Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 40 (7448) 14 - 20 октября 2004г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Современники минувшего века

"Россия в лицах на рубеже эпох" Виктора Ахломова

Жанна ВАСИЛЬЕВА


Г.Нейгауз. 1963 г.

Альбом фотографий знаменитого репортера-"известинца" Виктора Ахломова "Россия в лицах на рубеже эпох" впечатляет не только тем, что собрал под своей обложкой самых известных наших соотечественников - современников минувшего века. В нем можно найти портреты политических деятелей от Хрущева до Горбачева, космонавтов, ученых, поэтов и балерин, писателей и композиторов, музыкантов и архитекторов - среди героев нет людей незнаменитых. Что и понятно: фоторепортер, как правило, появляется перед будущим персонажем своего снимка в момент, когда переменчивый лик фортуны поворачивается к человеку своей светлой стороной. Блеск фотовспышки (особенно в дотелевизионную эпоху) был вестником грядущей славы и гарантией места в вечности. Или по крайней мере - места на завтрашней газетной полосе.

Ю.Любимов на репетиции

Среди снимков, вошедших в альбом, есть обошедшие весь мир и знакомые практически каждому. Как, например, фото двух первых космонавтов с Хрущевым, или снимок растроганного от собственного величия Брежнева, которому его товарищ по номенклатуре прикрепляет к пиджаку очередную награду, портреты Шолохова и Окуджавы, Синявского и Лихачева, Солженицына и Ахматовой... Не потому, что все мы такие прилежные читатели газет, что помним каждый снимок, но потому, что фотографии Ахломова перепечатывались и тиражировались так часто и повсюду, что стали неотъемлемой частью нашей личной памяти. Более того - знаком события.

И.Глазунов. 1964 г.

Скажем, поразительно точная по композиции фотография Андрияна Николаева вместила разом в кадр непосредственность радости космонавта и простодушную озадаченность старушки в платочке позади него, что нечаянно поймала взгляд фотографа, и букет, рвущийся из угла кадра прямо к зрителю. Но не только. Это фото вобрало в себя гораздо больше - фантастичность, ошеломляющую невероятность свершившегося шага в космос для большинства людей, живущих на земле земными заботами же. В одном кадре встретились крестьянская Россия и держава, шагнувшая в космос. Безоглядность порыва прогресса в будущее и терпеливое, много видевшее прошлое, изумленное тем, куда же его вынесла история. Почва и ее росток, коснувшийся неба. Виктор Шкловский напишет своему тезке Ахломову на обороте собственной фотографии: "Вы очень хорошо - умно видите". Ахломов и вправду умно видит. Именно поэтому взгляд мастера смог стать взглядом сотен тысяч людей, увидевших людей и события его глазами. Сделанные им фотографии стали коллективной памятью. Лица людей на них - "Лицом века" (по слову Валентина Курбатова, озаглавившего так свое предисловие к альбому, что, словно нить Ариадны, влечет в глубь века и книг, рожденных им).

Н.Хрущев, Г.Титов, Ю.Гагарин. 1961 г.

Но именно поэтому же собранные вместе и представленные в одной любовно изданной книге, эти фотографии рождают странное ощущение - узнаваемости и отчуждения одновременно. Словно оказалось, что твоя личная память живет себе преспокойно отдельно от тебя. И вообще, она вовсе не твоя, а фотографа. Ты можешь, конечно, узнавать людей на фото и думать, что ты их "знаешь", между тем знает их на самом деле фотограф. Невидимый для нас посредник, открывающий необъятность и неисчерпаемость мира.

А.Тарковский

Фотограф, в свою очередь, конечно, знает, что снимки-слепки мгновений его жизни ведут самостоятельное путешествие по журналам и книжкам, но не догадывается, похоже, насколько они уже присвоены и освоены чужой памятью и сознанием. Или наоборот - знает слишком хорошо и потому хочет напомнить аморфному и склонному к забывчивости коллективному сознанию о точке отсчета - личности, в фокусе чьей камеры так часто сходились линии времени. И потому складывает снимки, сделанные благодаря профессиональной репортерской судьбе, в жанр ... семейного альбома, который посвящается юной серьезной особе - Анечке Ахломовой-Борисовой. Портрет Ани открывает этот альбом вместе с портретом мэра Москвы.

А.Синявский. 1989 г.

Как ни странно, в этом соседстве проявилась не только сентиментальность дедушки, но и осознанный жест художника, соединяющего в книге-ретроспективе частное и публичное. Для Ахломова это зачастую две стороны одной фотографии. Собственно фото и автограф персонажа как след прикосновения, свидетельство встречи и диалога. Ахломов соединяет их, позволяя и читателю тоже насладиться факсимиле автографа, например, Юрия Башмета, вписывающего свое имя в нотный стан латиницей - как имена нот, причем первая буква оказывается сложена из двух басовых ключей.

Личное, сугубо индивидуальное может выразиться в почерке, может - в рисунке: стремительные наброски самолетов и дельтапланов, сделанные знаменитым авиаконструктором Антоновым, говорят о любви к небу, пронесенной через всю жизнь, больше, чем любой толстый том. Но иногда индивидуальность оставляет след даже в официальном документе. Рядом с портретом Бориса Полевого, вполне официальным, со звездой Героя и чередой орденских планок, - письмо за его подписью из журнала "Юность", где Полевой был главным редактором. Это письмо с просьбой дать фотографии на выставку, присланное Ахломову в 1973 году, впечатляет всем - стилем, человечностью, просто масштабом личности. После просьбы о негативе ("разумеется, во временное пользование") Полевой добавляет: "Гарантирую Вам, что мы его не зажилим и, сделав отпечаток, вернем обратно. Тому порукой моя честь старого журналиста". Дело даже не в том, что автор "Повести о настоящем человеке" (которая гремела в те времена и в самом деле была книгой достойной) скромно именует себя "старым журналистом". Не в том, что он находит время лично обратиться к фотографу. Спокойная уважительность интонации вкупе с разговорными оборотами в официальном письме на бланке редакции показывает писателя, умеющего во всяком собеседнике видеть прежде всего человека, для которого статус (его пост, награды и прочее) - внешняя условность. Сегодня, как ни странно, такого рода письмо кажется немыслимым...

После таких факсимиле начинаешь снова и снова вглядываться в фотографии, открывая для себя подробности, не замеченные прежде. И вскоре обнаруживаешь, что сюжет многих снимков образует как раз эта встреча человека публичного и частного. Неважно, снимает ли Ахломов знаменитого литовского поэта Эдуардаса Межелайтиса на зимней рыбалке или Дмитрия Шостаковича в момент, когда ему на утренней репетиции накануне премьеры сообщают мнение "сверху" - "не раздувать премьеру тринадцатой" симфонии. Более того, похоже, его снимки живут именно на этой пограничной территории, где рядом с видимым всем приоткрывается невидимое никому.

Но надо отдать должное такту Ахломова - он никогда не пытается вломиться в эту приоткрывшуюся дверь. Охотничий азарт репортера никогда не превращается у него в беспринципность папарацци. Вспоминая о том, как однажды Рихтеру на "Декабрьских вечерах" преподнесли вместо цветов бутылку отличного армянского коньяка и как он решил его попробовать после концерта в кабинете Антоновой, Ахломов признается: "Не помню, из каких рюмок-стаканов мы выпили "на троих" в кабинете Антоновой. Но то, что у меня не хватило смелости снять Рихтера "распивающего", - точно помню".

Рассказы фотографа о съемках (чего стоит описание чемодана Ахматовой со стихами!), как и с тщанием подобранные цитаты из работ героев снимков, - это отдельная тема. Альбом Ахломова стоит не только смотреть, но и читать внимательно. Альбом, посвященный Анечке Ахломовой-Борисовой, собран для нас всех. Он - неизбежно! - вклад в копилку коллективной памяти России.

    

В.Ахломов. "Россия в лицах на рубеже эпох". М.: "Авангард", 2004.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;