Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 51 (7459) 30 декабря - 12 января 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеНе спи - заколдуют!"Сон в летнюю ночь" в Большом театре НОВОГОДНИЕ ПРЕМЬЕРЫЕкатерина БЕЛЯЕВА
В Большом театре наконец-то дождались Джона Ноймайера, состоялась премьера его балета "Сон в летнюю ночь". Несмотря на декабрь, летнее название совсем небессмысленно. Действие шекспировской пьесы происходит в ночь на Ивана Купалу, почти день в день летнего солнцестояния, а московская премьера совпала с солнцестоянием зимним, да еще и в канун католического Рождества. Если бы не наваждение гриппов и ангин, театр блеснул бы тремя составами, так как в сентябре балет начала репетировать почти вся труппа и на каждую даже маленькую роль выписывалось по четыре исполнителя, а за афишные партии намечалась борьба. К середине декабря определился один надежный состав, за исключением роли садовника Лизандра, на которую Ноймайер пригласил солиста своего театра Ивана Урбана - станцевать три премьерных спектакля. Изнуренные ежедневными прогонами без замен, артисты несколько сбились с ритма и не передали первому премьерному дню должной праздничной эйфории. Зато второй и третий спектакли прошли очень гармонично и почти приблизились к ноймайеровскому идеалу. "Сон в летнюю ночь" - один из первых балетов Ноймайера так называемой "большой формы". Как когда-то Григорович пришел в Большой выметать пережитки драмбалета, так Ноймайер, танцуя в кордебалете штутгартской труппы Джона Кранко, раздражался постоянными "простоями" на сцене, в уме заменял скучные вальсирующие па энергичными батманами и, как только получил собственную труппу в Гамбурге, начал строить свои балетные замки - огромные, но гораздо более функциональные, чем у Кранко. С университетской скамьи навсегда завороженный богатством мира шекспировских пьес, хореограф не устает без слов интерпретировать английского классика. Для "Сна" он придумал настоящую музыкальную феерию - соединил в одной партитуре романтика Мендельсона, авангардиста-электронщика Лигети и "Музыкальные автоматы наших дедушек" (традиционную шарманку). Ноймайер знал, где и для кого он ставит балет - в Гамбурге и для немцев. Соединяя музыку двух гамбургских лидеров (в Гамбурге родился Мендельсон и до сих пор живет и работает венгерский эмигрант Дьердь Лигети), хореограф сделал красивый реверанс городу, который подарил ему театр, и привлек на свою сторону поклонников современной музыки. Хотя с премьеры прошло почти тридцать лет, это взаимодействие трех миров - музыкальных и реальных - завораживает зрителя. И еще выигранная хореографом схватка с классической формой, когда в дивертисментном акте главные герои сидят к зрителям спиной и смотрят разыгрываемый перед ними балет - примитивный, но едко сатирический "Спартак" по мотивам стихов Овидия. Заложник театра, Ноймайер в любом сюжетном балете устраивает "театр в театре" - это часть его фирменного стиля. Потом ремесленники-актеры убираются прочь, и действие как ни в чем не бывало возвращается в ампирный XIX век - Ипполита склоняется перед Тезеем, как Жозефина перед Наполеоном на картине Жака Луи Давида. Знатоки видят, с чем играет Ноймайер - он адаптирует "Спящую красавицу" Петипа к нашему времени, но не через сюжет, а через форму. Его феи сбрасывают пачки, облекаются в серебристые трико, но не теряют при этом своей сказочной своевольности. Скорее всего, Ноймайер увидел потенциал сильного кордебалета Большого и выбрал из своих 130 балетов именно "Сон", чтобы эти девочки и мальчики однажды проснулись звездными феями и эльфами, а хореографа называли бы первооткрывателем. Так и произошло. "Сон" идет во многих труппах мира, но именно в Большом театре мир эльфов во главе с отличными танцовщиками, выбранными Ноймайером из-за их особой стати - Нелли Кобахидзе, Юлией Гребенщиковой, Каримом Абдуллиным, - должен был стать и стал особенным. Стройные феи, ловко рисующие батманами и арабесками авангардный рисунок, стали фантастической фреской (свет в балете ставил сам Ноймайер) для дуэтов главных героев - Оберона, Титании и Пэка. Юрген Розе соорудил для спектакля три дерева с листочками из хрустящего прозрачного материала. Когда выходят диковинные боги, повелители лесного царства, и начинают ссориться - хрустят листики деревьев, сверкают молнии, нагнетают звучание органы Лигети. Знаток мифологии, Ноймайер умеет обставить выходы олимпийцев. Именно в этот момент начинается история артистов Большого театра, их проба на стиль хореографа. Ни Светлана Захарова, ни Николай Цискаридзе таких откровенных золотых костюмчиков еще не надевали - в них видна работа каждой мышцы и осязаем каждый вздох. Очень волнительное перевоплощение премьеров, но эти артисты безграничны. Захарова, как и полагается феминистке Титании (одно из имен богини Дианы), играла роскошными линиями, упивалась своей божественной пластикой. Цискаридзе страстно увлекся позами Оберона, ни на минуту не выходил из роли, с удовольствием властвовал в лесном мире, контролируя исполнение шекспировского сюжета. А усталость добавила центральному дуэту холодноватой неги, которую только боги могут себе позволить даже в момент ярости. Другим исполнителям предстоит много работать, чтобы достичь такой концентрации красоты, которую показали Захарова и Цискаридзе. Ян Годовский идеально подошел на роль Пэка. Он сыграл комедийного интеллектуала-неудачника из английского кинематографа, у которого все валится из рук, но в итоге благополучно справляющегося с важными заданиями. Очень к лицу нашим балеринам пришелся ампирный стиль мира аристократов. Не зря Жан-Доминик Энгр так любил рисовать заезжих русских красавиц в платьях с высокой талией. Мария Александрова - Гермия и Нина Капцова - Елена живо сыграли двух характерных барышень, следуя желанию Ноймайера - показать в этой пьесе разнообразие человеческих нравов. Балеринам повезло с партнерами. Александрова вышла с Иваном Урбаном, гамбургским премьером, который всегда выделяется невероятным сценическим натурализмом и искренностью игры. Это был его звездный дебют в Большом, хотя в Москве о нем помнят со времен его отъезда в Гамбургский театр. За десять лет Ноймайер поставил на Урбана несколько балетов, ввел в весь гамбургский репертуар, так что Большой театр увидел замечательного артиста - живого носителя ноймайеровского стиля в одной из лучших его ролей. Тонкие, мягкие линии Урбана контрастировали с офицерской выправкой Деметрия - Владимира Непорожнего. Терцет героев-любовников показался на редкость гармоничным. "Сон" приобретен в репертуар Большого на два года, в конце этого сезона он переедет на Новую сцену. В ближайших спектаклях, которые будут в январе, выйдут новые исполнители, спектакль обживется на нашей сцене и станет более близким оригиналу. Также в рубрике:
|