Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7450) 28 октября - 3 ноября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеВстал из опилок несчастный, ремнями к столбу прикрепленный"Филоктет". Центр им. Вс.Мейерхольда ТЕАТРНаталия КАМИНСКАЯ
"Право первой ночи" (то есть первый премьерный показ спектакля) было реализовано летом 2004 года в греческом городе Дельфы, на Всемирной театральной олимпиаде. "Филоктет", родившийся в недрах Центра им. Вс. Мейерхольда, к ней специально и готовился - в рамках международного Года Софокла. Хотя задача была, конечно, шире. В самом центре вот уже второй сезон осуществляется "Античная программа". Осваивается театральная эпоха "детства человечества", с которой, собственно, началась всемирная сценическая жизнь. Это освоение, имеющее целью соединить актуальное и вечное, включает в себя несколько аспектов: постановки античных пьес, мастер-классы, лекции. Ставить приглашаются не только опытные мастера, но и свои собственные магистранты. Напомним, что в центре организована совместно со Школой-студией МХАТа и при поддержке Правительства Москвы режиссерская магистратура, где обучаются молодые специалисты из стран СНГ и Балтии. Предполагается, что по окончании учебы они отправятся работать в русские театры бывших союзных республик. С нынешнего же сезона, когда вступил в действие созданный при СТД Центр по поддержке русскоязычных театров стран СНГ и Балтии, "трудоустройство" магистрантов обретает конкретное воплощение. Им уже предлагаются постановки, где можно будет применить новоприобретенную и продвинутую московскую школу. Но вернемся в эпоху до нашей эры. В рамках "Античной программы" мейерхольдовцы выпустили софокловского "Эдипа", которого поставил с магистрантами в роли артистов режиссер Алексей Левинский. Затем с ними же знаменитый грек Теодорос Терзопулос осуществил постановку "Персов". И наконец, возник "Филоктет" в постановке режиссера Николая Рощина, снискавший на дельфийской олимпиаде шумный успех. Н.Рощин - особая фигура в рядах нашей молодой режиссуры. В то время как его прагматичные коллеги уверенно ставят классику на прославленных академических сценах, охотно работают с актерскими звездами, готовы мгновенно адаптировать новую идею к проверенным, традиционным нуждам очередной пригласившей их труппы, Рощин упорно сочиняет свой собственный театральный мир. Автор "Короля-оленя" в РАМТе и "Школы шутов" в Центре им. Вс. Мейерхольда, этот режиссер и в "Филоктете" продолжает обитать в однажды облюбованной им среде. Правда, раньше это был мир Средневековья, а ныне привелось отъехать по времени далеко назад. Но образная природа осталась прежней. Влюбленный в Брейгеля и Босха Рощин погружает своих героев в сумрачный, диковатый мир, смешивает изобразительную эстетику старинных полотен, рисунков и скульптур с нашим сегодняшним представлением о той далекой жизни. Он обязательно подразумевает здесь некую тайну, некую ритуальность с привкусом мракобесия, с долей особого юмора, с жаждой окунуться в нечто первозданное, не отмытое современной цивилизацией. Рощин сочиняет мистерии - с преисподней, с богом из машины, со страшными метафизическими предметами и звуками, с коллективными, непсихологизированными действиями персонажей. Кому-то это очень нравится, кого-то раздражает, но природная мощная энергетика такой театральности признается всеми. "Филоктет" - зрелище короткое, всего на час. Длиннющая пьеса Софокла потеряла в процессе усекновений бессчетное количество не только перипетий, но и мотивировок. У автора есть благородный, дважды обманутый Одиссеем греческий воин Филоктет, есть не менее благородный Неоптолем, сын Ахилла, который устыдился своего обмана и сказал Филоктету правду. Надо ехать в Трою, ибо без чудодейственного Филоктетова лука, подаренного Гераклом, грекам никак не одолеть троянцев. А поскольку лук поддерживает силы больного, всеми брошенного Филоктета, честный Неоптолем просит героя отправиться под Трою вместе со своим оружием. Но, гневаясь на очередной обман коварного Одиссея (тот хотел лук забрать, а Филоктета бросить), герой упорствует. И тогда появляется deus ex machina (бог из машины), в данном случае Геракл, и говорит ему: "Надо ехать!". В финале пьесы есть даже надежда, что, выполнив воинский долг, Филоктет будет излечен богами от своего недуга. Этот deus ex machina принципиален для Софокла - автора, в чьих сочинениях власть рока уже не так всесильна, а инициатива простого смертного, пусть и с божественной подачи, напротив, весьма повышается в цене. Однако в завораживающем рощинском действе все эти акценты едва слышны. Не долг, не благородство и не патриотические интересы становятся темой спектакля, а сам мир древних ахейцев, темный, жестокий, порабощенный стихиями. Не столь важно, какими - природными, божественными или военно-политическими. Злосчастная нога Филоктета с незаживающей от змеиного укуса раной персонифицируется в отдельное действующее лицо - огромный, как обломок древней колонны, муляж. Сам герой (Дмитрий Волков) "забыт" на острове до такой крайней степени, что просто зарыт в опилки, откуда ахейцы извлекают его как археологическую древность. Его божественная связь с Геракловым луком представлена физически: герой распят на нем, как на некоем подобии креста. Функция бога из машины, который есть в спектакле, не смысловая, а скорее визуальная. Да и не бог вовсе, восседающий на причудливой конструкции, которую при желании можно назвать машиной, появляется в вышине. Напротив, это Одиссей (Иван Волков) военачальник, то есть власть вполне земная. Приказы отдает он. А Геракл идет в проходе между креслами, ступает не по небу, а по полу и вещает к тому же на родном корейском языке, ибо играет его кореец Чо Ха Сок. Так что пафос Софокла здесь не то чтобы совсем ни к чему, но и не очень-то актуален. И рефрен, повторяемый хором: "В мире не действия всем правят, а слова", который у Софокла подразумевает важность честного диалога и искреннего убеждения, у Н.Рощина скорее - красивая магия звуков. Магии вообще предостаточно и в сумрачной энергии света, и в бронзовом отливе полуобнаженных тел, и в скульптурной выразительности поз, и в невероятных тембрах голосов, и в сочетании барабанных ударов со странным смычковым звуком. Сценография придумана самим режиссером, музыкальное оформление - актерами Дмитрием и Иваном Волковыми. И то и другое - стильно, изобретательно. "Филоктет" - еще один весьма энергичный и яркий опус рощинского мистериального театра. Театра отчетливо авторского. Автор же Софокл, родившийся в Колоне в 496 году до н.э., явился нам здесь всего лишь как импульс к творчеству. Также в рубрике:
|