Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 51 (7459) 30 декабря - 12 января 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Не спи - заколдуют!

"Сон в летнюю ночь" в Большом театре

НОВОГОДНИЕ ПРЕМЬЕРЫ

Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото автора


Ю.Гребенщикова и Н.Цискаридзе в сцене из спектакля

В Большом театре наконец-то дождались Джона Ноймайера, состоялась премьера его балета "Сон в летнюю ночь". Несмотря на декабрь, летнее название совсем небессмысленно. Действие шекспировской пьесы происходит в ночь на Ивана Купалу, почти день в день летнего солнцестояния, а московская премьера совпала с солнцестоянием зимним, да еще и в канун католического Рождества. Если бы не наваждение гриппов и ангин, театр блеснул бы тремя составами, так как в сентябре балет начала репетировать почти вся труппа и на каждую даже маленькую роль выписывалось по четыре исполнителя, а за афишные партии намечалась борьба.

К середине декабря определился один надежный состав, за исключением роли садовника Лизандра, на которую Ноймайер пригласил солиста своего театра Ивана Урбана - станцевать три премьерных спектакля. Изнуренные ежедневными прогонами без замен, артисты несколько сбились с ритма и не передали первому премьерному дню должной праздничной эйфории. Зато второй и третий спектакли прошли очень гармонично и почти приблизились к ноймайеровскому идеалу.

"Сон в летнюю ночь" - один из первых балетов Ноймайера так называемой "большой формы". Как когда-то Григорович пришел в Большой выметать пережитки драмбалета, так Ноймайер, танцуя в кордебалете штутгартской труппы Джона Кранко, раздражался постоянными "простоями" на сцене, в уме заменял скучные вальсирующие па энергичными батманами и, как только получил собственную труппу в Гамбурге, начал строить свои балетные замки - огромные, но гораздо более функциональные, чем у Кранко. С университетской скамьи навсегда завороженный богатством мира шекспировских пьес, хореограф не устает без слов интерпретировать английского классика. Для "Сна" он придумал настоящую музыкальную феерию - соединил в одной партитуре романтика Мендельсона, авангардиста-электронщика Лигети и "Музыкальные автоматы наших дедушек" (традиционную шарманку).

Ноймайер знал, где и для кого он ставит балет - в Гамбурге и для немцев. Соединяя музыку двух гамбургских лидеров (в Гамбурге родился Мендельсон и до сих пор живет и работает венгерский эмигрант Дьердь Лигети), хореограф сделал красивый реверанс городу, который подарил ему театр, и привлек на свою сторону поклонников современной музыки. Хотя с премьеры прошло почти тридцать лет, это взаимодействие трех миров - музыкальных и реальных - завораживает зрителя. И еще выигранная хореографом схватка с классической формой, когда в дивертисментном акте главные герои сидят к зрителям спиной и смотрят разыгрываемый перед ними балет - примитивный, но едко сатирический "Спартак" по мотивам стихов Овидия. Заложник театра, Ноймайер в любом сюжетном балете устраивает "театр в театре" - это часть его фирменного стиля. Потом ремесленники-актеры убираются прочь, и действие как ни в чем не бывало возвращается в ампирный XIX век - Ипполита склоняется перед Тезеем, как Жозефина перед Наполеоном на картине Жака Луи Давида. Знатоки видят, с чем играет Ноймайер - он адаптирует "Спящую красавицу" Петипа к нашему времени, но не через сюжет, а через форму. Его феи сбрасывают пачки, облекаются в серебристые трико, но не теряют при этом своей сказочной своевольности.

Скорее всего, Ноймайер увидел потенциал сильного кордебалета Большого и выбрал из своих 130 балетов именно "Сон", чтобы эти девочки и мальчики однажды проснулись звездными феями и эльфами, а хореографа называли бы первооткрывателем. Так и произошло. "Сон" идет во многих труппах мира, но именно в Большом театре мир эльфов во главе с отличными танцовщиками, выбранными Ноймайером из-за их особой стати - Нелли Кобахидзе, Юлией Гребенщиковой, Каримом Абдуллиным, - должен был стать и стал особенным. Стройные феи, ловко рисующие батманами и арабесками авангардный рисунок, стали фантастической фреской (свет в балете ставил сам Ноймайер) для дуэтов главных героев - Оберона, Титании и Пэка. Юрген Розе соорудил для спектакля три дерева с листочками из хрустящего прозрачного материала. Когда выходят диковинные боги, повелители лесного царства, и начинают ссориться - хрустят листики деревьев, сверкают молнии, нагнетают звучание органы Лигети.

Знаток мифологии, Ноймайер умеет обставить выходы олимпийцев. Именно в этот момент начинается история артистов Большого театра, их проба на стиль хореографа. Ни Светлана Захарова, ни Николай Цискаридзе таких откровенных золотых костюмчиков еще не надевали - в них видна работа каждой мышцы и осязаем каждый вздох. Очень волнительное перевоплощение премьеров, но эти артисты безграничны. Захарова, как и полагается феминистке Титании (одно из имен богини Дианы), играла роскошными линиями, упивалась своей божественной пластикой. Цискаридзе страстно увлекся позами Оберона, ни на минуту не выходил из роли, с удовольствием властвовал в лесном мире, контролируя исполнение шекспировского сюжета. А усталость добавила центральному дуэту холодноватой неги, которую только боги могут себе позволить даже в момент ярости. Другим исполнителям предстоит много работать, чтобы достичь такой концентрации красоты, которую показали Захарова и Цискаридзе. Ян Годовский идеально подошел на роль Пэка. Он сыграл комедийного интеллектуала-неудачника из английского кинематографа, у которого все валится из рук, но в итоге благополучно справляющегося с важными заданиями.

Очень к лицу нашим балеринам пришелся ампирный стиль мира аристократов. Не зря Жан-Доминик Энгр так любил рисовать заезжих русских красавиц в платьях с высокой талией. Мария Александрова - Гермия и Нина Капцова - Елена живо сыграли двух характерных барышень, следуя желанию Ноймайера - показать в этой пьесе разнообразие человеческих нравов. Балеринам повезло с партнерами. Александрова вышла с Иваном Урбаном, гамбургским премьером, который всегда выделяется невероятным сценическим натурализмом и искренностью игры. Это был его звездный дебют в Большом, хотя в Москве о нем помнят со времен его отъезда в Гамбургский театр. За десять лет Ноймайер поставил на Урбана несколько балетов, ввел в весь гамбургский репертуар, так что Большой театр увидел замечательного артиста - живого носителя ноймайеровского стиля в одной из лучших его ролей. Тонкие, мягкие линии Урбана контрастировали с офицерской выправкой Деметрия - Владимира Непорожнего. Терцет героев-любовников показался на редкость гармоничным.

"Сон" приобретен в репертуар Большого на два года, в конце этого сезона он переедет на Новую сцену. В ближайших спектаклях, которые будут в январе, выйдут новые исполнители, спектакль обживется на нашей сцене и станет более близким оригиналу.

Также в рубрике:

НОВОГОДНИЕ ПРЕМЬЕРЫ

МУЗЫКА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;