Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1 (7161) 14 - 20 января 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноКАРЕН ШАХНАЗАРОВ: "Есть пророки в моем "Отечестве"Записала Лидия КРЫМОВА После финансового кризиса "Мосфильму" в очередной раз предрекали скорую кончину. Директор киностудии Карен ШАХНАЗАРОВ, не так давно занявший этот пост, разводил руками: что будет дальше - предсказать невозможно. Время внесло свои коррективы: "Мосфильм" выжил, но его будущее... также неопределенно. У киностудии нет денег на съемки новых картин!- Несмотря на вызванные финансовым кризисом многочисленные трудности, "Мосфильм" на этот раз все-таки выстоял. На сегодняшний момент в монтажно-тонировочном периоде находятся восемь картин. Очевидно, в начале марта они уже появятся на экранах. У нас возникла такая идея: провести в 1999 году мини-фестиваль новых мосфильмовских картин. Полагаю, это серьезная акция в эпоху нынешнего малокартинья. Программа новых картин нашей студии весьма любопытна. Очень интересны фильмы Валерия Приемыхова "Кто, если не мы", "Кадриль" Виктора Титова, телевизионная картина "Судья в ловушке" старейшего кинематографиста Сергея Колосова. Последняя, кстати, является едва ли не первой картиной в мире, которая целиком и полностью снята по законам компьютерной графики - в условиях виртуальных декораций. Удивительно, что такую трудоемкую и новую для нашего кинематографа работу взвалил на себя наш ветеран. Если экспериментируют молодые - это явление можно считать обычным; когда же за подобное дело берутся люди многоопытные и даже пожилые, то думаешь о том, как они решились на такое. Уникальная студия компьютерной графики Сергея Баженова, на которой производилась эта картина, пока не имеет аналогов ни в России, ни в Европе. Так что в этом отношении мы пока если не "впереди планеты всей", то, по крайней мере, в авангарде. Кстати, эту программу фильмов начинал Владимир Досталь, так что все лавры от предстоящего успеха картин я присваивать не намерен. Ситуация в отечественном кинематографе в целом не так плоха, как может показаться первоначально. Мы планировали снять пятнадцать картин, а сделали восемь, но, что греха таить, могло быть куда хуже. (Для сравнения: в прошлом году "Мосфильм" не произвел ни одного фильма, хотя и предоставлял всевозможным телевизионным и кинематографическим заказчикам собственную производственную базу). Предугадать заранее то, что будет с нами в обозримом будущем, невозможно. Каков будет для "Мосфильма" 1999 год? Никто не знает. Так же, как никто не может предположить наверняка, какие перемены произойдут в России. Что же касается вопросов запуска новых фильмов на киностудии, то об этом пока не приходится мечтать. Планов действительно громадье - талантливые авторы пока, к счастью (или несчастью?), не перевелись, - но у нас нет денег на съемки! Страшно себе представить, но в новом году мы не можем запустить в производство ни одной картины. Я рассматриваю возможность потенциального запуска в процентном отношении как тридцать к семидесяти. Мы вынуждены ждать погашения долгов и счастливого будущего- Золотая коллекция фильмов нашей киностудии по-прежнему любима многими поколениями российских телезрителей и потому прекрасно востребуется телевизионщиками. Но долги, к сожалению, погашаются последними крайне нерегулярно, от случая к случаю. А ведь если в один прекрасный момент мы получили бы все причитающиеся "Мосфильму" деньги, то по крайней мере могли бы запустить две-три новые картины. Кстати, от "телевизионных долгов" реально страдают и наши кинематографисты: дело в том, что определенный процент из этих денег идет на авторские выплаты. Для большинства моих коллег эти деньги просто необходимы, так как являются порой едва ли не единственным источником дохода. Вот и получается зачастую так: фильмы регулярно демонстрируются на телевидении, а создатели этих картин, нередко пожилые и весьма именитые, в это же самое время могут просто сидеть без денег. Повторяю: в этом нет вины администрации "Мосфильма". Мы вынуждены ждать - и этих денег, и лучшего будущего для российского кино. Сегодня сам факт, что "Мосфильм" жив, нас радует. Люди работают, свет есть, зарплата какая-никакая выплачивается своевременно (в ближайшее время попробуем ее как-то индексировать), налоги мы платим регулярно. Я смотрю телевизор и практически каждый день в программах новостей вижу репортажи о том, как закрываются предприятия, народ оказывается без работы и далеко за чертой бедности. Так что ситуация на "Мосфильме", очевидно, еще не самая плачевная. Засилье убогой кинопродукции на телеэкране и видео- На мой взгляд, большая часть экранной продукции, широко рекламируемая и предлагаемая российским телезрителям и потенциальным потребителям видеопродукции, однообразна, убога, непрофессиональна и вредна. Я все чаще убеждаюсь в том, что в самое удобное, скажем, вечернее время по телевизору смотреть нечего. Как правило, это средняя западная продукция (чаще - американская), отличающаяся крайней невзыскательностью с точки зрения художественного вкуса. Следует признать, что американский кинематограф - настоящий монстр развлекательной индустрии, и шедевры американского кино действительно известны всему миру. Но в любой национальной кинематографии риск снять плохое кино всегда существует. Печально, что именно эти фильмы в изобилии представлены на нашем телевидении и видеорынке. Кстати, мое последнее сильное киновпечатление родом из Вены, где я побывал на кинофестивале. Это историческая английская картина пакистанского режиссера "Элизабет", сделанная на высоком художественном уровне. Фильм завоевал популярность во всем мире, у нас же я о нем пока ничего не слышал. А "Титаник" и "Армагеддон", так лихо разрекламированные в России, меня, например, оставили равнодушным. Мировой кинематограф неизменно совершенствуется: каждый год производятся десятки интересных, профессионально сделанных в разных странах картин. Но наш массовый зритель, к сожалению, по-прежнему обделен. Рядовой зритель никогда, очевидно, не увидит лучшего из того, что может предложить мировой кинематограф. И если раньше причины этого явления были, скорее, идеологические, то теперь - экономические. Мы покупаем то, что дешевле и, очевидно, негоже другим, более цивилизованным странам. Российский зритель сегодня обречен на некачественное кино, непрофессиональную, низкопробную кинопродукцию. Мне могут возразить: "Вам хочется Феллини, а народу нужно то, что попроще". Я вовсе не призываю демонстрировать исключительно "кино для снобов". Ради Бога, давайте, что попроще, но уж такое, чтобы не унижало нашего зрителя! Почему мы обречены смотреть какую-то кинематографическую жвачку сразу по всем каналам? Обидно. Ведь, по идее, телевизионных каналов у нас довольно много, а на практике они идентичны, как близнецы-братья. И еще одна проблема: мне, например, совершенно непонятно, почему такая замечательная картина, как "Четыреста ударов" Франсуа Трюффо (одна из кассовых картин своего времени, общепризнанный шедевр) показывается в час ночи? Кто будет смотреть фильм, который заканчивается в три часа? Причем здесь речь идет об ОРТ, одном из наиболее профессиональных каналов с точки зрения кинопоказа. К проблеме российского кинопоказа- Что касается мосфильмовской коллекции и наших фильмов на телевидении, то также легко заметить, что в реальности постоянно востребуются всего шестьдесят - семьдесят названий. Существует масса хороших, но почему-то невостребованных картин. У меня возникло ощущение, будто представители телевизионных каналов работают весьма странно, я бы даже сказал - непрофессионально. Им известны названия тех или иных картин - они их и заказывают. Я не вижу за этим ни политики определенного канала, ни какой бы то ни было концепции, ни реального программирования показов. Выбирая ту или иную картину, заказчик иногда многозначительно сообщает: у этого фильма хороший рейтинг! Но что есть рейтинг? Я прекрасно знаю, как они складываются и как подтасовывается вся эта информация. Поэтому не доверяю никаким рейтингам. Кстати, если послушать самих телевизионщиков, то представители любого канала также дружно борются за пальму первенства в своей отрасли и почти всегда уверены: наш рейтинг выше! Смешно! Культура на грани выживания- Во всем мире сейчас огромен интерес к кино. Я довольно много поездил по разным странам со своей последней картиной "День полнолуния" и видел массу кинотеатров, буквально набитых людьми. Они спрашивали лишний билетик у входа, стояли в очередях, шумно обсуждали увиденное, пристрастно следили за всеми фестивальными просмотрами. Их интересовали не просто кинематографии разных стран, как таковые, но все возможные художественные направления. Мне кажется, это серьезный показатель, и потому вопросы о том, долгая ли жизнь еще отмерена этому искусству, по крайней мере, нелепы. Тем не менее в России сейчас неимоверно сложное время для культуры и искусства. Мы переживаем период какого-то тотального хаоса, страдаем от отсутствия некой художественной идеи, которая смогла бы объединить культуру. Там, где нет идеи, определенного стиля времени, - нет и искусства. На мой взгляд, сегодня российские кино, театр и литература находятся приблизительно в равных условиях - на грани выживания. Поэтому сложно сказать, наследуются ли сегодня в российском кинематографе традиции старых мастеров. Очевидно, это случается нечасто. Тем более что в кино за последнее время пришло множество дилетантов, не обремененных, к сожалению, ни образованием, ни какой бы то ни было внутренней культурой. А может быть, проблема еще в том, что нам когда-то безумно хотелось оторваться от традиций. Итогом стали разочарование и хаос. Следует признать, что в идеале любая культура непременно должна опираться на традиции. В них - накопленный опыт, ее основа и шанс совершенствоваться в дальнейшем. Поэтому я полагаю, что появление общественно-политического движения "Отечество" было исторически обусловлено и сейчас действительно возникли надежды на то, что Россия способна найти пути спасения собственными внутренними силами. Не бредя понуро, как заметил Солженицын, по внешним указаниям, внушениям, не прося подачек и не предавая наших внуков вечной долговой яме. Главная цель организации - повышение жизненного уровня наших граждан. Осуществление задач, которые ставит перед собой "Отечество", естественно, потребует консолидации здоровых сил общества, высокой степени усилий и политической воли граждан. Это работа на долгие годы и, одновременно, на каждый день. И здесь каждому нужно непременно начать с себя, своей отрасли производства. Также в рубрике:
|