Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 51 (7459) 30 декабря - 12 января 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Чудо света

В ММДМ прошла инаугурация нового органа

Аркадий ПЕТРОВ
Фото Юриса ВУЛИСА


Новый орган ММДМ

Еще тогда, когда Дом музыки существовал лишь в виде архитектурного проекта, в него решили встроить орган. Даже два - один в Большом (ныне Светлановском) зале, другой в Камерном. В Камерном зале вскоре установили орган-позитив. В Светлановском же решили воздвигнуть нечто невероятное. По своим размерам (высота 14 метров, вес 300 тонн), по техническим и звуковым параметрам, по дизайну новый орган должен был оказаться самым большим в России и одним из крупнейших в мире, а его величественный фасад - стать архитектурной доминантой зала. Предполагалось, что это будет "инструмент XXI века", сконструированный по последнему слову техники, с использованием компьютеров и позволяющий давать программы любого жанра и стиля. Московское правительство выделило на строительство уникального органа два миллиона евро.

В декабре 2000 года был объявлен тендер. Лучшие зарубежные фирмы представили свои проекты. Победил консорциум двух немецких фирм - "Глаттер-Гётц" и "Клайс", имеющих в мире "органостроения" самую высокую репутацию. Дизайном нового инструмента занимался архитектор Грэм Тристрам из Эдинбурга. Орган построили в Германии, затем разобрали на составные части и отправили в Москву на четырех большегрузных машинах. Потом несколько месяцев собирали вновь: прямо на сцене Светлановского зала шла электросварка, пилили и клеили деревянные детали, монтировали конструкции. Пять с половиной тысяч труб, 84 регистра, четыре мануала! Первая же акустическая проверка показала, что при всех включенных регистрах tutti инструмент звучал вовсе не резко (чего многие опасались), напротив - мягко, тепло, бархатно.

Уже можно сравнивать новинку с московскими ветеранами - органами Большого зала консерватории и Зала имени Чайковского. Орган Дома музыки выше и качественнее по всем параметрам - по размерам, количеству регистров. Его превосходит своими габаритами лишь орган в японском городе Киото. Стилистически он примыкает к органам немецкой "симфонической" традиции. Особенно хорошо звучит на нем басовый регистр. Грандиозные 32-футовые (10-метровые) металлические трубы, декорирующие фасад (весом каждая почти в полтонны), позволяют забираться в самые нижние этажи густого, плотного звучания - по регистру они оказались октавой ниже контрабасов оркестра. Это уже диапазон ультразвука! И еще одна деталь: первые репетиции и сам инаугурационный концерт показали, что хотя на новом инструменте прекрасно звучит любая музыка, лучше всего - европейский романтизм и постромантизм.

21 декабря 2004 года войдет в историю города как день рождения уникального инструмента, который журналисты уже успели окрестить "чудом света". Установке раритетного органа в Доме музыки придавалось особое значение, поэтому была подготовлена торжественная инаугурация. Официальную церемонию, по счастью, не слишком затянули. Уже через полчаса начался гала-концерт, в котором приняли участие три выдающихся органиста из Германии, России и Англии, Свято-Никольский хор Третьяковской галереи и оркестр "Виртуозы Москвы" под управлением Владимира Спивакова.

Первым подошел к новому инструменту главный органист немецкого города Фрайбурга Клеменс Шнорр. Разумеется, он начал свое выступление с Баха. В энергичной токкате сначала выделялись легкие, прозрачные "верха", чередовались по-разному окрашенные звуковые слои. Потом зазвучали плотные, гудящие басы - исполнитель стал активно работать педалью.

Вслед за баховским блоком Шнорр сыграл Тему с вариациями h-moll малоизвестного у нас итальянского композитора Оресте Раванелло - типичного представителя позднеромантической школы с ее сложными модуляциями, пряными хроматическими гармониями.

Вторым органистом первого отделения стал русский музыкант Василий Долинский. Он исполнил Импровизацию из Второй сонаты d-moll Макса Регера. После сдержанной манеры Шнорра Долинский продемонстрировал исполнение полярно противоположное: жесткое, взрывно-экспрессивное, мощное, невероятно контрастное. При Долинском был, кстати, ассистент, переворачивавший артисту страницы и одновременно нажимавший на стенной панели электронные кнопки - орган Светлановского зала компьютеризирован!

Во втором отделении блистал еще один выдающийся музыкант - городской органист Бирмингема, англичанин Томас Троттер. Он начал выступление с баховского хита - токкаты и фуги d-moll. Играл в необычной манере - геометрической, конструктивистской: каждый новый эпизод преподносил в ином тембровом обличии, как бы надстраивая один над другим музыкальные этажи. Гулкая мощь педалей и хрустальный перезвон мануалов - и все это на свободном ритмическом дыхании, рубато.

Две следующие миниатюры вновь подтвердили: на органе Светлановского зала лучше всего звучат немецкие романтики. Именно так выглядели в исполнении Троттера негромкий Этюд в форме канона As-dur Шумана и Фантазия и фуга на тему ВАСН Листа. Если Шуман был певуч и мечтателен, то в Листе Троттер продемонстрировал слушателям характерное для этого композитора расщепление на две сферы - ангельскую и демоническую (как в фортепианной сонате h-moll). Ангельскому свету в небесных высях (Троттер использовал здесь наиболее прозрачные тембровые миксты) зеркально соответствовали гулы в подземных адских глубинах.

Точка в инаугурационном концерте была поставлена Концертом Франсиса Пуленка для органа, литавр и струнного оркестра, который прозвучал безукоризненно: Троттер и "Виртуозы Москвы" полностью понимали друг друга.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;