Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7450) 28 октября - 3 ноября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЧто "секс", что "КПСС" - везде не хватает страстиО чем пишут молодые ПОКОЛЕНИЕАнна МАРТОВИЦКАЯ Четвертый Форум молодых писателей России (ФМПР) прошел в подмосковных Липках 17 - 22 октября. Его программа уже успела стать традиционной: полторы сотни участников со всей России занимаются на семинарах и мастер-классах, посещают лекции и кинопросмотры. Не меняется и цель форума - предоставить молодым литераторам возможность знакомства и общения с признанными мастерами и друг с другом. Ведь именно из дискуссий и публичных чтений рождается то трудноуловимое, но совершенно необходимое творческое, энергетическое пространство, которое зовется литературной средой. С тем, что в российскую литературу пришло новое поколение, сегодня уже никто не спорит. Оно не стиснуто жесткими рамками цензуры и не обременено опытом проживания в советском государстве. Среди участников четвертого форума преобладали люди, родившиеся в начале 1980-х годов, и для них слово "перестройка" - синоним детства, в котором маленькие семейные радости были гораздо важнее смены политического режима. Какие они - современные молодые литераторы? О чем думают и пишут? Пожалуй, для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, нет мероприятия более подходящего, чем ФМПР. "Их произведения на удивление свободны и многогранны, - говорит президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов, один из инициаторов проведения ФМПР. - Интересные работы приходят к нам из самых отдаленных регионов страны, и это особенно отрадно. Но, с другой стороны, мы видим, что не всем в мире рыночной экономики уютно живется и легко пишется. Мы своей программой пытаемся помочь молодым писателям выйти из вакуума, помочь реализоваться, ввести их в атмосферу творческой жизни, способствующей развитию отечественной литературы в целом". Ну что же, мы действительно живем в неуютном мире, который, если судить по произведениям молодых, определяют войны, терроризм и насилие. О Чечне сегодня пишут не только юноши, но и девушки. Бытовые проявления войны выплескиваются далеко за пределы ареала боевых действий и, увы, наносят не менее страшный ущерб душам детей и взрослых. Описания войны не раз становились предметом дискуссий и публичных, и кулуарных. Прозаик из Краснодара Александр Карасев, для творчества которого тема войны чрезвычайно актуальна, сформулировал основную проблему так: "Молодым писателям необходимо понимать, что на войну отправляются люди не со стальным блеском в глазах, в краповом берете, увешанные оружием и накачанные, как мы это часто видим в современном кино. Это обычный человек, который жил так же, как живем все мы: ходил на работу, ездил в транспорте, любил, был счастлив, испытывал какие-то горести, и вот он оказался на войне - что чувствует он, что с ним там происходит? И самое главное, что будет с ним, когда он оттуда вернется? Не потеряем ли мы поколение молодых людей? Вот это представляется мне главным. На мой взгляд, писатели, пишущие о войне, делают две характерные ошибки: слишком романтизируют "горячие точки" или, наоборот, до предела сгущают кровавые краски". Другой полюс литературы молодых - интимные отношения. Мало кто из созревающих душой и телом людей не думает "об этом", а теперь, когда "об этом" принято писать, молодежь старается переплюнуть старшие поколения в смысле откровенности и вседозволенности. Как остроумно заметил главный редактор журнала "День и ночь" Роман Солнцев: "Раньше через слово ставили "КПСС", теперь "секс". Даже если употреблять слово "секс" часто, текст от этого не становится более страстным. И так же, как "КПСС" в прошлом веке, вызывает лишь смущение у нормальных людей. Все от бедности языка и отсутствия культуры чувств". Правда, о наличии старшего поколения в литературе осведомлены далеко не все начинающие писатели. Удивительно, но многие руководители мастер-классов отмечали до обидного узкий читательский кругозор пишущих, почти поголовное незнание современной литературы. Я сама была свидетелем разговора между руководителем семинара и пятнадцатилетним автором из Нижнего Новгорода. "Что вы читаете, молодой человек?" - поинтересовался маститый прозаик. Его юный коллега пожал плечами и сообщил: "Долгое время вообще не читал, неинтересно мне это как-то было, а сейчас увлекся Стивеном Кингом". Отсутствием образованности объясняется и некритическое отношение авторов к собственному тексту, бедность и искусственность языка и сюжета. О том, что сюжеты зачастую перекликаются с известнейшими книгами русской классики, говорить и вовсе странно, но еще более странно, что молодой автор об этом даже не догадывается... И как тут не вспомнить бородатый анекдот про чукчу-писателя, а не читателя! На форуме не раз упоминалось сочетание "женская проза". Кому-то оно успело набить оскомину, для кого-то является самым страшным оскорблением, но факт остается фактом: на карте литературной России появляется все больше женских имен. Татьяна Бек, как никто другой понимающая двусмысленность деления литературы на "м" и "ж", предложила использовать придуманный Виктором Ерофеевым термин "женский автор". Так вот, именно "женский автор" по дерзости и остроте если и не обгоняет на форуме "мужского автора", то идет с ним ноздря в ноздрю. Молодые писательницы, как правило, сосредотачиваются на быте, пресловутой женской доле, но умеют над этим бытом приподняться и заговорить о том, что принято называть "высоким" и "вечным". "Я бы сформулировала основную тему этих произведений как кризисное положение женщины в современном обществе, когда прежние механизмы взаимодействия между полами исчерпаны, а новые буксуют и сублимируются в уродство", - говорит Татьяна Бек. О том, что молодые авторы находятся в чрезвычайно трудной творческой и экономической ситуации, на каждом форуме говорится очень много. Он, собственно, для того и придуман, чтобы эти проблемы хоть как-то попытаться решить. Понятно, что писателем станет лишь тот, кому это предназначено судьбой и талантом, и "царских путей" в литературе, как в геометрии, нет. Но, безусловно и то, о чем писал Лев Озеров: "Талантам надо помогать..." Сотрудничество с толстыми журналами, являющимися соорганизаторами встреч в Липках, как правило, заканчивается публикациями лучших произведений, присланных на форум, наиболее перспективным прозаикам дают стипендии и премии, их приглашают на книжные ярмарки и литературные вечера. И они благодарны организаторам форума за то, что смогли на неделю поменять привычную суету на литературные дебаты, почувствовать себя писателями и - что, может быть, самое важное - читателями. Также в рубрике:
|