Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 40 (7448) 14 - 20 октября 2004г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноНоу-хау: сшить фестивалем регион"Амурская осень". Благовещенск - Харбин - Пекин Татьяна МОСКВИНА-ЯЩЕНКО
Успешно стартовав в 2003 году, Открытый Российский кинофорум "Амурская осень" заявил о себе как о масштабной культурной акции на Дальнем Востоке. Кинофорум продемонстрировал желание творческой интеллигенции оживить культурную жизнь удаленного от центра России региона, прийти к соотечественникам в местный клуб, городской парк, новый кинотеатр. Шутка ли сказать, на приграничный берег Амура в конце сентября президент форума Сергей Новожилов высадил десант - 300 человек, 200 из которых - звезды театра и кино всех поколений. Экран и сценаКонкурсную программу фильмов судило зрительское жюри, сформированное из благовещенцев, прошедших отборочный тур. Это люди разных профессий и социальных групп, влюбленные в кинематограф. Программа была выстроена так, что "серьезное" кино перемежалось жанровыми картинами. Расклад призов не стал неожиданным, скорее, взвешенным и корректным. Отмеченный призом Валерия Приемыхова как лучший фильм - "Благословите женщину" Станислава Говорухина - вполне вписывается в концепцию кинофорума, заявившего о желании продвигать в российский прокат лучшие отечественные фильмы, обладающие зрительским потенциалом. Следует подчеркнуть, что отборщики форума понимают "зрительский потенциал" не в узком смысле кассового успеха. Гораздо шире. Шедевры мирового кино, как известно, собирают кассу в течение многих десятилетий. Важно уметь работать с фильмом и воспитывать вкус у зрителя. Поэтому в конкурс вошли такие киноленты, как "Долгое прощание" С.Урсуляка, "Время жатвы" М.Разбежкиной, "Ночь светла" Р.Балаяна.
Были в Благовещенске две абсолютные премьеры, отмеченные зрительским жюри - "Дура" Максима Коростышевского, взявшая приз за режиссуру и лучшую женскую роль, и "Прощайте, доктор Фрейд" Марины Мигуновой, признанный лучшим продюсерским проектом и удостоенный награды за сценарий. Трагикомедия и комедия положений - жанры, вполне соответствующие зрительским ожиданиям, хотя "Дура", на мой взгляд, могла бы потянуть на драму нашего времени, а "Прощайте, доктор Фрейд" - на лирическую комедию. И в первом, и во втором случае авторам не хватило мастерства сделать повествование чуть мягче, глубже, деликатнее. Фильм "Дура" - о судьбе сестер-близняшек, одна из которых талантливая, но не очень удачливая театральная актриса, другая - инвалид детства, получившая при рождении черепно-мозговую травму. Финал мог бы быть вполне хеппиэндовским, но фильм завершается смертью той, кто менее других защищен от нелюбви. Рассказывает о жизни сестер начинающий беллетрист, поселившийся в их доме случайно. Он рискнул попытать счастье и написать с натуры очередной бестселлер для читательниц среднего возраста. Авторы фильма явно пытаются играть с формой "романа в романе". Они вместе с героем то следуют за жизнью, то подстраивают жизнь под душераздирающий роман. Думается, им удалось убедить зрителей в том, что все происходящее на экране - всерьез. Более того, они настаивают на том, что кино, театр и жизнь мистическим образом взаимосвязаны. Критерий один: в жизни человек умирает реально, раз и навсегда. Каждый сидящий в зале это знает. Призерше форума - актрисе Оксане Коростышевской - удалось создать обаятельный образ современницы, которая, преодолевая недуг, может покуражиться над собой и зрителем, но за тонкой гранью ее клоунады чуткий человек сумеет услышать отчаянный призыв к состраданию. Картина "Прощайте, доктор Фрейд" сделана уверенной рукой человека, поднаторевшего в сериалах. "Леди бомж" не прошла для Марины Мигуновой даром. Она смело выбрала актеров, создала прекрасный ансамбль и заставила зрителя смеяться над комичными положениями и нелепыми репликами. Действие происходит в доме очередного олигарха, за которым, как выясняется в финале, присматривает блюститель налогов. Молодящаяся мамочка, вполне бодренькая теща и затюканный зятек взбудоражены появлением в доме молодого психоаналитика. Тот призван мамочкой для того, чтобы отучить от поздней мастурбации старшего сына, юношу лет восемнадцати. Из этой экспозиции развивается не менее интригующая развязка: мастурбирующий юноша соединится с подругой матери, которую покинул милый друг, присмотревший себе в невесты дочку шефа. Мамочка и папочка счастливы отдать дочку замуж за психоаналитика, он же - опер по налогам, который помог прояснить ситуацию не только с сексуальной озабоченностью каждого члена семьи, но и вывести на чистую воду помощника-ворюгу. Как ни крути - сюжет в духе времени. За то и получил приз сценарист Вадим Михалев, сыгравший доктора Фрейда во фрагменте видео, который постоянно смотрит на экране домашнего кинотеатра новорусский недоросль. Придумав конкурс антрепризных спектаклей с участием кинозвезд, Сергей Новожилов создал блистательное ноу-хау "Амурской осени". Конкурс оценивало профессиональное жюри во главе с Донатасом Банионисом. Александр Калягин на встрече с театральной общественностью напомнил о том, что русский театр начался с антрепризы. В последние годы, когда репертуарные театры переживают кризис, а коммерция стала диктовать свои условия, антреприза активно развивается, но не было за ней присматривающего глаза. Не потому ли в профессиональной среде так часто звучат суждения о ней как о халтуре? Ада Роговцева, приехавшая на кинофорум со спектаклем "Париж спросонья", сказала, что ей антреприза продлила творческую жизнь на целое десятилетие, дала возможность поездить по свету и встретиться на сцене с любимыми партнерами. Нина Усатова, сыгравшая в двух конкурсных спектаклях - "Любовь не картошка - не выбросишь в окошко" и "Мужчина, постойте!", - на своем опыте убедилась в том, что качественная антреприза требует больше душевных и физических сил, чем стационарный спектакль. И все же жюри решило не присуждать приз за режиссуру. Большинство спектаклей держалось лишь на мастерстве звезд. С режиссурой и драматургией явно были проблемы. Сергей Никоненко в кулуарах рассказывал об одной модной московской антрепризе, на спектакли которой первое время ходил автор пьесы. Он аккуратно записывал все импровизации артистов, внес их в окончательный вариант пьесы, которую впоследствии издал. В антрепризе, как и в любом другом виде искусства, выигрывает тот, кто не халтурит. Китайская составляющаяК новорожденной "Амурской осени", удачно объединившей усилия творческой элиты и администрации города Благовещенска, внимательно присматривались несколько министерств. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ в лице Федерального агентства по культуре и кинематографии, Министерство финансов и МИД. Присмотревшись, решили всячески поддержать: финансами, статусом и протекцией. Благодаря этому в официальную программу форума были включены Дни российской культуры в Харбине и презентация "Амурской осени" в Пекине, в самом крупном посольстве мира - российском, - занесенном в Книгу рекордов Гиннесса. Сотрудники посольства назвали визит кинофорумцев историческим. Такого количества именитых гостей в Пекине не помнят с 50-х годов. В Китае давно нет русской диаспоры, нет ни одного действующего храма. Только в этом году благодаря дружбе с форумом харбинцы привели в относительный порядок Успенское русское кладбище. Кинематографисты смогли переписать имена более 300 усопших соотечественников, чтобы передать список в монастыри для молитвы. Русская Духовная миссия в Китае, просуществовав около 250 лет, закрылась в 1955 году. Часть Успенского храма на территории российского посольства теперь используется под гараж. В Китае свои праздники. Пребывание мастеров российской культуры в Поднебесной совпало по времени с местным праздником Луны, подготовкой к 55-летию со дня образования КНР и установлению дипломатических отношений между нашими странами. Заметим, что все расходы взяла на себя китайская сторона. По мнению крупных государственных чиновников и представителей деловых кругов, меценатов и спонсоров, благовещенская инициатива формирует те процессы, которые способствуют оптимизации Дальневосточного региона во всех сферах деятельности. За культурное, экономическое, политическое влияние в этом крае борются разные силы. Дальневосточный полпред Константин Пуликовский с прошлого года лелеет мысль о том, чтобы "сшить" фестивально-форумным движением вверенный ему край. По мнению мэра Благовещенска Александра Колядина, фестивали поднимают престиж дальневосточных городов, помогают выстроить партнерские отношения с центром России и соседними государствами. "Меридианы Тихого" во Владивостоке притянули к себе зарубежных гостей. "Амурская осень" соединила в программе разные виды и жанры художественной деятельности, свела на площадках города кино и театр, живопись и дизайн, моду и симфоническую музыку, поэзию, авторскую песню, русский романс и эстраду. Также в рубрике:
|