постановки, где можно будет применить новоприобретенную и продвинутую московскую школу. Но вернемся в эпоху до нашей эры.

В рамках "Античной программы" мейерхольдовцы выпустили софокловского "Эдипа", которого поставил с магистрантами в роли артистов режиссер Алексей Левинский. Затем с ними же знаменитый грек Теодорос Терзопулос осуществил постановку "Персов". И наконец, возник "Филоктет" в постановке режиссера Николая Рощина, снискавший на дельфийской олимпиаде шумный успех.

Н.Рощин - особая фигура в рядах нашей молодой режиссуры. В то время как его прагматичные коллеги уверенно ставят классику на прославленных академических сценах, охотно работают с актерскими звездами, готовы мгновенно адаптировать новую идею к проверенным, традиционным нуждам очередной пригласившей их труппы, Рощин упорно сочиняет свой собственный театральный мир. Автор "Короля-оленя" в РАМТе и "Школы шутов" в Центре им. Вс. Мейерхольда, этот режиссер и в "Филоктете" продолжает обитать в однажды облюбованной им среде. Правда, раньше это был мир Средневековья, а ныне привелось отъехать по времени далеко назад. Но образная природа осталась прежней. Влюбленный в Брейгеля и Босха Рощин погружает своих героев в сумрачный, диковатый мир, смешивает изобразительную эстетику старинных полотен, рисунков и скульптур с нашим сегодняшним представлением о той далекой жизни. Он обязательно подразумевает здесь некую тайну, некую ритуальность с привкусом мракобесия, с долей особого юмора, с жаждой окунуться в нечто первозданное, не отмытое современной цивилизацией. Рощин сочиняет мистерии - с преисподней, с богом из машины, со страшными метафизическими предметами и звуками, с коллективными, непсихологизированными действиями персонажей. Кому-то это очень нравится, кого-то раздражает, но природная мощная энергетика такой театральности признается всеми.

"Филоктет" - зрелище короткое, всего на час. Длиннющая пьеса Софокла потеряла в процессе усекновений бессчетное количество не только перипетий, но и мотивировок. У автора есть благородный, дважды обманутый Одиссеем греческий воин Филоктет, есть не менее благородный Неоптолем, сын Ахилла, который устыдился своего обмана и сказал Филоктету правду. Надо ехать в Трою, ибо без чудодейственного Филоктетова лука, подаренного Гераклом, грекам никак не одолеть троянцев. А поскольку лук поддерживает силы больного, всеми брошенного Филоктета, честный Неоптолем просит героя отправиться под Трою вместе со своим оружием. Но, гневаясь на очередной обман коварного Одиссея (тот хотел лук забрать, а Филоктета бросить), герой упорствует. И тогда появляется deus ex machina (бог из машины), в данном случае Геракл, и говорит ему: "Надо ехать!". В финале пьесы есть даже надежда, что, выполнив воинский долг, Филоктет будет излечен богами от своего недуга. Этот deus ex machina принципиален для Софокла - автора, в чьих сочинениях власть рока уже не так всесильна, а инициатива простого смертного, пусть и с божественной подачи, напротив, весьма повышается в цене. Однако в завораживающем рощинском действе все эти акценты едва слышны. Не долг, не благородство и не патриотические интересы становятся темой спектакля, а сам мир древних ахейцев, темный, жестокий, порабощенный стихиями. Не столь важно, какими - природными, божественными или военно-политическими. Злосчастная нога Филоктета с незаживающей от змеиного укуса раной персонифицируется в отдельное действующее лицо - огромный, как обломок древней колонны, муляж. Сам герой (Дмитрий Волков) "забыт" на острове до такой крайней степени, что просто зарыт в опилки, откуда ахейцы извлекают его как археологическую древность. Его божественная связь с Геракловым луком представлена физически: герой распят на нем, как на некоем подобии креста. Функция бога из машины, который есть в спектакле, не смысловая, а скорее визуальная. Да и не бог вовсе, восседающий на причудливой конструкции, которую при желании можно назвать машиной, появляется в вышине. Напротив, это Одиссей (Иван Волков) военачальник, то есть власть вполне земная. Приказы отдает он. А Геракл идет в проходе между креслами, ступает не по небу, а по полу и вещает к тому же на родном корейском языке, ибо играет его кореец Чо Ха Сок. Так что пафос Софокла здесь не то чтобы совсем ни к чему, но и не очень-то актуален. И рефрен, повторяемый хором: "В мире не действия всем правят, а слова", который у Софокла подразумевает важность честного диалога и искреннего убеждения, у Н.Рощина скорее - красивая магия звуков. Магии вообще предостаточно и в сумрачной энергии света, и в бронзовом отливе полуобнаженных тел, и в скульптурной выразительности поз, и в невероятных тембрах голосов, и в сочетании барабанных ударов со странным смычковым звуком.

Сценография придумана самим режиссером, музыкальное оформление - актерами Дмитрием и Иваном Волковыми. И то и другое - стильно, изобретательно. "Филоктет" - еще один весьма энергичный и яркий опус рощинского мистериального театра. Театра отчетливо авторского. Автор же Софокл, родившийся в Колоне в 496 году до н.э., явился нам здесь всего лишь как импульс к творчеству.

Также в рубрике:

ТЕАТР

МУЗЫКА

САЛОН

ВЫСТАВКА

КИНО

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;